Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Задания на определение задач взаимодействия по высказыва­ниям людей, обратившихся к психологу




(Напоминание: при выполнении задании пользуйтесь понятием задач взаимодействия; их лучше выполнять в группе, прибегая к коллективному обсуждению возможного решения.)

Задание 1. Определите по высказыванию задачу взаимо­действия с психологом. Докажите правильность свого решения.

1. «Не могу поверить, что сама ничего не смогла сделать, вот пришла просить помощи у чужого человека, чтобы дела в семье поправить».

2. «Он очень боится один оставаться дома. Мы уже его убеждали, что ничего страшного нет, но он как будто не по­нимает этого».

3. «Я часто думала, что только близкие могут помочь в трудную минуту, но ошиблась».

4. «Все у нас есть, а вот радости, счастья - нет».

5. «Если бы кто сказал, что надо сделать, я бы все точно сделала».

6. «Хотелось бы побольше узнать о себе».

7. «Думаю, что ревность - это болезнь. Может быть, вы ее лечите?»

8. «Жили как люди, а тут все в один день рухнуло. Я уже не жена».

9. «Я же все для него, он у нас в семье лидер. Разве это не­правильно?»

10. «А он сам сказал, что его тянет к мальчикам. Это ведь беда».

Задание 2. Определите, какая из реплик психолога способ­ствует структурированию предмета профессионального взаи­модействия, а какая, по вашему мнению, препятствует этому, поясните свои ответы, используя свое знание о свойствах психической реальности как предмета профессионального взаимодействия психолога.

Реплики психолога:

1. Ну, говорите, говорите хоть что-нибудь об этом.

2. Разве с вами, взрослым человеком, это было впервые?

3. Похоже, что вы плохо ориентируетесь в конкретных фактах.


10*


 


4. Вам что, трудно вспомнить то, что было вчера?

5. Да, я это и сама увидела, не надо лишних слов, дальше...

6. Расскажите о нем подробнее...

7. Кто для вас этот человек?

8. Было бы неплохо начать все заново...

9. Вы не верите мне?

10. Не вижу ничего необычного в ваших словах.

11. Да, это уже давно было известно Фрейду...

12. Говорите, говорите, это пойдет вам на пользу.

13. Подробнее, пожалуйста, об учительнице вашего сына.

14. Я слушаю вас.

Задание 3. Определите по высказываниям психологов, ка­кую позицию занимают они по отношению к другому челове­ку. При выполнении задания пользуйтесь таблицами, исполь­зуйте понятия «позиция на равных» и другие.

1. «Психолог - это профессия, формирующая личностные качества человека».

2. «Психолог - это профессия, которая изучает душу чело­века, его мысли, эмоции. Психолог должен помогать людям».

3. «Психолог - это профессия, необходимая в современной школе для нормальной практической работы».

4. «Психолог- это профессия, которая позволяет оказы­вать помощь людям, не знающим выхода из тупиковой си­туации, находить причины стрессов, недовольства людей собой и окружающими».

5. «Психолог- это профессия, которая мне нужна, она моя, я хочу понимать людей глубже, чем понимаю сейчас».

6. «Психолог- это профессия, предполагающая знание законов, особенностей психики разных типов людей и уме­ние пользоваться своими знаниями.для того чтобы коррек­тировать отношения, корректировать нежелательные мо­менты в поведении и мироощущении личности в сторону их улучшения».

7. «Психолог- это профессия, требующая ответственно­сти, в первую очередь терпимости, знания о другом человеке, о себе и т. п.».

8. «Психолог- это профессия одержимых душой и увле­ченно-вдохновенных людей,человековедение».

9. «Психолог- это профессия, требующая глубоких про­фессиональных знаний, практического опыта, глубокой от­ветственности за выполнение дела».

10. «Психолог- это профессия, которая позволяет глубже понять мотивы поступков и осознать все внутренние процес­сы, происходящие как с самим собой, так и с другим лицом».


11. «Психолог- это профессия, которая помогает людям познать себя, найти свое место в жизни».

12. «Психолог-'это профессия, которая помогает узнать психику человека, его нравы, обычаи, возможности, открыва­ет много нового и неизвестного».

13. «Психолог- это профессия в данный момент очень нужная и необходимая нашему больному обществу».

14. «Психолог - это профессия, которая дает возможности правильно помогать людям в их проблемах, разбираться в самих себе, самораскрываться, самоутверждаться».

15. «Психолог - это профессия для людей, которые любят человека, интересуются им, хотят изменить его жизнь (точ­нее, его отношение к жизни)».

16. «Психолог- это профессия, требующая высокого уровня знаний, как профессиональных, так и общекуль­турных, а также таких качеств*, как тактичность, внима­тельность».

