КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные методологические предпосылки в исследовании экономических явленийДля выяснения теоретических и практических наработок физиократов следует обратиться к методологии исследования Кенэ экономических процессов. Ее суть можно свести к нескольким пунктам. Первое положение о «естественном праве», которое основывалось на учении о «естественном порядке». Под «естественным порядком» понимались законы общества, действующие как законы природы, по сути буржуазного строя. Основой «естественного права» являлось право частной собственности, которое может быть определено приблизительно как право человека на вещи пригодные для его использования. «Естественное право» всех на всё абстракция. «Право на всё походит на право каждой ласточки на всех летающих по воздуху мошек», как отмечал Ф.Кенэ. Новым моментом в исследовании общества явились философские наработки пророков новой науки – Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Р.Декарта, которые заменили «истину веры» «истинной разума». Всё сверхчувственное, не материальное было выброшено. У.Петти и Ф.Кенэ взяли эту посылку заоснову методологической базы своих исследований, но у Ф.Кенэ идея экономического закона получила более основательное изложение. В конечном счете, в 50–е годы ХVIII ст. она сыграла решающую роль в формировании предмета «Политической экономии» в виде категории производственных отношений. Вторая составляющая методологии Ф.Кенэ вытекала и была усилена, в дальнейшем, благодаря его медицинскому образованию и занятиям философией. Главным выводом его философских исследований стала идея обмена веществ в природе и обществе по принципу эквивалентности, которая легла в основание его трудов по политической экономии. Рассматривая общество как тело человека, т.е. органическую систему, живой организм, он развил этот принцип в идее эквивалентного обмена. Именно эта сторона методологии позволила ему, в последующем, дать впервые анализ промышленного капитала при отсутствии теории стоимости. Третьим позитивным моментом в методологии физиократии стало преодоление односторонне–аналитического метода исследования предшественников. Был восстановлен в правах метод дедукции,т.е. восхождение от абстрактного (общего) к конкретному (частному), разработанный в трудах философов того времени. Ранее существовавшие в изучении отдельные части исследуемого объекта у предшественников Ф.Кенэ теперь приобрели в трудах его продолжателя А.Р.Ж.Тюрго вид целого посредством синтеза. Результатом такой посылки стала первая в истории экономической мысли система научных экономических взглядов. Следует отметить, что исходные положения для реализации метода дедукции в трудах Ф.Кенэ уже имелись в виде положения об органической целостности общества, идее эквивалентного обмена и проблемы цен, которая, в конечном счёте, подвела к постановке теории ценности в работе А.Р.Ж.Тюрго «Ценность и деньги» (1769). Четвертый элемент методологии проистекал из перенесения исследования из сферы обращения в сферу производства( в данном случае земледелия), которое есть «источник всех богатств государства и его граждан». Именно земледельческое производствосоздаёт продукт и стоимость (хотя это различие неточное), а также чистый продукт (далее ЧП), что не происходит в других отраслях человеческой деятельности. Это дало возможность впервые провести анализ процесса общественного воспроизводства и осуществить анализ капитала. Отмеченный выше методологический аппарат Ф.Кенэ нашёл своё продолжение в вопросе об отношении государства к экономике, как принципиально новом витке формирования основ новой экономической политики с её ключевым принципом «laissez faire». Подробнее об этом будет сказано в вопросе, посвященному экономической политики Ф.Кенэ.
|