Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Эпидейктическая речь




Добро есть вечная цель нашей жизни.

(Л.Н. Толстой)

Те, кто жадны на похвалу, бедны заслугами.

(Плутарх)

Эпидейктическая речь (от греч. deiknumi «показываю, делаю видным, известным, приветствую») – речь, цель которой – выразить свое понимание добра и зла, прекрасного и постыдного: «…Поговорим о добродетели и пороке, прекрасном и постыдном, по­тому что эти понятия являются объектами для человека, произнося­щего хвалу или хулу» (Аристотель). Жанры, в которых реализуется этот вид речи – поздравление, тост, похвала и др., – встречаются часто как в быту, так и на официальных мероприятиях: празднованиях, юбилеях и т.д. Ее основное содержание – похвала и порицание, оценка, но вместе с тем эпидейктическая речь может также информи­ровать, в каких-то ситуациях развлечь слушателя, содержать элемен­ты аргументации.

С необходимостью произнести эпидейктическую речь мы часто сталкиваемся в быту, поздравляя юбиляров и новобрачных, произнося тост за счастье в новой квартире или объясняя ребенку неправильность его действий. Существует также официальная эпидейктическая речь, которая произносится при праздновании какого-либо государственно­го события, например официальные речи на торжественном праздновании 300-летия Петербурга.

Эпидейктический тип речи возник в Греции в V веке до н.э. Считалось, что произносящий такую речь должен выразить свое понима­ние прекрасного и постыдного, дать оценку, содержащую похвалу или порицание, рассуждать о добродетели и пороке. Причем объек­том для восхваления мог быть не только человек, но и явление, и животное, и неодушевленный предмет. Аристотель говорил об этом так: «Нам часто случается серьезно или несерьезно хвалить не только человека или Бога, но и неодушевленные предметы и первое встреченное животное». По Аристотелю, задача эпидейктической речи – хвала добродетели в разных ее проявлениях, хвала все­му, что ее достойно: справедливости, мужеству, мудрости, щедрости, благоразумию и другим прекрасным качествам человека или общности людей. Восхвалялись также поступки, результатом которых было благо для окружающих. Хвалебная речь такого типа должна была пробудить у слушателей чувство восхищения, благодар­ности, ликования, гордости, радости. Однако эпидейктическая речь, по понятиям древних, могла вызвать и другие, иногда прямо противо­положные чувства. Аристотель называет их «хула», т.е. порицание, осуждение. Хула была направлена на возбуждение столь же сильных, но осуждающих чувств. Осуждались трусость,
несправедливость, пороки, свойственные человеческой натуре, скупость и др. Но, даже порицая, эпидейктическая речь (и в этом ее особенность!) вызывала не чувство уныния или безнадеж­ности, а желание исправить
недос­татки.

Чтобы решить поставленные задачи, эпидейктическая речь регламентировалась рядом правил. Аристотель считал, что: а) хвалить нужно то, что больше все­го ценится в обществе; б) за­коны эпидейктической речи требуют усиления и преувеличения (например, ора­тору нужно было показать, как герой мужественно боролся с непреодолимыми трудностями, лишениями, препятствиями и как су­мел все преодолеть; при этом преувеличение – не лесть, а закон жанра); в) оратор должен использовать сравнение действий восхваляемого с действиями обычных людей, чтобы выделить на этом фоне его заслу­ги.

Эпидейктическое красноречие было очень распространено на Ру­си, где оно развивалось начиная с XI–XII вв., опираясь на многовековую тра­дицию Античности. Такое красноречие носило практический характер. Это были разного рода «поучения» или «беседы». Речи писа­лись (на Руси всегда было принято писать речи!) простым, общедоступным языком, без каких-либо особых риторических украшений.

Особой разновидностью эпидейктического красноречия было торжественное красноречие. Оно требовало от пишущего глубины содержания, знаний общей культуры. Произве­дения такого рода назывались «слово»: «Слово о законе и благодати», «Слово о полку Игореве» и др.

Сегодня можно говорить о таких современных жанрах эпидейктических речей, как нравоучительная, воспитательная беседа, критические выступления начальника по отношению к подчиненным. (Казалось бы, эти высказывания трудно отнести к эпидейктическим речам, но с риторической точки зрения и хвалебные, и ругательные речи относятся к одному и тому же типу.)

Порицание, критическое выступление могут оказать очень сильное воздействие на человека, поэтому здесь необходимо учитывать некоторые рекомендации психологов, в частности сле­дующие:

- можно выражать недовольство отдельными действиями человека, но не человеком в целом. (Ты плохой, глупый, недалекий! Ничего-то ты не можешь! и т.д. – пример неправильно построенной речи; Вы вчера поступили неправильно, не смогли оценить ситуацию адекватно! – пример правильной речи);

- недовольство действиями человека не должно быть системати­ческим, иначе оно перерастет в неприятие, критика должна быть позитивной: выражая недовольство, необходимо предложить пути исправления ситуации, найти положительные моменты.

Таким образом, несмотря на все разнообразие жанров, эпидейкти­ческая речь обладает общим комплексом содержательных и структурных элементов, а главное – общей целью: пробуждения у слуша­телей чувств и эмоций.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-01; просмотров: 1096; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты