КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Неоромантизм. Творчество Р.Л.СтивенсонаНеоромантизм – возрождение в Европе в кон. XIX и нач. XX вв. литературных настроений романтизма, возникшее как реакция на позитивизм в философии и натурализм в искусстве. Неоднородное течение, опровергающее прозаическую картину мира реализма, но в то же время и использующее реалистические повествовательные приемы. Основные отличия от романтизма начала века: установка на развлекательность (беллетристика); конфликт неоромантического героя-бунтаря с обществом и вытекающее из этого одиночество воспринимаются как временное состояние, которое может быть успешно преодолено; мотив тайны, столь важный для романтического сюжета, трактуется как вид перераспределения информации, которое завершается объяснением таинственного благодаря логике и закономерностям реального мира. Представителями неоромантизма в литературе являются Р.Л.Стивенсон, Р. Киплинг, Дж. Конрад, А. Конан Дойль и др. Творческая биография Р.Л. Стивенсона. Формулировка принципов неоромантизма в статье «Замечание о реализме»: художественное произведение должно быть одновременно «реалистическим и идеальным». Основа этики Стивенсона – т.н. «мужественный оптимизм»; философское значение юного героя большинства произведений Стивенсона («Остров сокровищ», «Похищенный» и др.). Использование авантюрно-экзотических сюжетов для выявления героических черт в характере обычного человека. Сложность и неоднозначность психологического рисунка в произведениях Стивенсона. «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» и исследование границ добра и зла в человеческой природе. Литературные параллели сюжета: влияние Достоевского, Э.А. По, использование автором шотландского фольклора. Основная проблематика рассказа: традиционное двоемирие романтиков реализовано как внутреннее двойничество психики персонажа; тема гордыни разума, неспособного предусмотреть последствия научных открытий; самодостаточность деструктивного начала в человеке и ощущение обманчивой свободы бытия, не ограниченного этическими нормами.
Литература к модулю II Великий романтик: Байрон и мировая литература. – М, 1991. Долинин А. История, одетая в роман. Вальтер Скотт и его читатели. – М., 1988. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм: Проблемы эстетики. – М., 1973. Дьяконова, Н.Я. Байрон и Шелли // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. - М., 1988. История английской литературы. Т.2. – М.; Л.; 1953-1955. Ладыгин М.Б. Роман Вальтера Скотта "Гай Мэннеринг" и проблема генезиса английского романтического романа // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. - М., 1986. Мошкина Н. В. У. Блейк // Западная поэзия конца 18 - начала 19 века. – М.: Лабиринт, 1999. Потницева Т.Н. Взаимодействие жанра литературной биографии и исторического романа в эпоху романтизма (У. Годвин - В. Скотт) // Зарубежный роман в системе литературного направления. - Днепропетровск, 1989. Соловьева Н.А. У истоков английского романтизма. – М., 1988. Хардак Д.Б. Своеобразие романтического повествования: (На материале романа М. Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей") // Художественное произведение в литературном процессе. - М., 1985. Шайтанов И. Джон Китс (1795-1821) // Китс Дж. Стихотворения и поэмы. - М., 1989.
|