КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культурный уровень обществаНа культурном уровне биотические принципы проявляются в виде следующих принципов: (1) принцип конкуренции; (2) принцип господства; (3) принцип последовательности (succession). Принцип конкуренцииявляется основным (формообразующим) для пространственной (= экологической) организации сообществ. Однако он претерпевает на социальном уровне видоизменения: если в экономике он проявляется как экономическая конкуренция, то в политике — как конфликт. Общественные нормы накладывают ограничения на действие этого принципа. "...Общество, с точки зрения экологии, являясь территориальной единицей, есть всего лишь область, внутри которой биотическое соревнование уменьшается, а борьба за выживание (естественный отбор) принимает более совершенные и сублимированные формы" [2, с.49]. Принципы господства и последовательности производны от принципа конкуренции, являются его функциями. Принцип господства:"В каждом живом community существует один или более господствующий вид" [2, с.49]. = Непосредственное действие этого фактора проявляется в образовании естественных (функциональных) районов сообщества, например, банковских центров, торговых центров, трущоб и т.д. Принцип последовательности:"упорядоченная согласованность изменений, через которые проходит биотическое сообщество в своем развитии от низшей и относительно нестабильной стадии до относительно постоянной, или кульминационной стадии. Главным является то, что само community, т. е. система отношений между видами, вовлечено в упорядоченный процесс изменений и развития..." [2, с.51]. = Действие принципа проявляется в "серийном" (последовательном; поэтапном) характере развития сообщества. СУЩЕСТВЕННОЕ ОТЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИИ ОТ РАСТИТЕЛЬНОЙ И ЖИВОТНОЙ [2, с.54]. Взаимоотношения людей с другими людьми и своим habitat не идентичны взаимоотношениям других форм жизни — вследствие того, (1)что человек физически относительно независим от природных ресурсов своей среды обитания; (2) отношение человека к окружающей его среде опосредовано вмешательством в него других людей; (3) технические новшества значительно увеличивают возможности человека в преобразовании среды; (4) институциональная структура, закрепленная в обычаях и традициях, оказывает сопротивление изменениям (а значит — и конкуренции): "В отличие от обществ животных в человеческом обществе соревнование и свобода индивида ограничены обычаями и согласованностью на каждом уровне после биотического". "Сфера действия... контроля, навязываемого обычаями и согласованностью естественному социальному порядку, усложняет социальный процесс, но кардинально его не изменяет. В том случае, если она изменяет социальный процесс, эффект биотического соревнования все равно будет проявляться в наследуемом социальном порядке и в последующем ходе событий" [2, с.54] Сдерживание(традиции, обычаи, социальные нормы). "Общество является организацией контролирующей. Его функция заключается в организации, интегрировании и направлении энергий, заключенных в индивидах. Наверное, можно добавить, что функцией общества всегда являлось сдерживание, и, таким образом, достигалась наиболее эффективная кооперация составляющих его органических единиц" [2, с.55]. Функция общества = "сублимирование" конкуренции Сами социальные нормы = продукт коммуникации: "Обычаи, конвенции и закон, посредством которых общество контролирует индивидов и самоконтролируется, оказываются, в конечном счете, продуктом коммуникации" (R.Park. Society: Collective Behavior, News & Opinion, Cp. ИНТЕРАКЦИОНИЗМ КОММУНИКАЦИЯ(взаимодействие): Взаимодействие = это прежде всего физический (пространственный) контакт, основанный на "ожиданиях": "...нравами является просто то, что человек ожидает в определенной ситуации". Коммуникация = интегрирующий и социализирующий процесс = обеспечивает согласованность действий: именно согласованность действий (а не структура) придает обществу специфически социальный характер. Согласие,институционализированное в традициях, морали, привычках, осуществляет контроль над естественными проявлениями конкуренции, НО, все равно: экономический, политический и моральный порядок = сублимированные формы биотической конкуренции: без конкуренции общество не могло бы существовать; даже пространственный контакт (взаимодействие) — выражение конкуренции, однако в коммуникации происходит ее сублимирование. Социальные чувства = результат сублимации естественных качеств. Социальные силы = сублимированная форма естественной силы (биотической конкуренции). Примерно так же у Фрейда и других психоаналитиков.
|