КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальный утопизм и творчество Ж. СандОпыт построения социальных утопий в романтической литературе. Крушение идей «просвещенной» революции вызывает к жизни настойчивый поиск альтернативных путей изменения социального устройства: от П.Б. Шелли до В. Гюго, от личностного бунта против политических и социальных традиций, считающихся косными и лицемерными, до постепенных, пошаговых изменений в начальном масштабе семьи. Значение социальных утопий как попытки разрешить одну из базовых проблем романтического мировоззрения – проблему двоемирия. Эволюция философских и эстетических взглядов Ж. Санд. Раннее творчество: т.н. «женский вопрос», романтическое неприятие общественных механизмов подавления личности. Изображение истинных, сильных чувств в противовес принятым социальным условностям, ограничивающим и оценивающим проявления личностных склонностей и желаний. Развитие эстетической концепции писательницы, исходившей из принципа «идеалов, выросших из убеждений»; поиск таких направлений общественной мысли, которые дали бы теоретическое обоснование создаваемому Ж. Санд идеалу. Роман «Лелия» как произведение, разграничивающее два периода в творчестве Санд: переход от личной, частной проблематики к художественному обобщению, созвучному текстам Шатобриана и Мюссе, отказ от эгоцентрического восприятия мира, которое представляется бесперспективным. Отражение теорий сенсимонизма и христианского социализма в позднем творчестве Ж. Санд. Равенство – конечная цель развития человечества, в основе изменений, ведущих к наиболее гармоничной ассоциации разрозненных классов, - моральное преобразование отдельной личности. Отказ от метода перемены социального устройства революционным путем, вместо которого предлагаются постепенные изменения социально-бытового строя, уравнивание классов в гражданских и экономических правах, правах на образование. Влияние теорий П. Леру в романах «Орас», «Консуэло» и призыв писательницы преодолеть тиранию семьи, государства, собственности. Образ положительного героя в романах Санд 1840-х гг. («Мельник из Анжибо», «Грех господина Антуана»). Общественная и политическая деятельность писательницы в этот период, участие в создании социально-утопических, антиклерикальных, левореспубликанских журналов и газет. Революция 1848 г. и сомнения Санд в возможности реального воплощения утопической программы переустройства общества как символ общего кризиса романтического утопизма.
|