Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА: ОСОБЕННОСТИ, ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ




Что мы называем национальной культурой?В нас­тоящее время общепринятого и однозначного определения национальной культуры нет. Фигурируют две разные кон­цепции, выдвинутые исследователями, стоящими на разных научных позициях.

Согласно первой национальная культура—это совокуп­ность культурно-духовного наследия, созданного силами пред­ставителей одной конкретной нации. По данному опреде­лению обобщенно можно сказать, что все творения куль­туры, созданные физическим и интеллектуальным трудом представителей казахской нации, являются национальной культурой казахского народа.

Здесь речь идет о художественных, научных, образова­тельных, материальных ценностях, созданных лучшими представителями казахской нации. Будь то Мавзолей А. Ясави в Туркестане или золотое одеяние сакского воина, найденного в Иссыкском кургане, или романы М. Ауэзова, или стихи М. Жумабаева — все это представляет культуру казахского народа.

Особенность этого определения заключается в том, что культура здесь рассматривается в рамках национальных границ, в отрыве от культуры общества в целом. Приме­нительно к нацинальным культурам диаспор, проживаю­щих в Казахстане (русских, украинцев, татар, узбеков, уйгуров), совокупность культурных ценностей, созданных силами представителей вышеупомянутых народов, является их национальной культурой. Отсюда вывод, что в Казахстане параллельно существуют многочисленные национальные культуры.

Исследователи, рассматривающие культуру в узких национальных рамках, идут на поводу у патриотических чувств, не желая интеграции культур и опасаясь этого. Для них дорога самобытность национальной культуры. Поэтому им импонируют традиционные виды искусства, унас­ледованные от предков. Они всячески поддерживают их развитие, сторонятся культуры цивилизованных стран.

Второе определение национальной культуры рассмат­ривает культуру с общегосударственной позиции.

Знаете ли вы, что понятиянациональное игосударственное часто употребляются в одном значении? Например, в словосочетанияхнацио нальная экономика, национальная история, национальная валюта, национальный банк.

Сейчас и у нас во многих случаях, как принято в цивили­зованных странах, слово национальное употребляется в смысле государственное. Следовательно, национальная валюта и другие подобные словосочетания, где встречается слово национальное, должны пониматься не как казахское или русское, а как казахстанское, государственное.

Таким образом, когда речь идет о национальной культуре, надо понимать ее не как культуру казахского или русского народа, а как государственную. Тогда получается, что национальная культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных при участии казахского народа и представителей всех диаспор других народов, насе­ляющих территорию Казахстана.

Национальная культура казахского народа составляет основу культуры народов республики. Это связано с тем, что казахский народ, давший название государству, является автохтонным (первоначальным, исконным) народом, пред­ставляющим и численное превосходство. Имеет значение и языковой фактор, исходящий из того, что казахский язык обладает государственным статусом. В будущем, обретя прочную основу, он должен превратиться в основной язык культуры, развивающейся в Казахстане. Отсюда уместно сказать об особом цементирующем статусе культуры казах­ского народа, которая должна стать ядром культур народов Казахстана. Культурные ценности, создаваемые пред­ставителями народов, проживающих на территории госу­дарства, являются неотделимой частью национальной культуры. Эти ценности интегрируются с национальной культурой и станут неразделимым целым.

Особенности национальной культуры.В развитии культуры Казахстана есть свои особенности. Главная из них — культура народов Казахстана отличается много­язычием и многообразием. Распространение информации в стране через телевидение, радио и развитие образования, искусства, науки осуществляется на казахском, русском и других языках. Каждый гражданин имеет возможность пользоваться достижениями культуры на том языке, кото­рым хорошо владеет.

До обретения независимости в духовно-культурной жизни государства, как, впрочем, и в других сферах жиз­недеятельности, господствовал русский язык. В связи с его доминирующим положением в обществе, подавляющее большинство населения Казахстана хорошо освоило русский язык. Следует отметить, что значительная часть коренного населения получила образование в школах и университетах, затем осуществляла свою общественную деятельность именно на этом языке. В 80-х годах XX в. 40% детей казахов обучались в русскоязычных школах. Эта тенденция по нисходящей линии продолжалась и в годы суверенитета страны. К десятилетию провозглашения независимости Республики Казахстан образование в школах осущест­влялось на четырех языках (казахском, русском, узбекском, уйгурском). Действовали так называемые воскресные школы.

К началу XXI в. в Казахстане существуют десятки национальных культурных центров, деятельность которых направлена на сохранение и развитие родного языка и культуры, возрождение и приумножение традиций, обычаев своего народа. Все это обогащает культуру Казахстана.

Тенденция роста.После обретения независимости Рес­публикой Казахстан отношение к духовной жизни измени­лось в корне. Давление коммунистической идеологии ушло безвозвратно, демократия начала набирать силу. Гласность и плюрализм мнений вошли в повседневную жизнь. Развитие культуры получило новый импульс.

Тем не менее в постсоветский период развития нацио­нальной культуры наблюдались две противоположные тенденции. Первая из них — тенденция роста. В культурно-духовном развитии наблюдались коренные изменения.

Тенденция роста (развития) стала заметной во всех сферах современной культуры. В художественном искусстве в условиях отсутствия идеологического давления стало возможным изображать реальную жизнь современности, реальные события и реальных людей. Так называемые "белые пятна" получили огласку. На многие события и явления, происходящие в обществе, сформировались альтернативные оценки.

Некоторые крупные события отечественной истории — восстания, войны, революции — подверглись иному осмыс­лению и интерпретации со стороны политологов и фило­софов. Изменились взгляды на деятельность некоторых общественно-политических лиц. Получили новую оценку произведения и высказывания великих биев, деяния всех ханов, батыров — организаторов и руководителей борьбы казахского народа с иностранными завоевателями.

Наука Казахстана возродилась идейно и методологически и получила иное направление. Если раньше научные труды писались только на русском языке, за исключением проблем казахского языка и истории литературы, то сейчас общест­венно-гуманитарные науки "заговорили" по-казахски.

Исследование истории.В советское время история Казахстана исследовалась как часть истории Советской России. Основные исторические события и явления препод­носились с точки зрения господствующей идеологии. В условиях независимости все изменилось.

Теперь отечественная история изучается как история самостоятельного государства с государственных и научных позиций. Исследователи проблем отечественной истории рассматривают ее в контексте истории тюркоязычных республик, государств Центральной и Юго-Западной Азии, мусульманского мира и других стран, расположенных в прилегающих к границе Казахстана регионах, чьи исто­рические судьбы во многом схожи, протекали в одних и тех же исторических условиях. Кроме того, эти страны объединяет много общего, например, религия, менталитет, язык и др.

В действительности среди казахских правителей было немало деяте­лей, которые внесли неоценимый вклад в укрепление казахской нацио­нальной государственности и посвятили жизнь благополучию родного народа. Среди них смело можно назвать имена Есим хана, Тауке хана, Абылай хана, Касым хана, сделавших очень много для совершенство­вания структуры государственного управления, создания правовой сис­темы государства, организации борьбы против иноземных завоевателей и побед над ними.

Имена каракерей Кабанбая, шапырашты Наурызбая, канжигалы Богенбая, некогда преданные забвению, снова стали гордостью казах­ского народа. Открылись новые страницы жизни и творчества трех великих биев Толе би, Казыбек би, Айтеке би.

Выпущены учебники, антологии и словари по казахской философии. В книжных магазинах и научных библиотеках появилось множество монографий и диссертаций на родном языке. Литературное наследие деятелей, некогда объяв­ленных врагами, снова стало достоянием народа.

После обретения независимости в сфере образования наметились положительные тенденции. Число казахских школ приумножилось, и контингент учащихся значительно увеличился. Страна получила возможность проводить собственную политику в сфере образования, где реформы продолжаются. Республика готовится к переходу на двенад­цатилетнюю систему образования, что явится важным и необходимым шагом в развитии системы образования в условиях масштабной глобализации.

Трудности развития и их причины.Наряду с тенденцией роста национальная культура испытывает и некоторые трудности в своем развитии. Вместе с коренной перестрой­кой науки и искусства, реформами в области образования, демократическими установками в процессе развития куль­туры — в условиях независимости в определенной мере наблюдаются и негативные тенденции. Они по характеру и значению резко отличаются от кризиса советского времени, и причины здесь другие. Если кризис культуры советского периода порождался идеологией, направленной на "слияние наций" и "отмирание языков", проводимыми властями адекватными мероприятиями, направленными на ассими­ляцию национальных культур, то кризис в условиях неза­висимости обусловлен сложностями в развитии экономики, вспыхнувшей коррупцией и нехваткой финансов для раз­вития культуры.

Адаптирование экономики Республики Казахстан к условиям рынка проходило и сопровождалось сокращением производства, закрытием предприятий, следовательно, и сокращением финансирования бюджетных отраслей. Это прежде всего отразилось на состоянии культурных учреж­дений, ранее получавших дотации от государства. Многие театры, дома культуры, кинотеатры, библиотеки закрылись. Творческая интеллигенция освободилась от идеологического нажима и получила огромный материал, который мог бы служить основой сюжета для художественного произве­дения. Колоссальные по смыслу и значению события происходили ежедневно, их хватило бы на годы стабильного развития. Однако деятели культуры не были готовы рабо­тать в условиях демократии и гласности, не смогли психо­логически перестроиться, осмыслить и правдиво отразить окружающую действительность языком искусства.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 424; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты