КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В. ГюгоТворческая биография В. Гюго. Многогранность художественного наследия писателя: лирика, проза, драма. Место Гюго в истории французского романтизма, вклад в популяризацию романтизма: деятельность в печатных изданиях (журнал «Литературный консерватор»), кружок «Сенакль» (Виньи, Готье, Мюссе, Дюма и др.), споры вокруг постановок пьес Гюго. Формирование авторских взглядов на романтическую эстетику как попытку модернизировать наследие классицизма, соединив романтическое вдохновение с рациональной структурной организацией текста, продуманным комплексом символов, четко проводимыми в тексте лейтмотивами. Предисловие к драме «Кромвель» как манифест эстетики романтизма: выделение основных этапов в истории литературы и характерных для каждого периода жанров, каждый из которых отмечен особым мироощущением. Тезис о драматической природе современной литературы, изображающей конфликт – столкновение противоборствующих сил. Требование исторической перспективы, возникающей при соотнесении драматического конфликта с движущими силам истории. Понятие гротеска. Реализация принципа исторической перспективы в романе «Собор Парижской богоматери». Причины локализации действия в XV в., аналогии с политической и культурной обстановкой во Франции в начале XIX в. Основные топосы романа, их связь с системой персонажей. Варианты интерпретации собора как особого элемента средневекового города, символа религии и науки, артефакта готической архитектуры. Использование гротеска при построении образа Квазимодо. Основная проблематика романа: тема народного восстания и революции как воплощения динамики меняющихся эпох, мотив сиротства и разрушенной семьи, проблема несовпадения внешнего облика и внутреннего содержания. Развитие мотивов, намеченных в «Соборе Парижской богоматери», в романе «Отверженные». Переосмысление романтического героя-изгнанника как жертвы обстоятельств и общественного мнения. Сопоставление действий официальной юридической системы страны и законов общечеловеческого гуманизма, изображение преступления как следствия социального устройства. Два типа революции в романе: внешняя (историческая) сопровождается социальными катаклизмами и ведет к еще большей нестабильности и дискриминации отдельных социальных классов. В противовес ей, революция внутренняя означает духовное перерождение человека благодаря следованию принципам морали и нравственности. Три романа – «Собор Парижской богоматери», «Отверженные», «Труженики моря» - как представление трех аспектов ананке, рока в философской системе Гюго.
Литература к модулю III Бельская Е.А. Методологические проблемы исследования творчества Ф.Р.Шатобриана: метод, герой, стиль // Зарубежная литература XIX-XX веков. - Пермь, 1988. Бондарев А.П. Эволюция французского романтизма: (Из истории фр. романа XVIII - XIX вв.) // Художественное осмысление и действительность. - М., 1988. Евнина Е.М. Виктор Гюго. – М., 1976. Забабурова Н.В.Французский психологический роман: Эпоха Просвещения и романтизм. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1992. Луков В.А. Жанровое своеобразие романтической драматургии Виктора Гюго 1820-х годов // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. - М., 1984 Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. – Л., 1958. Толмачев, М.В. Молодость Альфреда де Виньи // Виньи А. де. Сен-Мар. Стелло: Романы. - М., 1990. Трапезникова Н.С. Романтизм Жорж Санд: Проблема взаимосвязи романтизма и реализма во французской литературе XIX века. – Казань, 1976. Шевякова Э.Н. Динамика конкретно-исторического времени как структурный элемент романа А. де Мюссе "Исповедь сына века" // Поэтика метода и жанра в зарубежной литературе. - Донецк, 1987. Шевякова Э.Н. Поэтика исповедальной прозы в раннем французском романтизме//Проблемы национального своеобразия произведений зарубежной литературы. - Ташкент, 1987. Эстетика раннего французского романтизма. – М., 1982.
|