КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Воздействие цвета на восприятие человека.Основные понятия и терминология колористики Силу воздействия цвета на человека, на его здоровье и сознание давно заметили представители науки и искусства. Интуитивно постигая магическую силу цвета, творцы искусства привлекают ее как союзника в создании впечатляющих художественных образов. Для живописцев цвет – родная стихия. Ученые на протяжении многих веков пытались проникнуть в «тайны» цвета путем анализа и эксперимента. Физиологи и физики, физиологи и врачи, психологи и инженеры – все на протяжении столетий, обращались к проблеме цвета и пробовали решать ее каждый по-своему, часто на ощупь, интуитивно. К проблемам цвета обращались Аристотель, Леонардо да Винчи, Ньютон, Ломоносов, Гёте, Кандинский и многие другие. Цвет воспринимается человеком разносторонне, не одним зрением, а с участием всех чувств, включая слух, осязание, обоняние, вкус. Например, конфета ярко-лимонного цвета, но со вкусом малины может вызвать недоумение. Физики исследуют энергию электромагнитных колебаний или сущность световых частиц, которые несут свет, возможности цветового феномена; спектры различных элементов, частоту колебаний и длину различных цветовых волн и т.д. Химики изучают молекулярную конструкцию цветных материалов или пигментов, проблемы их прочности и выцветания, растворители, связующие вещества и изготовление синтетических красителей. Физиологи изучают различные действия света и цвета на наш зрительный аппарат – глаза и мозг, их анатомические связи и функции. Феномен остаточных изображений также относится к области физиологии. Психологи интересуются проблемами влияния цветового излучения на нашу психику и душевное состояние. Символика цвета, его субъективное восприятие и различное к нему отношение являются важными, ключевыми темами психологов. Живописцы, которые хотели бы постичь эстетическую сторону воздействия цвета, также должны обладать знаниями в области физиологии и психологии цвета. Однако в искусстве существует и сугубо своя область цветового познания. Наибольшее значение для создания художественного образа имеют отношения между цветовой реальностью и цветовым воздействием, между тем, что воспринимается глазом, и тем, что возникает в сознании человека. Оптические, эмоциональные и духовные проявления цвета в искусстве взаимосвязаны. Цветосила (цветовой тон) – предельное, абсолютное, спектральное звучание цвета. Сила света в цвете – тон (тональность). Инструментом определения силы света в цвете является тонометр, состоящий из 13 темпов (тонов). Белый цвет – 1 тон, черный цвет – 12 тон.
|