КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Критический анализ некоторых позиций в трактовке экономических законов и категорийВажнейшей функцией любой науки как целостной системы исследовательской деятельности, направленной на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, является открытие и формулирование законов, определяющих развитие предмета данной науки. Закон есть внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. На основе знания законов возможно достоверное предвидение течения процессов и явлений. Область экономических законов не является исключением при характеристике законов науки. К настоящему времени в экономической теории сформировалось в целом однозначное и устойчивое представление о сущности экономических законов. Однако на протяжении предшествующей истории экономической мысли мы встречаем различные толкования и представления по данному кардинальному вопросу. Можно выделить два принципиально различных направления в подходах к вопросу о природе, характере действия и использования экономических законов – материалистическое и идеалистическое направления с различными вариациями каждого из них. Отправной посылкой всех концепций, основанных на принципе экономического материализма (детерминизма) является тезис о том, что индивидуализм, корыстный материальный интерес, понимаемый как субъективное стремление к выгоде, выступает универсальной и самой главной движущей силой людей в их хозяйственной деятельности. Утверждается, что стремление к личной выгоде есть "вечный человеческий и экономический закон", который верен для всех систем. Поэтому изменение общественно-экономических отношений, форм собственности и классовой структуры общества не может изменить содержание и направленность экономических законов и интересов. Согласно принципу экономического материализма или детерминизма общественно-историческое развитие всецело определяется действием экономических факторов или экономической среды. Остальные социальные неэкономические сферы жизни представляют собой лишь следствия экономических факторов, лишены самостоятельности и способности активно воздействовать на ход истории. Не люди делают свою историю, а развитие экономики определяет их историю. С точки зрения экономического материализма экономическая система есть некая изначальная сущность, полностью определяющая деятельность человека. Она лишает его роли субъекта истории, отрывает результаты производственной, трудовой деятельности человека от самого человека. На принципах экономического детерминизма стояла, прежде всего, классическая и марксистская политэкономия. Опираясь на методологические принципы примата сферы производства, трудовой теории стоимости и неограниченной свободы стихийных рыночных сил в экономике, представители классической политэкономии провозгласили верховенство объективных экономических законов, противопоставляя их принципам схоластической теории. Так Уильям Петти подчёркивал, что только те аргументы, которые идут из проверенного опыта и только те причины, которые имеют видимое основание в природе, могут служить основанием научного исследования. Личные желания, мнения, чувства людей надо оставить в стороне. Надо показать внутреннюю причинную зависимость экономических явлений. В марксистской политэкономии в качестве движущих сил развития общественного производства и всей жизни людей в целом лежат производственно-экономические отношения и объективные экономические законы, которые, в свою очередь, предопределяют экономические отношения людей. Следовательно, побудительные движущие силы экономического развития в любом обществе, в конечном счёте, определяются действием экономических законов. "В политической экономии, - писал К. Маркс, - о лицах речь идёт лишь постольку, поскольку они являются олицетворением экономических законов, носителями определенных классовых отношений и интересов». Принцип экономического детерминизма сыграл большую позитивную роль в борьбе со схоластическим и идеалистическим толкованием общественно-исторических процессов поведения людей в их хозяйственной жизни. Этот принцип четко определил основные причины и движущие силы исторических процессов, объяснил зависимость между различными сторонами экономической и неэкономической деятельности людей. Однако принцип экономического материализма, несомненно, вульгаризирует сложную и многообразную жизнь человеческого общества, сводит многочисленные мотивы поведения человека к голой экономической детерминанте. Осознавая это Ф. Энгельс в своих последних произведениях и письмах смягчает вульгарно-материалистическое понимание общественно-исторического развития и отводит гораздо большую роль неэкономическим факторам и причинам. В ХХ веке принцип экономического детерминизма в трактовке экономических законов утратил определяющую роль в большинстве направлений экономической мысли. Сложность, многообразие и противоречивый характер реальной общественно-экономической жизни естественно порождает различные порою противоположные трактовки экономических процессов и явлений и определяющих их законов. Так, параллельно с развитием экономических учений, основанных на принципе экономического детерминизма, широкое распространение в методологии многих направлений экономической теории получил принцип объективного и субъективного идеализма. Теория физиократизма стояла на позиции двойственного подхода к характеристике сущности законов природы и общества, и в том числе экономических законов. С одной стороны, эти законы даны и установлены Богом, но с другой стороны, в плане общественно-экономического развития они носят объективный характер. В основе мироздания, по мнению физиократов, лежит внутренний порядок, определяемый действием вечных и непреложных законов, установленных Богом: физических и моральных. Физический закон – это такой ход всех физических событий, который наиболее выгоден для человеческого рода. Моральный закон - есть правило для каждого человеческого поступка, согласующегося с физическим законом и наиболее выгодное для человеческого рода. Вместе эти законы образуют естественный правонеизменный и наилучший возможный порядок вещей. С этим порядком должны сообразовываться как отдельные лица, так и правительства, если они желают, чтобы их практические меры достигали поставленной цели. Несоблюдение естественных законов влечёт за собой наказание нарушителя (например, смерть от голода в результате недоедания, когда человек, таким образом, нарушает физический закон). Задача науки заключается в изучении и научном объяснении порядка, господствующего во вселенной. Таким образом, согласно физиократам, экономика – это наука о естественном порядке человеческих обществ. Частично идеалистическое понимание сущности экономических законов содержится во взглядах видного представителя английской классической политэкономии Джона Стюарта Милля. Он резко противопоставляет законы распределения законам производства. Законы распределения и обмена он рассматривает отдельно как самостоятельные. По его мнению, законы производства наиболее объективны, как и естественные законы природы. В них нет ничего зависящего от воли людей. В то же время законы и правила распределения таковы, какими их делают мнения и желания правящей части общества. Они очень различаются в разные эпохи и в различных странах. Рациональное зерно в такой трактовке природы экономических законов состоит в том, что здесь выделяются особенности их действия на различных фазах общественного воспроизводства – в сфере производства, распределения, обмена и потребления. Однако правомерное подчеркивание таких особенностей не устраняет объективный характер экономических законов на каждой фазе общественного воспроизводства. Ведь, в конечном счете, все законы развития экономики представляют целостную систему адекватную природе самой экономической системы как целого. Субъективно идеалистическое понимание экономических явлений и процессов лежит в основе принципа экономического волюнтаризма. Этот принцип взяли на вооружение многие течения социально-экономической мысли второй половины ХIХ – первой половины ХХ века. Он приписывает сознанию и воле людей решающую роль в экономическом развитии общества. Отрицается первичность общественно-экономического бытия и объективных экономических законов, принцип экономического детерминизма. Экономический волюнтаризм объясняет экономические процессы волевым сознательным поведением людей, деятельностью выдающихся личностей. В разных вариантах экономический волюнтаризм присущ многим концепциям, альтернативным классической политэкономии: "теория насилия"; некоторые социально-правовые концепции, и, наконец, субъективная теория хозяйства. Например, экономическое развитие общества немецкий философ Е. Дюринг рассматривал с позиции "теории насилия". В его взглядах история хозяйства есть продукт политики, которая всегда была областью грабежа и обмана. Политика есть "воплощение злой воли, властолюбия и хищения. Следовательно, в людях надо утвердить добрую волю, для чего требуется роль великих личностей, деятельность которых есть двигатель истории и созидатель экономических систем". Представители немецкой социально-правовой школы Р. Штаммлер и Г. Шмоллер ставили во главу принципа экономического волюнтаризма определяющую роль права и господствующей власти над экономикой. Необходимое единство народно-хозяйственных связей создаётся правом и государством. Само же правовое регулирование, в свою очередь, зависит от права сознания и тех целей, которые сознательно выдвигаются и осуществляются людьми, то есть, в конечном счёте, от их воли. В этом заключается принципиальное отличие понимание роли права в экономике по сравнению с классической и марксистской политэкономией, согласно которой право вторично и не может быть выше объективных экономических условий. Психологизация сущности экономических процессов и явлений и вытекающее отсюда ограничение действия объективных экономических законов в значительной мере присущи методу великого английского экономиста середины ХХ века – Джона Кейнса. Характеризуя ограниченную роль экономических законов в хозяйственной жизни общества, Кейнс указывал, что психологические и сугубо умозрительные импульсы играют более значительную роль в процессе принятия решений о том или ином проекте, чем экономические расчёты. Большая часть нашей хозяйственной деятельности зависит скорее от спонтанного оптимизма, чем от математических ожиданий – в этом состоит одно из характерных свойств человеческой природы. У Кейнса предметом экономического анализа является поведение людей, их субъективно-психологические переживания в процессе хозяйствования. В таком же методологическом плане обосновывается учение об эффективном спросе. Кейнс объяснял психологическим законом понижение предельной склонности к потреблению, рост сбережений и воздержание в определённые периоды экономического цикла от инвестиций. Отсюда у него выводится и необходимость усиления экономической роли государства. В ходе длительных столкновений и взаимодействий различных концептуальных подходов к характеристике природы экономических законов в экономической науке постепенно сформировался более или менее устойчивый и общепринятый взгляд на эту проблему. В большинстве современных направлений экономической и социологической мысли под экономическими законами понимаются необходимые, устойчивые, регулярно повторяющиеся причинно-обусловленные связи и взаимозависимости экономических явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления на различных ступенях развития общества. Экономические законы отражают наиболее существенные типичные черты функционирования и развития определённой экономической системы. Поскольку сами реальные общественно-экономические отношения представляют собой систему, следовательно, и экономические законы – также суть целостная система. В ходе экономического анализа можно добиться высокой степени адекватности экономических законов реальным экономическим процессам и явлениям. Можно формализовать содержание экономического закона для наиболее полного его использования в хозяйственной практике. В этом смысле нет принципиальной разницы между законами экономики и законами природы, в смысле их объективности. При этом, конечно, нужна обширная совокупность эмпирических наблюдений, прежде чем сформулировать тот или иной экономический закон. Там где её нет, часто получаются ошибочные выводы и лжезаконы. В общепринятой трактовке характера экономических законов подчёркивается, что их количественная характеристика не может быть строго математической – она весьма относительна. Здесь скорее важна с одной стороны, тенденция, с другой стороны – предельные колебания в сфере действия экономических законов. В этом смысле справедливо указывается, что экономические законы – это господствующие тенденции, обнаруживающиеся во всей совокупности экономических явлений и процессов. Важным аспектом характеристики природы экономических законов является констатация их объективности. Экономические законы как таковые не зависят от воли и сознания людей, не могут быть принудительно введены в неадекватных общественно-экономических условиях, и точно так же не могут быть отменены волевым решением правящих органов, пока для их действия в обществе существуют соответствующие условия. В то же время экономические законы действуют и реализуются благодаря сознательной целенаправленной деятельности людей, то есть, субъективному фактору. Реализация того или иного экономического закона зависит от соответствующих общественно-экономических условий. Таким образом, люди не создают законы. Но, формируя новые социально-экономические условия, они могут обеспечить действие новых экономических законов и ограничить действие ныне действующих законов экономики. Таковы общие принципы понимания сущности, характера действия и возможности использования экономических законов, сложившиеся в большинстве современных направлений экономической теории.
Вопросы для самопроверки 1.Почему экономическая теория (политэкономия) как целостная наука сформировалась лишь в позднем средневековье и не могла возникнуть в античный и раннесредневековый период? 2.Каковы общие черты предмета экономической науки в учении меркантилизма? 3.Перечислите особенности трактовки предмета классической политэкономии. 4.Каковы специфические взгляды представителей физиократизма на предмет политэкономии? 5.Определение предмета и социальной цели политической экономии во взглядах С. Сисмонди? 6.Предмет политэкономии в структуре экономической теории Ж. Б. Сэя? 7.В чём причины перехода на рубеже ХIХ и ХХ веков от политической экономии к экономикс? 8.Назовите характерные черты и структуру предмета современной экономикс? 9.Каковы особенности взглядов мыслителей античной эпохи и представлений общественного сознания в тот период на природу физического труда и материального производства? 10.Какие изменения на характер труда и производства связаны с приходом христианства? 11.Назовите направления экономической теории, в которых решающей сферой экономики является производство. 12.Какие экономические теории и школы основаны на приоритете сферы распределения и обмена? 13.Приведите примеры экономических теорий основанных на приоритете сферы потребления и изучении поведения потребителя. 14.Дайте характеристику идеалистической трактовки природы экономических законов общества; приведите примеры. 15.В чём состоят основные черты и особенности принципа экономического детерминизма в характеристике экономических законов (примеры)? 16.Дайте краткую характеристику общепринятой в современной экономической теории трактовки сущности экономических законов и сопоставьте её с другими подходами.
|