17. «Психолог - это профессия очень интересная, очень нужная, которая может помочь глубже узнать друг друга, решить важные проблемы».

18. «Психолог - это профессия будущего. Она требует от че­ловека много знаний и умений, полной отдачи себя людям».

Задание 4. Проанализируйте, какое из высказываний психо­лога ориентировано на 1) воздействие, 2) манипулирование, 3) управление, 4) формирование. Используйте для анализа этих высказываний следующее представление о содержании этих понятий: 1) Воздействие - это изменение психической реально­сти другого человека с целью создания для него новых пережи­ваний и качеств. Предполагает ценность другого человека как меру изменения психической реальности. 2) Манипулирова­ние - изменение психической реальности человека в соответст­вии с целями и задачами кого-то или чего-то. Предполагает скрытое или явное обесценивание человека. 3) Управление-изменение психической реальности человека в соответствии с ее свойствами. Предполагает отсутствие у человека возможности адекватной саморегуляции. 4) Формирование - изменение пси­хической реальности человека в соответствии с представлением о ее социальной и индивидуальной норме. Предполагается, что сам человек не может достичь этой нормы.

Для ответа используйте понятие о профессии психолога-консультанта.

1. Надо разобраться вам с ним - кто за что отвечает, да ладно, вернемся к этому позже?

2. Неужели вам хочется мне об этом говорить столько раз!


3. Вы же знаете, что перед вами ребенок, почему вы ее на­гружаете взрослыми проблемами?

4. Ваши опасения мне ясны, но что вы делали, чтобы их не было? Делали что-нибудь?

5. Вы говорите, что все ее не любят. Думаю, что это пре­увеличение.

6. Постарайтесь припомнить все, до мелочей, я помогу вам в этом, вот мое задание...

7. Как человек я вас понимаю, но вы сами сказали, что не чувствуете себя человеком, давайте изменим тему.

8. Было бы неплохо узнать мнение и другой стороны. Вы можете проанализировать его мысли, а не свои...

9. Вы говорите, что вы не психолог, но ведь на уровне про­стого здравого смысла понятно, что если ребенку трудно, то ему надо помогать, а не ругать его, его надо жалеть, а не наказывать.

10. Об этом трудно говорить, попробуйте узнать себя в этих заданиях.

11. Вы не можете говорить? Давайте помолчим, а потом предпримем новую попытку.

12. Вы не могли бы лучше сосредоточиться на моих во­просах?

13. Хорошо, больше ничего не говорите, я сама вас буду обо всем спрашивать.

14. Кто вам сказал, что ребенок должен быть таким, каким его кто-то хочет видеть? Пусть даже это и близкие люди.

15. Вы уже успели сказать ей, что не любите ее ?

16. Это был желаемый для вас ребенок?

17. Она вам никогда не говорила, что боится потерять ва­шу любовь?

18. Вам надо точно отвечать на мои вопросы, я еще раз вам это повторяю.

19. Вы сказали, что врачи называют ее «капризной», они хорошо знакомы с вашей девочкой?

20. Вы лучше настройтесь на себя, тогда нам будет легче говорить.

21. Мне было бы понятнее, если бы вы говорили последо­вательно.

22. Вам обязательно надо узнать об этом мнение учитель­ницы и сопоставить свои требования с ее.

23. Что вы ей сказали, когда услышали от нее, что она не хочет идти в школу?

Задание 5. Проанализируйте, какое из высказываний на первом этапе интервью принадлежит психологу, а какое -неквалифицированному.


Для ответа используйте понятие о профессии психолога-консультанта.

Высказывания психологов:

1. У меня дар, талант понимать людей, это никто не отрицает.

2. Я обязательно помогу вам изменить себя.

3. Мы вместе с вами постараемся увидеть ваши проблемы другими глазами.

4. Кто бы мог подумать, что такая молодая и красивая женщина будет думать о смерти.

5. Вы серьезно относитесь ко всему, что с вами происходит.

6. Вы можете рассчитывать на мои профессиональные знания и опыт.

7. Трудно начинать работу при таком сопротивлении с вашей стороны.

8. Вы бы себя пожалели, чем быстрее будете говорить правду, тем легче найдем решение.

9. Думаю, что с этой задачей эффективнее справится мой коллега.

10. Вы уже разочарованы! Чем?

Задание 6. Выделите в высказываниях людей, обративших­ся за психологической помощью, варианты передачи ответст­венности за разрешение ею ситуации на психолога:

- Мне так много хорошего о вас говорят, что вы всем помогаете...

- Я буду платить столько, сколько вы скажете, только помогите...

- Это последняя наша надежда.

- Мы уже были у психологов, но что-то ничем не помогли...

- Вы, наверно, здесь непостоянно работаете, в штате этой фирмы и должности-то психолога нет...

- С ней никто не может справиться, никто, понимаете.

- Я не психолог, но понимаю, что с ней что-то происходит...

- Нас же никто не учил психологии, никто, понимаете, и никогда.

Обратите внимание, что передача ответственности на пси­холога с точки зрения другого человека является якобы необ­ходимым условием его профессиональной деятельности.

Задание 7. Выделите в высказываниях психолога варианты распределения ответственности между психологом-консуль­тантом и другим человеком, сопоставьте их с высказыванием из предыдущего задания.

- Спасибо, но скорее всего это преувеличение.

- Я еще не поняла, смогу ли я вам помочь...


- К счастью, я не единственный специалист в этой области знания...

- У психологов, как и у врачей, своя специализация, воз­можно, вы еще не встретили своего специалиста.

- Должности пока нет, но профессия психолога уже суще­ствует.

- Ваша дочь действительно сложный ребенок, сложный и для себя, и для' окружающих, с ней надо учиться жить, ей учиться жить с самой собой тоже.

- Да, матери обычно хорошо чувствуют своих детей, эти чувства и позволяют сохранять отношения с детьми, где бы они ни были.

- К сожалению, пока психология не является обязательным для всех учебным предметом, но мы живем среди людей и учимся понимать друг друга на своих ошибках.

Постарайтесь определить, какие границы собственной от­ветственности задает психолог и какую зону ответственности предлагает ему человек, обратившийся за помощью.

Задание 8. Узнайте и назовите качества человека по их опи­санию, объясните свой ответ. У вас есть возможность выбрать ответ из списка предлагаемых и обосновать его.

Содержание качества Возможное его название
исполнительный, соблюдающий педантичный
во всем порядок, точность аккуратный
    организованный
наступательно-захватнический активный
    агрессивный
    стремительный
вполне соответствующий, совпадающий равный
    подобный
    адекватный
высокое мастерство, виртуозность артистизм
    совершенный
    уникальность
лишенный оригинальности, избитый средний
    нормальный
    банальный
категорический, не подлежащий безапелляционный
возражению самостоятельный
    независимый
лишенный своеобразия, индивидуальных, серый
характерных свойств невидный
    безличный

 


Содержание качества Возможное его название
лишенный нарочитости естественный
    безыскусственный
    самобытный
испытывающий волнение, беспокойный
склонный к нему раздражительный
    суетливый
бедный содержанием, мыслями глупый
    бессодержательный
    пустой
безвольный, легко поддающийся бесшабашный
чужим влияниям бесхарактерный
    бесхребетный
расторопный, ловкий, быстрый, живой прыткий
    бойкий
    энергичный
соответствующий истине, верный
правильный, точный правильный
    ответственный
требовательный, строгий справедливый
    взыскательный
    нудный
производящий впечатление завораживающий
    внушительный
    величественный
легко поддающийся впечатлениям, чуткий слабый
    мягкосердечный
    впечатлительный
способный к серьезной работе важный
    сосредоточенный
    дельный
готовый содействовать благополучию человечный
других, желающий добра другому доброжелательный
    участливый
основанный на положениях, которые верующий
принимаются как непререкаемые догматичный
    постоянный
язвительный, коварный колкий
    непредсказуемый
    ехидный
глубоко искренний, сердечный любящий
    задушевный
    непосредственный
не забывающий, не прощающий скрытный
причиненного зла злопамятный
    вредный

 


Содержание качества Возможное его название
склонный к приобретению новых знаний, интересующийся
пытливый любознательный
    увлеченный
обходительный, предупредительный, внимательный
учтивый любезный
    понимающий
очень однообразный по тону, интонации нудный
    монотонный
    надоедливый
притворный, неискренний наигранный
    фальшивый
    выдуманный
неослабевающий, требующий сил, энергичный
внимания напряженный
    активный
стоящий особняком, отдельно исключительный
    обособленный
    выдающийся

 

Упражнения на внимание и методы воздействия

1. Распознавание талантливого и неталантливого слуша­теля. Обратить внимание на их поведение. Сравнить их по параметрам слушания. Изучить специфику поведения. Вер­нуться в свое прошлое и изучить людей, которые были для вас полезны или нет.

2. Практический эксперимент на внимательное поведение. Намеренно использовать неправильное поведение (смотреть в сторону, менять тему разговора на интересующую вас, унылый вид), в следующий раз вести себя грамотно. Сравнить эффект.

3. Пример для класса. Наклонитесь вперед, и лектор будет читать только вам. Люди говорят для тех, кто слушает.

4. Избирательное внимание. Отмечать в разговоре все те­мы. Выбрать интересную для вас и развить ее. Вернуться к другой и сделать то же самое.

5. Наблюдения за влиянием. Выбрать человека, который способен оказывать влияние на других (друг, знакомый, ТВ-ведущий). Обратить внимание на его вербальные и невер­бальные приемы.

6. Упражнение на достижение цели. Неэффективное воз­действие: смотреть вниз, отворачиваться от человека, мям-


лить, эффективное- наоборот. Упражнение повторять в си­туации дискомфорта или скованных.

Задания по методам воздействия

Освоение метода интерпретации.

Перескажите (для передачи другому человеку) смысл при­веденных ниже отрывков:

1. «Каждый раз ваш ребенок определяется в соответствии с этими идеями как всего лишь беспомощное существо, не спо­собное самостоятельно жить, нуждающееся в вашем руково­дстве, поддержке, знании того, что вы «заботитесь» о нем. Здесь нет даже упоминания об инициативе и способности вашего ребенка сделать что-либо самостоятельно. Это очень неверное и крайне унизительное представление о вашем сыне или дочери. Кроме того, эти идеи определяют и вас лишь в связи с поведением вашего ребенка, а не как человека, кото­рый что-то означает и сам по себе. С вами считаются по­стольку, поскольку вы являетесь «хорошим родителем». То, что вы из себя представляете, зависит не от того, что вы де­лаете или кем вы являетесь, но от того, что делает и кем явля­ется ваш ребенок, зависит не от того, что он или она думают или делают, но от того, насколько точно он или она соответ­ствуют вашим ожиданиям. Тем самым каждый из вас опреде­ляется через другого и не является индивидом, обладающим самоуважением и самодостаточностью» (Байярд Дж. и Р. Ваш беспокойный ребенок. - М., 1991. - С. 51).

2. «Ребенок на границе перехода от предметной к ролевой игре еще не знает ни общественных функций взрослых, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в на­правлении своего желания, объективно ставит себя в положе­ние взрослого, при этом происходит эмоционально-дейст­венная ориентация в отношении взрослых и смыслах их дея­тельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-дейст­венным переживанием» (Эльконин Д. Б. Психология игры. -

М., 1978.-С. 277).

3. «Когда была создана общая теория относительности, многим показалось, что наука отбросила последние остатки наглядности, что она занялась не столько явлениями, сколь­ко отношениями, которые ставятся на место явлений. А эти отношения выражаются формулами, которые ничего не говорят чувствам. Хотя, кто так говорил, поторопились:

надо было сначала спросить самих ученых, эту задачу вы-


полнил Жак Адамар. Собирая материал для своей книги о психологии изобретений в математике, он разослал многим ученым анкету с вопросами, касающимися языка их мышле­ния. «Слова, написанные или произнесенные, не играют, по-видимому, ни малейшей роли в механизме моего мышле­ния, - отвечал ему сам создатель теории относительности. -Психологическими элементами мышления являются некото­рые, более или менее ясные знаки и образы. Образы эти были у Эйнштейна зрительными, слуховыми, а иногда и двигательными, слова же или другие звуки появлялись то­гда, когда мысль надо было передать другим» (Иванов С. Абсолютное зеркало. - М., 1986. - С. 54-55).

4. «В интересах такого однозначного понимания интрос­пекции как специфического метода психологии нам представ­ляется совершенно необходимым выделить из ее содержания этот широкий придаваемый ей смысл и понимать интроспек­цию уже, мысля о ней только особый ряд наблюдения или восприятия, ибо открытие законов и всякого рода общих положений о свойствах моей психики есть результат действия размышляющего по логическим законам ума над полученным уже материалом. Это есть работа рефлексии (в собственном смысле, в отличие от Локковского - слишком широкого). Но, очевидно, подобная рефлексия не есть что-либо специфиче­ское, присущее психологическому исследованию, - напротив, она одинакова во всех науках, как приложение логических операций к сырому материалу. Мы же, видя в интроспекции специфический, отличный от внешнего источника опыт по­знания, полагаем, что под интроспекцией не следует пони­мать то, что относится собственно к рефлексии, открываю­щей законы и соотношения, но лишь самый способ получения сырого материала, как таковой, интроспекция может быть сопоставлена с наблюдением каким-нибудь внешним чувст­вом, скажем, зрением. Из такого сопоставления будет видно, почему интроспекции нельзя приписывать установление за­кономерных связей и образование понятий, подобных «памя­ти», являющихся понятиями относительного умозаключения, а не непосредственной данности переживания (КравковС.В. Самонаблюдение. - М., 1922. - С. 21).

5. «Если говорить о собственно познавательной мотива­ции, то нужно отметить, что ее характер зависит от характера учебно-познавательной деятельности, процесса усвоения зна­ний. Ранее мы говорили о том, что знание, которое усваивает человек,- это средство (орудие) решения различного рода проблем и задач, возникающих в жизни, в общественно-


трудовой практике. Но в обучении усвоение этого средства (знания) становится также самостоятельной целью. Иными словами, в процессе познавательной деятельности знание выступает как цель, и как средство. Поэтому и познаватель­ная мотивация, т.е. потребность в знании, может быть как внутренней (эпистемическая любознательность, интерес к новому, ориентировочная активность), так и внешней (пони­мание практической пользы знаний, которые сами по себе могут и не возбуждать интереса)» (Кулювкин Ю. Н. Психо­логия обучения взрослых. - М., 1985. - С. 67).

6. И. Жданов. Из сб. «Портрет», С. 56:

«Я буду дорожить виной или ошибкой. Ткань возвратится в нить, чтоб грусти стать улыбкой. Надежды больше нет, есть только вера в чудо -и надо мною свет неведомо откуда».

С. 12:

«Вода в глазах не тонет -

признак грусти.

Глаза в лице не тонут -

признак страха.

Лицо в толпе не тонет -

признак боли.

Боль/как пещера, вырыта в

тумане

в газообразном зеркале

житейском,

толпящемся в преддверии

страданье.

О, если б кто-нибудь

в пещеру эту

своим лицом вошел,

он бы услышал, что боль поет, как взгляд

поет в ресницах.

Черна, как нефть, готовая

взорваться,

Она плотней кассеты с

кинопленкой,

где в каждом кадре

увяданье мака,

где в каждом кадре мак

меняет кожу,


и против шерсти зеркало ласкает, оно в ответ чернеет и клубится. Лицо в толпе не тонет и уходит, Ему - не оглянуться, но в тумане Лишь взмахи весел, плеск и скрип уключин. 7. Н. Рубцов из книги «Русский огонек»: В глуши Когда душе моей Сойдет успокоенье С высоких, после гроз, Немеркнущих небес, Когда душе моей Внушая поклоненье, Идут стада дремать Под ивовый навес, Когда душе моей Земная веет святость, И полная река Несет небесный свет, -Мне грустно оттого, Что знаю эту радость Лишь только я один: Друзей со мною нет... Стоит жара Стоит жара. Летают мухи. Под знойным небом чахнет сад. У церкви сонные старухи Толкутся, бредят, верещат. Смотрю угрюмо на калеку, Соображаю, как же так -Я дать не в силах человеку Ему положенный пятак? И как же так, что я все реже Волнуюсь, плачу и люблю? Как будто сам я тоже сплю И в этом сне тревожно брежу... Элегия Отложу свою скудную пищу И отправлюсь на вечный покой. Пусть меня еще любят и ищут Над моей одинокой рекой.

Пусть еще всевозможное благо Обещают на той стороне. Не купить мне избу над оврагом И цветы не выращивать мне... 8. Из собрания сочинений Л. С. Выготского: «Мы видим, таким образом, что культурное развитие пове­дения тесно связано с историческим, или социальным развити­ем человечества. Это приводит нас ко второму закону, который также отражает некоторые черты, общие фило- и онтогенезу. Второй закон можно сформулировать так: рассматривая исто­рию развития высших психических функций, составляющих основное ядро в структуре личности, мы находим, что отноше­ние между высшими психическими функциями было некогда реальным отношением между людьми, коллективные, социаль­ные формы поведения в процессе развития становятся спосо­бом индивидуального приспособления, формами поведения и мышления личности» (Т. 4. - М., 1984. - С. 221). 9. «В течение целых десятилетий общество было втянуто в жанр реализуемой утопии. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»,- не только песня, но и программа мифического «светлого будущего». Утопическое сознание- вот главный источник и главное наследие тоталитаризма, от которого мы не можем избавиться и по сей день. Утопизм стал официальной религией страны, утопизм, извративший все понятия о нравст­венности, о свободе, о цене человеческой личности, о человече­ском достоинстве. При господствующей доктрине «светлого будущего» невозможно было апеллировать к тяжелому на­стоящему - оно предполагалось лишь подножием, ступенькой к следующим вершинам грядущего. За обещанное в будущем земное «царство» народу приходилось платить ужасную цену» (Иванова Н. Гибель богов. - М., 1991. - С. 10). 10. Письмо к отцу молодого человека, покончившего с со­бой (пунктуация и орфография сохранены без изменений): Здравствуй Папа. Прости, прости меня за все, за все то плохое что я зделал для тебя, и за то чего не зделал. Когда ты читаешь эти строки Я буду уже в другом мире. Тебе нечего терять, в том что на свете не станет такого человечка как Я. Хотя я понимаю что я твой сын и ты мой отец и пожалуй единственное что у меня есть и кому я верю. И только ты это и есть тот камень кото­рый тяжестью ляжет на мою грешную душу. Ибо какой бы я свиньей не оказался, ты наверное не воспримешь мой посту­пок как должное. Ты прав подумав что это не по мужски. Но

 


я нивижу больше никакого выхода из этой ситуации. Я пере­стал себя уважать, даже более того я не могу жить после того что случилось. Я опустился до последнего чмошника в глазах большинства, не спорю сложившиеся обстоятельства вокруг меня пошли против меня, но я сам виноват в том что все так вышло. Я позволял над собой вытворять такие выходки, ко­торые не допустил бы самолюбивый и гордый человек. Я понимал что это и к чему может привести, но как «заморо­ченный» нечего не предпринимал против них в свою защиту. Я зря прожил 18 лет, я прожил их бес толку, Я ничего сейчас не стою. Я не знаю что со мной случилось, но я нечего в себе не нахожу и непомню от многолетноего стажа в каратэ-до, мне противно осознавать то что реально я мог бы убить этих 7-х, и 10-х и т. д. Но когда дело доходило до нужного момен­та во мне все стопорилось, Я выгляжу как мешок с дерьмом. Даже просто выразить то что я думаю в глаза недругу пря­мым текстом не могу порой из за страха. Я боюсь когда на меня напирают в наглую, я действительно боюсь хотя не все­гда это показываю. Меня привратили в раба а я как немужик не могу нечего поделать с этим. Да и вдабавок как всему это­му меня кто-то месяца 2,5 назад «зделал» «стукачем» - Я ни­чего не знал о той пьянке а старшине кто-то о ней все расска­зал, а меня подставили якобы это зделал я. Потом пошло-поехало, - стуком, чмо. Если кто из начальников что и узнал то в любом случае косились на меня. Постоянно слышал в свой адрес это упоминание. А я никогда не кого не залажи-вал, только после той последней драки Я сказал взводному тех. взвода (даже не все как было) правду думая что может это что изменит. Я действительно - «чмо». Даже сбежать от­сюда не сумел, готовился, думал, мечтал. Но Вчера на вокзале попался и на столько опустился что 2-е меня 2-раза догнали и окрутили как черняка. Потом вели скрученного по городу и части. Я ненавижу себя я не что в этом мире, я проиграл эту игру. Я хотел убежать на Восток (Дальний восток) чтоб или попытаться там начать новую жизнь или умереть там. А сей­час после вчерашней неудачи я нечего нехочу, кроме одного -уйти, уйти от сюда туда где Я обрету покой и никто из этих людей меня не увидит я просто физически не могу больше здесь жить а уйти от сюда я не смогу, да и нечего из этого не выйдет. Мне кажется что я немного сошел с ума.

Раньше на гражданке у меня была Наташа, я если и попа­дал в очень тяжелую ситуацию то мне было все равно, я про­сто вспоминал о ней и зная что в будущем я сней буду счаст­лив все забывав, ибо мне хватало просто ее. я любил Наташу


и сейчас люблю но увы та единственная железная опора ко­торая меня держала в жизни ушла у меня из под ног... -; Извини и прости меня Отец, ты недостоин такого сына. Я хочу умереть, просто умереть. Я все всем прощаю и никого в своей смерти не веню. Забутьте меня как неудачный отросток от дерева жизни. Тем-более что я тебе наврал в последнем письме про другие деньги,- мне нужен был перевод, чтоб получить военнжк, но я его заполучил вчера и всеравно ниче­го не вышло я ничтожество и нечего йеня жалеть. У меня к тебе последняя просьба и постарайся ее выполнить пожалу-Ста, я тебя очень прошу: она может показаться тебе странной но прошу тебя выполни ее: Хотя я и крищен и являюсь хри­стианином, но не хорони меня по христиански - Не закапы­вай меня сожги мое тело, я прошу тебя сожги. Но не в крима-терии а на открытом воздухе и на дровах. И зделай это обя­зательно за час до полуночи. Ибо в это время (я уходил по вечерам на кухню, как ты помнишь) я «ходил» на время туда куда уйду сейчас. Я умоляю тебя зделай так сожги мое тело на открытом воздухе (где нибудь в поле) за час до полуночи об этом тебя просит моя грешная душа. Прости меня Папа. Я люблю тебя. Прощай, твой сын Володя.

11. Узнайте по описанию Теофраста, о каком из характе­ров он говорит, пользуйтесь возможным списком типов характера.

«... в широком смысле - это притворство, связанное с са­моумалением в действиях и речах, а ироник - вот такой чело­век. Придя к своим недругам, он готов болтать с ними, пока­зывая вид, будто вовсе не питает к ним неприязни. В глаза он расхваливает тех, кто на кого исподтишка нападает, и изъяв-яяет соболезнование, если те проиграли тяжбу. Он даже оп­равдывает тех, кто дурно отзывается о нем и обвиняет его. С людьми обиженными и раздраженными разговаривает спо­койно, а если кто настойчиво добивается встречи с ним, велит прийти позднее. О своих делах ничего не рассказывает: гово­рит, что только обдумывает и ничего еще не решил, делает вид, будто только что пришел, что уже поздно, что ему не­здоровится. Если кто просит денег в долг или собирает склад­чину и если он несет что-нибудь на рынок, то говорит, что не продает, а если не продает, то, наоборот, объявляет, что про­дает; что бы ни услышал, притворяется, что ничего не слы­шал, увидел - говорит, что ничего не видел; договорившись о чем-нибудь, заявляет, что не помнит; то говорит, что еще поразмыслит, то - что еще не знает; то, что удивлен услы­шанным, то - что и сам уже так рассудил. Обычно он выра-


11 Г. С. Абрамова


 


жается в таком роде: «Не могу поверить», «Этого я не пости­гаю», «Я поражен». Или же: «Ты говоришь словно о другом человеке: мне он рассказывал совсем не то», «Это мне стран­но», «Рассказывай кому-нибудь другому», «Теряюсь: тебе ли верить или его обвинять?», «Подумай все же: не слишком ли ты легковерен?»

Возможные варианты: насмешка, ирония, издевательство.

«... - это пристрастие к докучливо длинным и необдуман­ным речам. Вот такой^еловек пустослов. Усаживаясь рядом с незнакомцем, он принимается расхваливать собственную жену. Потом рассказывает, какой ему сон приснился прошлой ночью, затем подробно перечисляет блюда, которые ел за обедом. Дальше - больше. Он заводит речь о том, что люди ныне пошли гораздо хуже прежних, а пшеница на рынке де­шева, и как много понаехало иностранцев, и море уже с Дио­нисий снова су доходно; а если Зевс пошлет побольше дождя, то и хлеба поправятся и через год он возделает поле; и как жизнь-то стала тяжела, и что Дамипп поставил самый боль­шой факел на мистериях, и сколько колонн в Одеоне, и что «вчера меня стошнило», и «какой сегодня день», и что в боэ-дромионе бывают мистерии, в пианесионе- Апатурии, а в поседеоне - Сельские Дионисии. И если терпеть его пустосло­вие, то он так и не оставит в покое».

Возможные варианты для выбора ответа: пустословие, болтливость, глупость.

«... - это приверженность к постыдным деяниям и речам, от­чаянный же вот какой человек: он легко приносит клятву, без­различен к дурной славе, за бранью не постоит. По своей нату­ре он, можно сказать, рыночный завсегдатай, распоясавшийся, на все способный. Он всегда готов даже в трезвом виде отпля­сывать кордак и без маски выступать в комосе. На представле­ниях фокусников он собирает за вход медяки, переходя от од­ного зрителя к другому, и бранится с тем, кто предъявляет ис­пользованные билеты, желая смотреть представление даром. Он не прочь сделаться кабатчиком, сводником или сборщиком пошлин и не гнушается никаким позорным ремеслом, может стать даже глашатаем, поваром или игроком в кости. Родную мать не кормит; его хватают и сажают в тюрьму за воровство, и в тюрьме он проводит больше времени, чем у себя дома. Он из тех людей, которые собирают вокруг себя толпу: охрипшим голосом и надрываясь от крика, обращается он к встречным с руганью и разглагольствованиями, одни подходят, другие ухо­дят, не дослушав его; одним он успевает рассказать только начало, другим какую-то часть истории. Лучшей обстановкой


для того чтобы высказать свою отчаянность, он считает всена­родное празднество. Этот человек способен также вести по нескольку тяжб, то как ответчик, то как истец; то он под клят­вой уклонится от явки, то явится с «ежом» за пазухой и со связ­кой документов в руках. Не прочь он также верховодить тол-

•пой рыночных бродяг-перекупщиков, ссужать им деньги под проценты (причем требует за драхму полтора обола в день), да к тому же еще обходить харчевни, лавки со свежей и соленой рыбой и собирать за щеку проценты со своих делишек».

Варианты ответа: решительность, отчаянность, риско­ванность.

«...если ее определить - это пренебрежение доброй славой ради постыдной корысти. А бессовестный вот какой человек. Сперва он идет к тому, кого он успел уже раз обобрать, и занимает у него деньги. Потом... после жертвоприношения богам он обедает у другого, а жертвенное мясо солит впрок.

-Позвав сопровождающего его слугу, он берет со стола куски мяса и хлеба и дает ему, говоря во всеуслышание: «Угощайся, Тибий». Когда идет покупать съестное, то напоминает мясни­ку, что когда-то сделал ему одолжение, и, стоя у весов, обыч­но подбрасывает туда кусок мяса или хоть кость для похлеб­ки. Если проделка сойдет, то он доволен, если же нет, то, ста­щив с прилавка бычьи потроха, со смехом убегает. Купив стоим гостям места в театре за их счет и не заплатив за себя, смотрит сам, а на следующий день приводит и своих сыновей, да еще с их дядькой. И если кто-нибудь сделал выгодную по­купку на рынке, он требует часть уступить ему. К соседу в чужой дом приходит занять ячменя, а иногда и соломы, да еще заставляет заимодавца все это приносить к себе. В бане он может подойти к медному котлу с горячей водой, зачерп­нуть воды и, несмотря на окрики банщика, окатить себя с ног до головы со словами: «Готово!» А при выходе сказать бан­щику: «Ничего ты с меня не получишь!»

Варианты ответов для выбора: бессовестность, беззастен­чивость, наглость.

«... - это душевная вялость, проявляющаяся в речах и по­ступках, тупоумный вот какой человек. Сосчитав счетными камешками и подведя итог, он задает сидящему рядом во­прос: «Сколько же это получается?» Вызванный в суд по иску, он в назначенный для разбирательства день по забывчивости отправляется в деревню. На представлении в театре он засы­пает и под конец остается один. Объевшись за ужином, он встает ночью с постели, чтобы выйти во двор, и возвращается искусанный соседской собакой. Запрячет какую-нибудь вещь,


II*


 


потом ищет и не может найти. При вести о кончине какого-нибудь приятеля и получив приглашение на похороны, он с печальным лицом и слезами восклицает: «В добрый час!» Получая долги, он приводит с собой свидетелей. Зимой он бранится со своим рабом, зачем тот не купил на рынке огур­цов. Детей своих он заставляет до изнеможения состязаться в борьбе и беге. На полевых работах он самолично варит себе чечевицу, причем дважды кладет в горшок соли, так что ку­шанье становится несъедобным. В дождь говорит: «Как ясно сияют звезды». На вопрос: «Сколько покойников вынесено, по-твоему, за Могильные Ворота?» он отвечает: «Нам бы с тобой столько покойников».

Варианты ответов для выбора: дурость, тупоумие, слабо­умие.

«... - это резкость при обхождении, проявляющаяся в речах. Вот такой человек грубиян. На вопрос: «Где такой-то?» заявля­ет: «Оставь меня в покое». На приветствие он не отвечает. А случись ему что-нибудь продавать, то не объявит, почем отда­ет, а спрашивает покупателей, что те дадут. Людям, из уваже­ния посылающим ему подарки к праздникам, он говорит, что вовсе, мол, не нуждается ни в каких подарках. Он не принимает извинений, если прохожий нечаянно толкнет, заденет или на­ступит ему на ногу. Предложи ему приятель складчину, он сна­чала скажет, что не даст денег, а потом принесет, приговари­вая: «Плакали и эти мои денежки». Споткнувшись на улице о камень, он готов и этот камень осыпать проклятиями. Долго ожидать кого-нибудь он терпеть не может и никогда не захочет ни спеть, ни продекламировать, ни сплясать. Он способен пре­небречь даже и молитвой богам».

Варианты ответов для выбора: грубость, бестактность, подлость.

«... мы определим, пожалуй, как излишнее усердие в речах и действиях из добрых побуждений, а суетливый вот какой человек. Он дает обещания, которые потом не может выпол­нить. Если дело единодушно признано справедливым, он один выступает с возражениями, несостоятельность которых очевидна. Слугу-виночерпия он заставляет смешивать вина больше, чем могут выпить гости. Спорщиков, даже вовсе ему незнакомых, старается примирить. Он обязательно поведет окольной тропинкой, сворачивая с дороги, а потом уже сам не может разобраться, куда ему идти. В походе, подойдя к военачальнику, он осведомится, когда битва и какие прика­зания он отдаст послезавтра. К отцу он приходит предупре­дить, что мать уже спит в опочивальне. Если врач запрещает


больному пить вино, он все-таки дает, говоря, что хочет ис­пытать, сильно напоив больного, не поправится ли тот. На могильном памятнике женщины он напишет имена ее мужа, отца и матери и ее самой, и откуда эта женщина родом, да еще добавит, что все это были люди добрые. Собираясь при­нести клятву, он объявляет присутствующим: «Не впервой мне, ведь уже и раньше много раз я клялся».

Варианты ответов для выбора: суетливость, беспокойство, вертлявость.

Проверьте свои ответы с текстом Теофраста, постарайтесь проанализировать причины соответствия и несоответствия ваших ответов вариантам автора. Предложите свои варианты описания качеств, о которых писал Теофраст".


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 14805; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты