КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫТипологическая характеристика культуры.Очень нелегко дать типологическую характеристику казахстанской культуре. На это есть свои причины. Во-первых, национальная культура состоит не только из культуры автохтонного народа (казахов), но и национальных диаспор, проживающих на территории республики; во-вторых, в динамично развивающемся, транзитном обществе культурные идеалы разных поколений оказываются разными; в-третьих, геополитическое расположение Казахстана между Европой и Азией заставляет учитывать фактор пересечения культур различных типов; в-четвертых, деление самих казахов на казахоязычных и русскоязычных требует учитывать различие в их мировоззрении. Поэтому культура Казахстана с ее многоязычностью, многоступенчатостью, особенностями передачи и восприятия представляет собой сложный конгломерат. Но все же культурологи, рассматривая и изучая проблемы культуры современного Казахстана, делят ее на несколько типов. Тип культуры определяется мировоззрением его создателей и потребителей, их менталитетом и языком. Большинство культурологов склонны рассматривать казахстанскую культуру как имеющую следующие типы: национально-архаический, современный и смешанный. Национально-архаический тип. Культурой национально-архаического типа называется совокупность произведений художественного искусства, созданных в прошлых столетиях и сохранившихся до наших дней, а также современных произведений, созданных в стиле народного творчества, исполняемых в сопровождении народных инструментов. Он представлен традиционными видами искусства: жыр, терме, айтыс и другими песенно-инстру-ментальными произведениями, сопровождаемыми древними инструментами, чаще всего домброй и кобызом. Создатели архаического типа культуры и его потребители в большинстве своем являются выходцами из казахского аула, далекого от достижений современной цивилизации. Национально-архаическая культура имеет аудиторию с известным консервативным менталитетом. Этническая направленность и архаическое содержание таких произведений не всегда удовлетворяет культурные потребности современной молодежи, поэтому их распространение имеет локальный характер. Традиционные виды искусства стереотипны, обособляются тематической ограниченностью, что не позволяет расширить сферу потребления. Для представителей других этносов они непонятны, познавательные границы их сужены, уровень художественного исполнения оставляет желать лучшего. Основными методами создателей традиционных видов искусства являются романтизм и сентиментализм, в связи с чем такие художественные идеи с трудом воспринимаются современным рационально мыслящим потребителем. Традиционное казахское искусство появилось в глубине веков в обществе аграрного уклада хозяйствования, где медленный темп жизни соответствовал требованиям его потребителей. Попытки "возродить" и "развить" традиционное искусство происходят из патриотических побуждений деятелей культуры, любящих и уважающих культуру и традиции своего народа. Однако условия развития, преобразования форм традиционного искусства и совершенствование его содержания в целях приближения к потребностям современного человека еще не изучены. Отсюда и нерешенные проблемы развития традиционных видов искусства. Всем известно, что культура не может развиваться вне законов общества. На нее не могут не повлиять изменения, происходящие в общественной жизни, производстве, технологии, в сфере образования, в быту. Эволюционное учение уже давно доказало, что системы, не приспособленные к внутренним изменениям, путем естественного отбора подвергаются дегенерации. Это применимо и к обществу, и к искусству. Из этого следует, что традиционное искусство может выжить на современном этапе только в том случае, если будет совершенствоваться по содержанию и структуре, стремясь достичь того уровня, на котором оно будет удовлетворять потребностям современного человека. Люди, занимающиеся проблемами традиционного искусства, не должны забывать об этой стороне проблемы. Современный тип культуры.В условиях интеграции культурраспространенные в других странах виды и жанры искусства, естественно,появляются и унас. Поскольку Республика Казахстан является составной частью человеческой цивилизации, национальная культура не может оставаться в своем развитии в рамках архаической ограниченности; проникновение новых тенденций вее сферу закономерно. Мы не можем отказаться от развития тех видов и жанров культуры, которые популярны в цивилизованных странах. К современному типу относится культура, виды и жанры которой приняты и распространены в цивилизованном мире, содержание и художественное исполнение которых отвечают требованиям современного потребителя. Национальная культура Казахстана на стыке веков представляет собой духовную отрасль с многожанровой литературой, драмой, оперой и балетом, кукольным театром, художественными коллективами для исполнения симфо нических произведений, эстрадным искусством, вооруженным современной звуковой и аудиовизуальной техникой, производством телевидения и кино. Деятели культуры Казахстана в разные годы участвовали в разнообразных международных фестивалях и конкурсах, неоднократно занимали призовые места. Среди них немало представителей коренной национальности. Смешанный тип культуры. Существование наряду с современным типом культуры архаического зачастую приводит к смешению этих двух типов культур. Поэтому современный человек через информацию и средства распространения иной культуры одинаково воспринимает оба типа культуры. Вследствие этого появляются гибридные порождения искусства как смешения старого и нового. Такое появление и распространение произведений культуры вследствие смешения национально-архаичных и современных образцов можно назвать смешанным типом культуры. Среди произведений культуры, созданных на казахском языке, основанных на древних преданиях и легендах, встречаются художественные издания, героические и лирико-эпические драмы или сценические постановки опер и балета, симфоническое сопровождение народных песен, использование народных инструментов в современных эстрадных ансамблях, оснащение фольклорных инструментов современными достижениями в области электроники и др. Все это можно отнести к примерам, порожденным смешанным типом культуры. Существование смешанного типа культуры имеет прогрессивное значение. Потому как культура не может оставаться на старом архаичном уровне, она постоянно должна развиваться в соответствии с требованиями времени. Культура, не воспринимающая нового, не выходящая из старых рамок, становится невостребованной, не имеет будущего. Поэтому любая национальная культура, сохраняя свои традиции, должна обязательно создавать новые, современные образцы культуры, учитывающие эстетические потребности и вкусы молодого поколения. Влияние геополитического расположения государства на его культуру. По геополитическому расположению и этнорелигиозному составу населения Казахстан находится на стыке Европы и Азии. Предки казахов никогда не считали себя европейцами. Если рассматривать нашу современную жизнь, хозяйственную деятельность, вещи, используемые в быту, можно увидеть, что мы многое взяли от Востока и Запада. В связи с этим немало проблем, связанных с культурой. Мы часто задаемся вопросами: где наши истоки, национальное бытие, история? Вспомните содержащиеся в главе "Цивилизации" сведения о жизни кыпчаков и славян, природе и особенностях кочевой цивилизации. Существуют две стороны этой проблемы. Во-первых, изучение процветающей культуры передовых стран полезно в целях духовного обогащения. Во-вторых, иногда мы, восхищаясь духовным состоянием других культур, отдаляемся от своего национального духовного богатства. В нашей жизни встречаются такие парадоксальные явления. Поэтому, обвиняя молодежь в увлечении западной авангардной культурой, мы опасаемся того, что она не оценит всей глубины и красоты своей национальной культуры. Это обстоятельство порождает определенные проблемы. Имеет место непонимание произведений, вышедших на национальном языке, представителями других наций или, наоборот, опасливое отношение к произведениям на русском языке представителей коренной нации. Появляются социальные группы не понимающих друг друга в духовном плане граждан одной страны. Возникают столкновения из-за различия интересов.
§ 59. ИНТЕГРАЦИЯ В КУЛЬТУРЕ И ПРОДОЛЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ Культурная интеграция. Для подлинного творения культуры языковых барьеров и государственных границ не существует. В советское время произведения художественной литературы, созданные на русском языке, имели широкое распространение среди казахов, да и произведений казахских писателей, переведенных на русский язык, тоже было множество. Таким образом, казахстанцы обогащали свою культуру творениями, созданными на двух языках. Человек, осваивая духовные ценности, созданные на других языках, не проигрывает, а наоборот, обогащает свой духовный мир. Интеграция бесспорно имела определенное преимущество, которое наглядно проявляется во взаимном влиянии культур. Например, между представителями художественной литературы установились творческие связи, ставшие традиционными. Совместная творческая деятельность казахского писателя М. Ауэзова и русского писателя Л. Соболева стала в мировой литературе уникальным явлением. Представители двух национальностей, пишущие на разных языках, в соавторстве создали художественное произведение, ставшее шедевром литературы. Обе стороны получили полезный опыт. В дальнейшем такое совместное творчество стало традицией. В советское время многие академические научные труды появились на свет в результате совместной работы казахских и русских ученых. На примере создания казахско-советской энциклопедии можно увидеть, как ученые разных национальностей, работая совместно, достигли огромных научных результатов. Благодаря этому и казахский народ стал осваивать тенденции и ценности, принятые общечеловеческой цивилизацией. Однако было бы ошибкой утверждать, что интеграция культур приносит только благо. Как показал исторический опыт, передовая по масштабу распространения культура при интеграции может поглотить национальную культуру малочисленного народа. Русскоязычная и западная культуры повлияли на формирование духовного мира современной казахской молодежи настолько, что значительная их часть отстранилась от национальной культуры и отдалилась от своих исторических корней. Духовная культура советского человека вошла в нашу жизнь до такой степени, что мы иногда не осваиваем полностью свою национальную культуру, живем — другой. Преемственность традиций в культуре.С давних времен в каждом народе укоренились национальные ценности, традиции. На традициях, как на фундаменте, строится культура. Если культура человечества взяла направление "в вечный океан", тогда традиции можно сравнивать с бесчисленными источниками, которые питают этот "океан". Традиция (лат. traditio — "довести", "рассказать") — это веками сохраняемые в народе материальные, социальные и культурно-духовные ценности. Традиция является одним из жизненных принципов культурно-духовной системы народа. Смена поколений не должна обрывать традиций. Традиции есть двигатель культуры человечества. Младенец, появившийся на свет, как человек и личность формируется традицией и преемственностью культур. Он познает опыт поколений. Если нет преемственности из поколения в поколение, социально-исторических переходов от родителей к детям, нет общественно-практической преемственности традиций, то не будет человеческого прогресса. Когда обрывается связь поколений, то человеку придется все начать сначала. Каждый человек несет в себе бесценный опыт истории человечества. Осваивая его, он совершенствует свое разумное бытие. Пренебрежение традициями приводит к нарушению преемственности, к потере тех ценностей, которых достигло человечество в процессе развития общества и культуры. Современная молодежь должна научиться понимать и уважать традиционное искусство, поскольку это душа народа, его история, чаяния и свидетельство духовного бытия нации. Традиционное искусство воспитывает в человеке любовь к Отчизне, помогает стать настоящим патриотом. Традиционное искусство — это национальная гордость. Через понимание его человек познает самого себя и свой народ. Цивилизация интегрирует все народы. Никто не может остаться вне ее. Поэтому сегодняшняя молодежь осваивает лучшие образцы мировой культуры и использует их для своего духовного обогащения. Человеку освоить традиционное и современное искусство так же жизненно необходимо, как птице нужны два крыла. Преемственность поколений. Вытеснение старого новым — закономерное явление. Со временем новое превращается в старое, одновременно зарождается что-то новое, которое, в свою очередь, вытесняет старое. Во все времена взгляды молодого поколения на традиционную культуру были неустойчивы. Новое появляется вместо старого, но полностью его не уничтожает, принимает некоторые его элементы. Вечное движение жизни — отрицание отрицания — демонстрирует диалектику культуры. Поколение — это взаимосвязывающий фактор старого и нового. Наряду с этим слепое подражание традициям приводит к консерватизму и кризису, о чем не следует забывать. В обществе существуют два культурных пространства: первое — традиционная национальная культура; второе — доминирующая культура общей мировой цивилизации. На должном уровне освоив эти два пространства, индивид может называться настоящим гражданином современности.
|