КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
КУЛЬТУРА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕЧто мы называем культурой? Понятие "культура" часто встречается в философской, социологической, политической и художественной литературе. При изучении истории мы знакомимся с понятиями "культура первобытных племен", "бегазы-дандыба-евская культура", "пазырыкская культура", "развитие средневековой культуры", "культура нового времени". Существуют такие понятия, как "демократическая культура", "политическая культура", "культура речи", "культура одежды". Множество определений приведено в научных трудах, в национальных и международных сферах. Слово "культура" настолько многозначно, что встречаются такие его определения, которые могут отражать в своем содержании как личностную характеристику человека, так и достижения всей цивилизации в духовной и материальной сферах. В европейской литературе встречается более 1000 определений культуры. Итак, когда мы говорим о культуре, то в нашем сознании возникает совокупность всех ценностей, созданных руками и разумом человека. Таким образом, можно сделать заключение о том, что плодами культуры является все, что в готовом виде не встречается в природе, а сделано руками человека. Но согласятся ли с этим деятели различных наук? Например, археологи больше обращают внимание на то, какие духовные ценности представляет найденное ими материальное наследие. А историки связывают культуру с духовной активностью общества. Когда мы говорим о культуре, то возникают вопросы, относящиеся к активной деятельности человека. Можем ли мы утверждать, например, что открытие деления атомного ядра не является великим достижением человечества и не может быть удивительным примером человеческого гения? А с другой стороны, можно ли считать достижением культуры фашистскую идеологию или изготовление и применение оружия массового уничтожения против мирного населения, причинившее муки и страдания миллионам людей? Отсюда следует, что культура — это весьма емкое понятие. Поэтому пока нам необходимо взять за основу одно из ее определений, бытующее в философии. Следует прежде всего помнить, что это не догма, навязанная учеными всем нам, которую необходимо воспринимать безоговорочно. Итак, философы формулируют определение культуры следующим образом: культура (лат. cultura — "возделывание", "выращивание") — совокупность духовных и материальных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе творческой деятельности и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. В более узком смысле принято говорить о материальной (техника, производственный опыт, материальные ценности) и духовной культуре (наука, литература, искусство, философия, политика, право, мораль, образование и т. д.). Взгляды, менталитет, качество работы индивидуума, различных социальных групп, классов — все это показывает уровень культуры общества, а также характеризует и уровень социального развития. Цель создания культурных ценностей проявляется в преобразовании окружающей действительности, превращении богатств, собранных в процессе исторического развития человечества, в духовное богатство индивида, максимальное проявление и развитие сущностной силы человека. Характеристика духовнойкультуры. Культура — это историческое явление, развивающееся во взаимосвязи с динамичным развитием цивилизации. Существуют две противоположные концепции культуры, исходящие из двух философских позиций. Первая рассматривает духовную культуру независимо от уровня материального обеспечения человека. Если так, то человек, занимаясь творческой работой — наукой, музыкой, изобразительным искусством и литературой, решением политико-социальных проблем, — может достигнуть значительных результатов в любых условиях, даже в неблагоприятных в материальном отношении. Этому есть немало примеров в истории человечества. Жизнь С.Торайгырова прошла в труднейших социальных условиях, он заболел неизлечимой болезнью, прожил всего 27 лет, и, несмотря на это, оставил после себя большое литературное наследие. То же самое можно сказать о Ч. Валиханове, за сравнительно короткую жизнь (прожил всего 30 лет) он оставил множество трудов по этнологии, географии, истории, фольклористике. Придерживающиеся этой точки зрения исследователи иногда объясняют культуру как достижение "избранных". Английский социолог А. Тойнби, рассматривая вопросы движущих сил, искал смысл истории в притягательной силе Бога, послушании Богу, надежде быть с Богом и связывал это с поклонением перед "творческими индивидами и творческим меньшинством". Л. Толстой в своих трудах об искусстве и эстетике выступал против декадентства и официальной "господской культуры". Он понимал искусство как инструмент взаимоотношений между индивидами, как одно из средств чувственного восприятия, действие, направленное на победу над злом, помогающее человеку совершенствоваться и сближаться с другими людьми. Л. Толстой, поняв высокую цель человечества в "создании царства Божьего" на Земле, пришел к выводу, что основой искусства должна быть не эстетическая, а религиозная идея. Суть второй концепции культуры заключается в следующем. Человек, общество и культура — это три неразделимых явления, составляющих целостный мир. Культура — явление общественное, она создается не руками одного человека, а усилиями всего общества. Достижение одного человека не является в конечном счете его личным достижением, а может быть только выражением культурного развития общества через него. Отсюда следует вывод, что любое художественное произведение нужно считать достижением не только автора, но и общества. В этом кроется одна из причин рассмотрения нами художественного произведения как общественного явления. Во всех проявлениях развития культуры и общества можно обнаружить следы их взаимозависимости, прямого влияния друг на друга. Культура и общество: взаимосвязь и тенденции.Культурное развитие — значимая область развития общества. Политические, экономические и социальные изменения в обществе непосредственно влияют на развитие культуры. Стремительное преобразование экономики, улучшение социального положения народа, наличие политической стабильности благотворно влияют на развитие культуры. Следовательно, творческие работники получают возможность правдиво описывать происходящие в стране события на языке искусства. Существуют и другие факторы в истории человечества, положительно влияющие на интенсивное развитие культуры, науки, искусства. Политическая активность народа, стремление к борьбе, революционные и национально-освободительные идеи, экономические преобразования, социальные реформы в обществе способствуют порождению бесценных произведений культуры. Надо отметить, что бывают моменты, когда страна претерпевает кризисы социально-экономического характера, а деятели культуры один за другим порождают шедевры. Такие явления могут встречаться в отдельно взятой стране, а иногда в группе стран региона. Например, Россия в XIX в., по сравнению с развитыми европей скими странами, была во всех отношениях отсталой, особенно в социально-экономическом плане. Однако духовно общество ее развивалось, можно сказать, семимильными шагами. Деятели культуры и науки России дали миру художественные произведения, являющиеся гордостью всего человечества. Наряду с лучшими достижениями художественной литературы стремительно развивались классическая музыка, изобразительное искусство и наука. Не случайно исследователи культуры XIX в. называли его "золотым веком" культуры России. Известно, что в 30-х годах XX в. тысячи представителей интеллигенции в СССР подверглись политическим гонениям. Но несмотря на свою масштабность и жестокость, они не смогли остановить процесса культурно-духовного развития страны. Внутренний дух нации восполнял потери и возрождал социально-культурную жизнь. Культура казахского и других народов, входящих в состав СССР, постоянно развивалась.
|