Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Э.Т.А. Гофман




Этапы жизни Гофмана и периодизация его творчества в контексте исторических событий. Особое значение Бамбергского периода для становления Гофмана как музыканта; Бамберг как прообраз некоторых топосов в художественных текстах автора. Ведущее место музыки в системе искусств с точки зрения Гофмана: «самое романтическое из искусств, имеющее своим предметом бесконечное», «выражаемый в звуках праязык природы».

Новеллистика: циклы новелл и основные мотивы, придающие каждому циклу единство. Дифференциация новелл Гофмана по тематике: темы музыки, детства, волшебства, машины (автомата) и др. Жанр литературной сказки, ее отличия от сказки фольклорной. Музыкальные новеллы в сборнике «Фантазии в манере Калло», первое появление ставших затем постоянными персонажей и типов. Образ Крейслера – воплощение любимого Гофманом типажа «энтузиаста», вольного художника. Проблематика, связанная с данным образом: судьба одаренного творца, вопрос свободы творчества и признания, коммерческого успеха. Автобиографические элементы в Крейслериане. Стилистика сборника повторяет манеру французского гравера Ж. Калло в сочетаниях реальности и фантастики, масках карнавала и смерти. Композиционная организация сборника, фрагментарность, феномен странствующего наблюдателя; интертекстуальные связи в текстах новелл данного цикла.

Новелла «Золотой горшок. Сказка из новых времен» и реализация основных принципов поэтики Гофмана. Мотив двоемирия и «просвечивающих предметов» в рамках одного географического топоса. Отражение двоемирия в системе персонажей. Невозможность совместить оба плана бытия и проблема выбора. Символика в новелле, трактовка Атлантиды как воплощения романтического эскапизма: географическое инобытие или внутренний идеал поэтического мира.

Внутренне двоемирие в сборнике «Ночные рассказы». Двойничество, расщепление собственного «я», реакция человеческой психики на определенные факторы социальной жизни. Тема отчужденности от мира, выявляющего свою механическую, подражательную природу, в новелле «Песочный человек».

Развитие темы подражания, имитации в повести-сказке «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер». Видение поэта единственно способно распознать истину под магической иллюзией. Ирония, сатира и гротеск в повести как способы показать условность социальных отношений, политики, науки. Сравнение результатов испытаний, выпавших героям, в «Золотом горшке» и «Крошке Цахесе».

Роман «Житейские воззрения кота Мурра» как продолжение «Крейслерианы». Структурная организация романа, фигура автора(ов), издателя. Выдерживается общий принцип двоичности: параллелизм биографий Крейслера и Мурра, их взаимопроникновение благодаря связующим точкам в системе персонажей и периодизации событий. Деление персонажей на «музыкантов» и «просто хороших людей», поэтов и филистеров. Два типа энтузиастов в романе: творец, движимый вдохновением (Крейслер) и фокусник, инженер (Лисков). Средства воплощения романтической иронии в романе. Пародирование различных эстетических систем: просветительский роман воспитания, романтический идеализм. Топография романа и элементы политической сатиры. Географические аспекты двоемирия: светское общество и духовная жизнь, противопоставление Германии и Италии.

Поэтический мир Гофмана и межкультурные связи. Влияние на творчество автора смеховой народной культуры, готического романа, классической итальянской комедии, живописи (Босх, Хогарт и др.). Переосмысление поэтики Гофмана в творчестве других писателей (Гоголь, Достоевский, Кафка, Майринк и пр.).

 

Литература к модулю I

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. – Л., 1974

Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма (Ф. Шлегель, Новалис). – М.: Наука, 1978.

Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. - СПб., 1996.

История немецкой литературы. Т. 3. – М., 1966.

Карельский, А.В. Драма немецкого романтизма. – М., 1992.

Литературная теория немецкого романтизма. – М., 1934.

Новиков А.А. Романтическая ирония в сказке Э.Т.А. Гофмана «Золотой горшок» // Актуальные проблемы исторических наук. - М., 1988. – Ч. 1.

Традиции и взаимодействия в зарубежной литературе ХIХ-ХХ веков. - Пермь, 1988.

Тураев С.В. Немецкая литература // История всемирной литературы в 9-ти тт. – Т.6. – М.: Наука, 1989. – С.51-55.

Федоров Ф.П. Художественный мир немецкого романтизма: Структура и семантика. – М.: МИК, 2004.

Философия немецких романтиков. – М., 1980.

Художественный мир Э.Т.А. Гофмана. – М.: Наука, 1982.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 218; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты