КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Условия формирования романтизма в Европе. Основы романтической эстетики.Великая французская буржуазная революция 1789 г. как рубеж между подготовившим ее Просвещением и романтизмом, ставшим, в определенном смысле, реакцией на просветительское мировоззрение. Задачи революции и их реализация на практике: крушение идеи «просвещенной монархии» и веры в возможность переустройства мира сообразно законам разума. Радикальный антропоцентризм романтиков становится воплощением максимальной личной свободы вместо свободы политической. Значение фигуры Наполеона для романтизма. Наполеон предстает как идеал «гениальной личности» и самосоздания благодаря силе воли и личной инициативе, однако это отношение меняется в связи с изменением его государственного положения во Франции. Неоднозначность оценки наполеоновских войн в истории стран Европы, освободительные движения 1805-1815 гг. Интерес к национальному прошлому и культурным традициям своей страны становится важной составляющей романтического мироощущения, ведется изучение фольклора как с научной точки зрения, так и путем авторского переосмысления фольклорных поэтических приемов в художественном творчестве. Философская база романтизма опирается, преимущественно, на немецкую классическую философию. Романтики развивают теорию И. Канта о субъективности чувственного восприятия в процессе познания; особое место отводится кантианской концепции неутилитарности искусства, которому приписывается игровая природа. Философия Фихте находит свой отклик в романтизме в виде положения о конструктивной силе «Я», которая определяет внешний мир. Теория Шеллинга об искусстве как инструменте познания и области, в которой преодолеваются основные теоретические и практические антиномии, также становится частью романтической философской системы. Говоря о становлении романтизма, следует отметить не только те вопросы, в которых романтики противопоставляют себя классицизму и Просвещению, но и области преемственности. Влияние на романтическую эстетику оказывают взгляды Ж.-Ж. Руссо (теория о естественном человеке, теория общественного договора), Гердера, Вико. Предромантизм, сентиментализм, готический роман и некоторые другие направления, зародившиеся еще в период Просвещения, определяют специфику перехода от классицизма к романтизму. Основными чертами романтического мировоззрения являются установка на синтез различных видов искусства и, более конкретно, литературных жанров, понимание текста как открытой системы, отрицание универсальных законов классицизма, на смену которым приходит вера в иррациональное, спонтанное, бессознательное, интуитивное. Требование личной творческой свободы опирается на тезис о самоценности искусства, которое подчиняется требованиям эстетики, а не этики. Художественные формы романтизма разнообразны: исторический роман, фантастическая повесть, волшебная сказка, лиро-эпическая поэма, эссе, лирика. Основными признаками стилистики романтизма являются: многозначность, ассоциации, метафоры, символы; следует обратить внимание на роль гротеска в романтическом тексте. Существенной становится установка на смещение жанровых границ, синтез высокого и низкого, трагического и комического.
|