КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Описание хода урока.В этой части воспроизводится живая картина урока. Степень полноты ее описания может быть различной: от подробного воспроизведения всего происходящего на уроке до схематического, позволяющего представить в общих чертах деятельность учителя и учащихся на протяжении всего урока. При воспроизведении хода урока должны быть раскрыты содержание изучаемого материала, специфика использования средств и методов обучения, должна быть соблюдена последовательность освещения каждого этапа урока в соответствии с предложенной его структурой. Все это отображается через описание взаимной деятельности учителя и учащихся по достижению поставленных целей урока. Ключевым элементом в структуре многих уроков является изучение нового материала. С опорой на него или во взаимосвязи с ним решаются на уроках остальные вопросы: будь то закрепление, контроль и т. д. В процессе обучения праву или обществознанию оно чаще всего связано с решением проблем, возникающих при изучении правовых понятий, фактов, событий, явлений и доказательств достоверности изучаемого материала. Можно при этом выделить три основных этапа: подготовку к восприятию, введение и первичное осмысление нового материала. Этап подготовки к восприятию нового материала во многом связан с формированием опорных знаний. Этого, однако, может оказаться недостаточно для обеспечения готовности учащихся к получению новых знаний. Подобное чаще всего наблюдается в тех случаях, когда в процессе преподавания не уделяется должного внимания мотивировке изучения нового или актуализации опорных знаний. Рассмотрим в этой связи на конкретных примерах некоторые способы решения данной проблемы. 1. Ввод в урок. Формула: учитель начинает урок с «настройки». Распространенный ввод в урок таков: все встали, замерли, посмотрели в глаза учителя, по команде сели. Он не единственный и не самый совершенный. Возможен другой вариант: знакомим с планом урока. Это лучше сделать в полушутливой форме, например, так: « Сначала мы восхитимся вашими глубокими знаниями предыдущей главы, а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос…(звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги – решим правовые задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное…(называется тема повторения)». Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная фраза. Она может быть мажорно-возбуждающей, как « Танец с саблями» А.Хачатуряна или «Балеро» Равеля, или минорно-успокаивающей, как романс Глинки. Возможна интеллектуальная разминка – два-три не слишком сложных вопроса на размышление. После нескольких предложений учащиеся сами должны определить, о чем будет идти речь на уроке. Главная задача ввода в урок – настроить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой. По существу каждый школьный педагог должен составить основной алгоритм формирования информационной культуры учителя и ученика, что станет решающим свидетельством понимания сути информационных процессов. Ум человека – это своеобразный природный компьютер, являющийся в данном случае средством формирования целостного сознания и включающий в себя такие операции, как сбор данных, их обработку, хранение, применение и т.д. Однако эффективность обучения в таком режиме зависит от условия основных принципов информационного взаимодействия: Принцип тезауруса (словаря), то есть обеспечение одинакового смыслового толкования терминов, понятного для всех участников диалога языка общения. Принцип привлекательности. Современный урок- это интересный урок. Лишь в таких условиях можно поддерживать высокую мотивацию и эмоциональную окраску урока. Такой урок можно создать за счет следующих условий: - личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается); - содержание учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета); - методов и приемов обучения. Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то, последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя, Овладение соответствующими приемами, разнообразными техниками помощи облегчения учебы становится главным в его работе. Принцип маевтики(творческой деятельности учащихся) как результат реализации первого и второго принципов. В современных условиях учитель должен избавиться от комплекса «главного звена» в передаче знаний. Знание, как идеальное образование, не может быть непосредственно передано одним субъектом другому – оно может быть выработано субъектом в результате собственной активности. Деятельность учителя, прежде всего, направлена на развитие ценностных ориентаций субъекта, его целей и мотивов, на творческое применение накопленных знаний, способностей и т.д. Принцип маевтики успешнее реализуется при учете следующих условий: - самостоятельности- учащихся; - индивидуального темпа работы; -получение знаний (информации) из различных дополнительных источников.
|