Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА




Политическая культура. Для выражения субъективной стороны политической системы, связанной с политическим сознанием, используется понятие политической культуры. Оно впервые было введено в научный оборот немецким просветителем, философом И. Гердером (1744—1803). А в политическую науку (в его конкретном содержании) ввел американский политолог Г. Алмонд.

При попытке реализации политическими субъектами своих социальных интересов, их действия основываются на определенных, четко осознаваемых представлениях о мире

 

 


политики. Смысл этих представлений определяется сложившейся в обществе политической культурой— системой политических ценностей, общей для основной массы населения. Иначе говоря, политическая культура определяет направление политических действий, наполняя их смыслом. Политической культурой называются всеобщие нормы политической жизни, совокупность политических ценностей, идеалов, верований, ориентации, традиций и символов, упорядочивающих поли­тический опыт членов общества, придающий их политичес­кому поведению верное направление (схема 4). Политичес­кая культура регулирует взаимоотношения общества, отдельных людей с властью, ведет общество к объединению вокруг определенных общих целей и идеалов, а тем самым — к гражданскому согласию и стабильности.

Если прислушаться к мнению американского ученого-политолога Г. Алмонда, то он утверждает, что "политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение". Здесь показано, что политическая культура, с одной стороны, является совокуп­ностью ориентации на политическую деятельность, т. е. она не есть сама деятельность, а лишь субъективная установка на нее. С другой стороны, определяется структура полити­ческих ориентации: а) знаниевые ориентации — знания о политической системе, ее роли, функциях, возможностях и способах влияния на принятие политических решений; б) эмоциональные — чувства к политической системе, ее структуре, функциям, роли в жизни общества и политическим деятелям, реализующим все это; в) ценностные ориен­тации — мнения, суждения и представления о политиче­ской системе, ее функциях и роли, имеющие ценностный смысл. По признанию самого Г.Алмонда, это понятие спо­собно объяснить качественные различия, казалось бы, внеш­не одинаковых политических систем, иначе говоря, почему различны результаты их деятельности. Оказывается, эти раз­личия кажущихся формально одинаковыми политических систем связаны с уровнем политической культуры в них.

Функции политической культуры.В общественной жиз­ни политическая культура выполняет следующие функции:

1) идентификации, позволяющая понять, к каким соци­альным группам принадлежат те или иные люди;

2) ориентационная, способствующая пониманию смысла политических явлений;

3) адаптации и социализации, реализующаяся через приобщение к навыкам политического поведения;

4) интеграционная, направленная на сохранение цен­ностей и объединение различных групп вокруг них;

5) коммуникационная, осуществляющая взаимодействие политических субъектов и институтов на основе опреде­ленных стереотипов, мифов и символов.

Типы политической культуры.В зависимости от того, какая политическая ориентация берет верх в данном конкретном обществе, можно различать три типа полити­ческой культуры: патриархальная, подданническая и куль­тура участия.

Патриархальная — основывается на местных обычаях и традициях (например, на ценностях определенного клана, племени, рода, социального класса), в соответствии с этим может привести к местному патриотизму, коррупции, семейственности. У носителей такой политической культуры обычно весьма слабое представление о политической системе общества, ограничено их отношение к политической жизни, низко желание играть конкретную политическую роль.

У людей, относящихся к подданнической политической культуре, хотя и имеются определенные представления о политике, о политической системе общества, они в полити­ческой жизни участвуют весьма пассивно, живут в полном подчинении власти, закону. С одной стороны, они опасаются власти, ведут, соответственно, подданнический образ жизни, с другой — полагаются на нее, ожидая всяческих благ, социальной помощи (повышения заработной платы, пенсии, снижения выплат за бытовое обслуживание и т. д.).

Культуре участия присуща политическая активность, поэтому ее иначе называют гражданской культурой. Граж­дане активно участвуют в политике, оказывая на деятель­ность политической системы законное влияние с помощью выдвижения политических требований.

В практической жизни эти три типа политической куль­туры в чистом виде встречаются очень редко. Они смеши­ваются, сосуществуя друг с другом в определенной пропор­ции, а потому можно говорить лишь о преобладании или приоритетности одной из них. Например, если в отсталых странах преобладает первый тип, то второй присущ в большей мере странам с тоталитарным и авторитарным политическим режимом. В развитых демократических государствах Запада проявляется приоритетность культуры участия.

Характеризуя состояние политической культуры в сов­ременном Казахстане, необходимо учитывать, что страна переживает переходный период. В такое время очень трудно говорить об устойчивой политической культуре. Сейчас здесь имеют место все вышеназванные типы политической культуры в смешанном виде. Если же поставить вопрос о том, какой из них преобладает, то приходится признать, что все еще преобладает подданническая культура (ее доля примерно равна 60%). Вместе с тем значительное место занимает здесь и патриархальная — приблизительно 30%; об этом говорят имеющие место факты землячества, семей­ственности, трайбализма и другие формы проявления пат­риархальности. Доля членов общества, активно относящихся к политической жизни, имеющих определенную полити­ческую позицию, у которых высока степень участия в поли­тических процессах, все еще низка, то есть место и роль куль­туры участия, по сравнению с первыми, выглядит значи­тельно слабее (10—12%). В развитых демократических странах (например, в США, Англии) более 60% жителей принадлежат к культуре активного участия, 30% — к подданнической и лишь около 10% — к патриархальной.

В советскую эпоху в Казахстане, как и во всем Советском Союзе, тоталитарная политическая культура занимала однозначно ведущее положение (более 80% населения принадлежало кподданнической культуре). После обре­тения независимости, высвобождаясь от прежнего тота­литарного социализма, Казахстан избрал ценности рыночной экономики, строительства демократического общества, соответственно, переживает так называемый "переходный период". На первом его этапе казалось, что политическая культура в стране постепенно обретает демократические черты и что для этого созданы необходимые условия. Однако на самом деле здесь наблюдается эволюция политической культуры, как об этом говорилось выше, в сторону культуры авторитарного переходного толка, нежели чисто демокра­тического. Действительно, отход политической культуры в Казахстане от тоталитарного типа, хотя и привел к умень­шению доли обладателей подданнической культуры, однако количество сторонников культуры активного участия еще не выросло в достаточной мере. Зато заметно возросло влияние патриархальной культуры.

Следовательно, тип политической культуры в совре­менном Казахстане можно отнести к авторитарной пере­ходной модели, и реальное демократическое строительство для нашей страны является задачей будущего, что для достижения этого идеала предстоит еще вложить много творческого поиска и труда.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты