КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Поздний немецкий романтизм. А. Шамиссо. Г. ГейнеПоздний романтизм в Германии приходится на 1815-1830-е гг. Возвращение к мирной жизни после наполеоновских войн в рамках политики, определенной Священным союзом (1815 г.), главные положения которой – незыблемость послевоенных границ в Европе и неприятие любой возможности революционных выступлений. Децентрализованность позднего немецкого романтизма, разнообразие философско-эстетических взглядов его представителей. Усиливающееся значение реалистических элементов и сатиры в романтическом тексте. Отказ от установки на синтез, вместо которого приходит понимание двоемирия как непримиримого противоречия и источника трагического дисбаланса в характере героя. Эсхатологическое ощущение конца эпохи и тема «последнего человека». Вера в личную свободу, гарантом которой выступает сильная воля творца, уступает место чувству неизбежности судьбы, невозможности найти свое место в мире. Скитания, метафизическая двойственность внешнего и внутреннего миров, борьба божественного и демонического, сил гармонии и разрушения – основные мотивы, часто повторяющиеся в творчестве разных авторов. А. Шамиссо и его творческий дебют «Удивительная история Петера Шлемиля». Фантастический элемент в повести: новое прочтение мифологемы «сделка с дьяволом». «Человек в сером» - лишенный мистицизма образ сверхъестественной силы, помещенной в бытовой контекст. Варианты трактовки утраты тени, влияние на сюжет фактов биографии Шамиссо. Позднеромантическое решение оппозиции «свой – чужой». Эскапизм финала повести: поиск спасения в иных формах жизни, иных культурах, обретение себя в странствиях. Творческий путь Г. Гейне. От романтического субъективного лиризма к иронии и сатире поздних произведений. Пантеистическое восприятие природы в «Книге песен» и свойственная раннему романтизму метафора мира как живого организма. Трансформация романтической иронии в творчестве Гейне разных периодов. Спектр интерпретаций двоемирия в лирике Гейне: от индивидуальной антиномии «Я» - «не-Я», реализованной в ранней теме неразделенной любви и спроецированной на социальные статусы героев (поэт и обыватель), до оппозиции культур (Франция и Германия). Проза Гейне и жанр путевого дневника или очерка в «Путевых картинах»; соединение лирических зарисовок и сатиры, приобретающей политическую окраску. Возвращение к этому жанру на позднем периоде творчества в поэме «Германия. Зимняя сказка». Символизм названия, его возможные трактовки. Публицистика Гейне, ее социально-политическая проблематика. «Романтическая школа» как попытка критического исследования истории романтизма в Германии с точки зрения автора, жившего в его заключительный период.
|