КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В. Скотт и жанр исторического романаЗначение исторического романа в системе жанров романтизма. Интерес к истории обусловлен рядом причин: социальные потрясения, идущие с кон. XVIII в., заставляют искать стабильности в исторических аналогиях; через сопоставление с прошлым идет поиск объяснения событиям настоящего. Актуальность в английской культуре моды на коллекционирование исторических артефактов, культ антиквариата как попытка сохранить status quo на фоне меняющегося мира. Творческий путь В. Скотта; место писателя-шотландца в английской литературе. Ранние поэтические сборники и отражение шотландского фольклора («Песни шотландской границы»). Внимание к региональному материалу, национальной специфике, сочетание реальных исторических фактов и вымысла. Значение т.н. пограничной баллады для дальнейшего развития топоса границы в «шотландском» цикле романов. Переводческая и публицистическая деятельность автора в первое десятилетие XIX в., его вклад в формирование современного института литературной критики (журналы «Эдинбургское обозрение» и «Ежеквартальное обозрение»). Реализация исследовательского интереса Скотта в исторических романах. «Шотландский» («Роб Рой», «Пуритане» и др.) и «английский» («Айвенго», «Пират» и др.) циклы романов. Генетическая связь «шотландского» цикла с опытом Скотта как собирателя и историка шотландского фольклора. Интерес к Шотландии продиктован не только патриотизмом автора: феномен пограничной территории, на которой все изменения идут быстрее и более заметны. Уникальность шотландского этноса отражена в описании специфической социальной организации (кланы), пейзажа, носящего все черты требуемой романтизмом экзотичности, языка и культурных традиций. «Английский» цикл романов, также опираясь на понятие пограничной территории, переносит ее из пространства во время: интерес к переломным периодам в истории страны, отмеченным тем или иным политическим и социальным конфликтом. Принципы историзма Скотта: - Понимание исторического исследования как реконструкции, построенной с использованием не только фактов, но и фантазии автора. - Понятие местного колорита – специфических черт этноса, на территории которого развивается сюжет, и духа эпохи. - Особая роль рассказчика: принцип исторической реконструкции не позволяет автору «воплотиться» в одного из персонажей и при этом сохранить достоверность повествования; для этого требуются различные варианты «подступа» к сюжету, позволяющие преодолеть временную дистанцию. - Радикальное изменение принципов построения системы персонажей. Главные действующие лица – вымышленные герои, исторические фигуры выполняют роль маркеров, помещающих сюжет в определенную эпоху. - Оценка каждого исторического периода как самодостаточного и отличного от современности. Жанровое своеобразие исторических романов Скотта, влияние жанра авантюрного романа.
|