Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Творчество в контексте возрастных различий




Читайте также:
  1. Архитектор Алевиз Новый и его творчество в Крыму.
  2. БИБЛЕР В. С. МЫШЛЕНИЕ КАК ТВОРЧЕСТВО (ВВЕДЕНИЕ В ЛОГИКУ МЫСЛЕННОГО ДИАЛОГА). - М., 1975
  3. Вакцинация и ее цели. Вакцинация в различных возрастных периодах (иммуноадаптивном, детском возрасте; вакцинация взрослых).
  4. Воображение и творчество 1 страница
  5. Воображение и творчество 2 страница
  6. Воображение и творчество 3 страница
  7. Воображение и творчество 4 страница
  8. Воображение и творчество 5 страница
  9. Глава 15. СЕМЬЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ КЛИЕНТА
  10. Дидактический эпос. Творчество Гесиода

Творчество рассматривается в рамках какого-либо процесса, продукта или личности

(Barron, 2002) и определяется как межличностный и внутриличностный процесс, посредством

которого разрабатываются оригинальные, высококачественные и гениальные результаты. При

работе с детьми младшего возраста необходимо концентрировать внимание на процессе, т.е.

на развитии или на генерировании оригинальных идей, рассматриваемых в качестве основы

творческого потенциала. При попытках понять такой процесс полезно рассмотреть разграни-

чение Гилфорда (1956) между конвергентным и дивергентным мышлением. Проблемы, свя-

занные с конвергентным мышлением, часто имеют одно верное решение, но проблемы, свя-

занные с дивергентным мышлением, требуют от решающих проблему субъектов генерировать

множество решений, некоторые из которых будут новыми, высококачественными, рабочими и

потому - креативными.

Для правильного понимания креативности учеников, необходимо понять разницу между

творчеством, интеллектуальными способностями и талантом. Термин «одаренный» часто

предполагает высокие интеллектуальные способности. Но Валлах (1970) полагал, что интел-

лектуальные способности и творчество - качества не взаимодополняемые, и высоко творче-

ский ребенок может обладать, но может и не обладать высокими интеллектуальными способ-

ностями. Большая часть измерений креативности учеников сконцентрирована на скорости по-

стижения смысла. Задачи на быстрое понимание смысла требуют от учеников генерирования

как можно большего количества ответов на определенный стимул, так же как и при мозговом

штурме. Зачастую, быстрое понимание смысла считается важнейшей характеристикой твор-

ческого процесса. Ответы учеников могут быть как обычными, так и оригинальными, причем

считается, что последние несут в себе творческий потенциал. Так, в рамках исследования было

предложено четырехлетним детям рассказать о « всех предметах, которые могут быть, по их

мнению, красными». Было обнаружено, что дети перечисляют не только вагоны, яблоки, кар-

диганы, но так же и ветрянку, холодные руки.Значимость для учителей

Возможно, самая важная информация о преподавании и обучении в соответствии с воз-



растными особенностями учеников определяется когнитивными теориями обучения. «Поэтап-

ный подход» Пиаже в развитии и обучении был подвергнут сомнению многими психологами и

педагогами, такими как Маргарет Дональдсон, поскольку идея Пиаже в 1950-х годах не имела

столь широкого признания. Последние исследования в области неврологии подтвердили тот

факт, что дети обладают теми же неврологическими структурами, что и взрослые (Goswami

and Bryant, 2010). Госвами и Брайант предположили, что различия между мышлением взрос-

лых и детей могут быть объяснены разницей имеющегося опыта, но не с точки зрения ней-

рофизиологических особенностей, тем самым в значительной степени дискредитировав ут-

вердившееся мнение о том, что для решения проблемы необходимо лишь подождать, пока

ученики будут «готовы» для обучения.

Современное мышление предполагает, что мы не должны ограничивать опыт обучения

учащихся рамками предполагаемых стадий развития. В этой связи мы должны обеспечить уча-

щихся всех возрастов богатой экспериментальной и социальной средой. Среда, в которой уче-

ники часто взаимодействуют с учителями и другими учениками предоставляет возможность



поддерживать обучение, в соответствии с их ЗБР. Когнитивные теории обучения позициониру-

ют учеников в качестве активных участников учебного процесса, и, кроме того полагают, что

ученики младшего школьного возраста должны инициировать большую часть мероприятий,

предназначенных для обучения и развития. Школы, которые придерживаются данной теории,

создают соответствующую физическую среду и учебную программу раннего детства в классе.

Учителя и взрослые непосредственно разговаривают с учениками, а учебным занятиям при-

дана значительность посредством включения опыта учеников в учебную программу.

Л. С. Выготский выдвинул на первый план важность социального взаимодействия в разви-

тии познавательных способностей. Исследователи Хоу и Мерсер (2010) показали, что совмест-

ные мероприятия повышают умственное развитие и обучение, а также развитие навыков обще-

ния. Постулирование Пиаже о том, что когнитивные изменения, более вероятно, имеют место,

когда ученики сталкиваются с противоречивыми идеями и взглядами своих сверстников, чем

взрослых, предлагает несколько объяснений подобному явлению. Смешанные возрастные груп-

пы, по всей видимости, предоставляют ученикам широкие возможности для взаимодействия с

более развитыми и менее развитыми сверстниками, что помогает развивать их познавательные и

социальные навыки. Хоу и Мерсер полагают, что качество общения и происходящие социальные

процессы в классе обусловливают достижения: роль учителя в качестве содействующей сторо-

ны, а не в качестве единственного источника знаний, поддерживает развитие всех учащихся.

Исследования в США в области преподавания в разновозрастных классах предлагают учи-



телям отдельные способы решения проблемы возрастного преподавания и обучения, которые

могут быть успешно решены, по мнению авторов, в таких классах, где для учителя ученики

являются личностями, и профессиональные мысли учителя сконцентрированы не на учебной

программе, а на процессе обучения детей. В данных условиях учителя считают каждого учени-

ка как континуум обучения и пытаются поддержать их при движении вдоль этого континуума,

а не концентрироваться на том, какая программа подходит для детей определенного возраста.

Исследование обучения смешанного возраста указывает на успех процессного подхода в удов-

летворении потребностей учащихся разных возрастов. Это включает в себя учителей, обеспе-

чивающих открытые задания, опыт и проекты, в которых все дети могут участвовать с их уров-

нями развития. В успешных разновозрастных классах учитель играет роль фасилитатора по об-

учению и действует не как субъект, “дающий знания”, а направляет, наполняет и поддерживает_процесс обучения. Для того чтобы содействовать обучению каждого ученика, они должны знать

их индивидуальные потребности, особенности развития и интересы. Следовательно, оценива-

ние для обучения является важной составляющей успешного разновозрастного преподавания.

Принципиальной особенностью исследований, посвященных преподаванию и обучению

в соответствии с возрастными особенностями учеников, является содержательная их направ-

ленность на придание учебным занятиям интереса, увлекательности и значимости для детей.

Важно отметить, что привлечение внимания детей младшего возраста возможно при условии

установления учителем того, что знают ученики и включения новой информации. Исследова-

ния о метапознании показывают, что участие учителей может помочь даже маленьким детям

развивать некоторые из метакомпонентов, которые являются стратегиями успешного обучения.

Одним из способов обучения метапознанию является вовлечение учеников в процесс плани-

рования обучения и в классные обсуждения. Цель подобных мероприятий – в моделировании

лексики, которую учитель стремится сформировать у учеников для дальнейшего ее использо-

вания детьми в их собственных размышлениях и в понимании обучения, в описании процесса

преподавания при помощи таких подсказок учителя, как «мышление, которое мы собираемся

использовать сегодня ...» «Этот урок о ... », «Какое мышление мы использовали ...? Подобная

работа также предполагает объяснение используемых терминов, предоставляя возможность

детям определить эти термины своими словами.

Исследования показывают, что для учеников, креативность должна быть центральным фо-

кусом в течении всего процесса генерации идей. Признание идей взрослыми в неоценочной

атмосфере поможет ученикам генерировать большее количество идей или переходить к после-

дующей стадии самооценивания. В ходе развития способности учеников к самооцениванию,

вопросы качества и генерация становятся все более важными. Особое внимание в этом воз-

расте необходимо уделить самооценке, согласно которой дети изучают свои возможности для

создания и обоснования гипотез, пересмотра имеющихся у них идей на основе этой оценки.__


Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 24; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2022 год. (0.016 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты