КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теории политической культурыРоссийские исследователи политической культуры:Л. А. Фадеева, Л. Я. Гозман, Е. Б. Шестопал, Е. Морозова. Политическая культура - одна из фундаментальных категорий современной политологии. Хотя впервые это понятие предложил немецкий философ И.Гердер еще в XVIII в., становление этого понятия и исследование самой политической культуры как явления начинаются лишь со второй половины XX в., что было обусловлено факторами как научного, так и общественно-политического характера. Научные факторы: ограниченность институционального анализа в политических исследованиях, не достаточного как для характеристики различий в функционировании институтов государственной власти так и, в особенности, для оценки мотивов политического поведения. Общественно-политические условия:обеспокоенность ученых за судьбу демократии. История XX в. показала, что самые демократичные с формально-правовой точки зрения системы (Конституция Веймарской республики или Конституция СССР, 1936 г.) совместимы с самыми жестокими режимами и самыми покорными людьми, которых даже трудно назвать гражданами. Идейно-политический климат: крах тоталитарных и фашистских режимов, возникает необходимость закрепить демократические начала, тип поведения, попытка создания образов, стереотипов демократического сознания, которые могли бы распространяться разными способами. События последних десятилетий поставили такие проблемы, как: A) взрыв участия в 60-х гг.; Б) идейно-политическая активизация в 60-х гг.;
Первоначально в политологии политическая культура понималась как субъективная сфера, лежащая в основе политических действий. Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай занялись выяснением того, каким образом «политическая система интернализовалась в когнитивных представлениях, чувствах и оценках населения». Они сравнивали политические системы не только через институты и конституционные схемы, но и через политические ориентации индивидов. Наибольшую известность получило исследование Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций» (1963), в котором и был изложен классический концепт политической культуры на основе анализа демократий и политических ориентации граждан США, Великобритании, Германии, Италии и Мексики. В этой работе была предложена ставшая классической дефиниция политической культуры «как системы ценностей, глубоко укоренившихся в сознании мотиваций или ориентации и установок, регулирующих поведение людей в ситуациях, имеющих отношение к политике». Определение вызвало немало споров, но постепенно утвердилось в политической науке, а позже было дополнено и развито. Политические культуры разных наций рассматривались Алмондом и Вербой как сущности взаимосвязанные и динамически взаимодействующие. Алмонд и Верба систематизировали вопросы, ответы на которые в совокупности и представляют собой элементы политической культуры: 1. Каким знанием обладает индивид о своей нации и о политической системе вообще, о ее истории, размере, расположении, силе, «конституциональных» характеристиках и т.д.? Каковы его чувства относительно системных характеристик? Каковы его более или менее осознанные взгляды и суждения о них? 2. Что знает индивид о структуре и ролях разнообразных политических элит и о политических предложениях, инициативах, которые вовлечены в «восходящий» поток «делания» политики? Каковы его чувства и взгляды относительно этих структур, лидеров и политических предложений и инициатив? 3. Что знает индивид о «нисходящем» потоке политического принуждения, о структурах, индивидах и решениях, вовлеченных в этот процесс? 4. Как осознает себя индивид в качестве члена политической системы? Что знает он о своих правах, возможностях, обязанностях и о доступе к влиянию на систему? Как ощущает он эти свои возможности? Какие нормы участия и исполнения усваивает и использует он при формировании политических суждений и взглядов?
Распространение идей Алмонда и Вербы привело к тому, что на смену популярному в середине XX в. подходу, объясняющему различия в политических культурах прежде всего различиями политических систем, пришел иной подход, делающий акцент на исследовании социально-психологических характеристик широких масс населения и условия устойчивого развития представительной демократии западного типа. В этом случае политическая культура как категория объективно связывала воедино условия жизни, ориентации и поведение людей. Однако политологи, использовавшие этот подход, не включали в совокупность структурных компонентов политической культуры конкретные виды политического поведения, в то время как другие исследователи расценивали его как неотъемлемую часть культуры. По этой причине позднее были внесены коррективы в трактовку политической культуры: в ее структуру стали включать не только политическое сознание, но и модели политического поведения рядовых граждан, социальных групп и политических элит. Политическое поведение в значительной степени регулируется установками, нормами и мнениями, которые, в свою очередь, определяются глубоко укоренившимися в сознании индивидов мотивациями или ориентациями, то есть ценностями. Таким образом, в качестве составных элементов политическая культура включает в себя сформировавшиеся на протяжении длительного времени ориентации и установки людей в отношении существующей системы в целом, составляющих ее институтов и важнейших правил игры, принципов принятия политических решений. Эти компоненты отличаются относительной устойчивостью и потому трудно поддаются изменениям. Политические ориентации, из которых состоит политическая культура, можно структурировать следующим образом: /. Ориентации индивидов относительно своей собственной политической деятельности: ♦ политическая компетентность: отношение к своему участию в политике, ♦ политическая действенность: осознание того, насколько политические ♦ политические идентификации: политические образования, географические ареалы, группы, с которыми идентифицирует себя индивид, в какой степени он чувствует себя обязанным к совместным действиям в рамках этих групп. 2. Ориентации индивидов относительно государственных институтов: ♦ роль государства в общественной жизни: объем его функций, обязательства по отношению к обществу: ориентация индивидов на большее или меньшее участие государства в социально-экономической и других сферах жизни; ♦ институциональные характеристики государства: способы формирования государственных органов (например, различное отношение граждан к выборам как к политическому институту); ♦ институциональная структура государства (устойчивое предпочтение парламентаризма, президенциализма или каких-то других форм). 3. Ориентации относительно других субъектов политики: ♦ отношение к политическим партиям, группам интересов и другим субъектам политики: оценка их роли, значимости в политическом процессе; ♦ политические «правила игры»: формы, методы политической борьбы: отношение к ним индивида, его видение того, какие правила должны соблюдаться, а от каких можно отступить и в какой степени (например, его отношение к прямым массовым политическим акциям, приносящим неудобства окружающим, таким как забастовки, пикеты, кампании гражданского неповиновения. В одних странах они являются нормальным явлением в политической борьбе, в других вызывают осуждение большинства населения). 4. Ориентации относительно ценностей: ♦ фундаментальные нормативные и онтологические аксиомы: что есть человек (врожденное зло или социальное искупление, часть природы или ее покоритель, индивидуалист или социальное существо); ♦ приоритет тех или иных ценностей: свободы, безопасности, власти, равенства, знания, здоровья, любви, красоты и т.д.; их иерархия; ♦ базисные представления о справедливости: должно ли общество перераспределять материальные блага в пользу менее преуспевающих, если да, то в какой степени и чье благосостояние следует учитывать.
В состав политической культуры входят также устоявшиеся образцы и стереотипы политического поведения. Конкретное политическое поведение индивида или социальной группы можно объяснить, исходя из его или их политических ценностей или ориентации, помещенных в определенный социальный контекст. К. С. Гаджиев разделяет понятия политическая культура и политическое сознание: «Политическая культура одновременно и шире и уже политического сознания. Политическое сознание, коли скоро его выделить в качестве самостоятельной категории, функционирует и самовоспроизводится в определенной политико-культурной среде. Вместе с тем, оно есть и условие и одновременно и средство воспроизводства политической культуры». Практическая ценность концепций политической культуры заключается в том, что они позволяют выявить зависимость между господствующими политическими ценностями, убеждениями, моделями поведения, с одной стороны, и характером существующих политических институтов и отношений - с другой. Кроме того, политическая культура имеет функции идентификации, ориентации, адаптации, социализации, интеграции и коммуникации. Как и многие другие политологические категории, политическая культура не имеет до сих пор общепризнанного определения. Разногласия касаются компонентов политической культуры, соотношения политической культуры и политического поведения, типологии политических культур. Компоненты политической культуры у разных авторов разные. Так, главной для многих эмпирических исследований на Западе в 1960-1970-е гг. стала тема возрастания уровня политического участия населения. «Взрыв политического участия» в 1950-1960-х гг. был ознаменован появлением нетрадиционных форм в политике. В результате в среде политологов сформировалось убеждение, что после событий 1960-1970-х гг. в странах с развитой демократией можно говорить о становлении принципиально новых компонентов политических культур. С. Хантингтон, например, утверждал, что политическое участие стало характерной чертой модерных демократических обществ Запада в отличие от традиционных, и соответственно современной политики в отличие от политической жизни предшествующих эпох. Однако исследования 1980-х гг. показали, что бурный подъем политического участия на рубеже 1960-1970-х гг. был кратковременным и не изменил масштабов включенности в нетрадиционные формы политического поведения. Важным элементом модернизационных процессов стала индивидуализация, обнаружился феномен «индивидуализированного избирателя», электоральное поведение которого - проявление индивидуального выбора, обусловленного личной ценностной системой. Л, Пай особое внимание уделяет взаимодействию политической культуры и политической социализации, он отмечает, что политическая культура передается от поколения к поколению в процессе социализации. В политико-культурном контексте под политической социализацией понимается процесс усвоения политической культуры. Политическая социализация является процессом консервативным и не подвластным полному контролю. Она длится всю жизнь и является сложным и многофакторным процессом. Политическая социализация - процесс универсальный, поскольку любое общество нуждается в наличии у людей навыков, необходимых людям того, чтобы они могли играть те или иные политические роли - от участия в выборах до управления страной. Процесс этот влияет как на знания и представления, так и на навыки и эмоции людей. Усвоение политической культуры идет намного сложнее, чем усвоение собственно профессиональных знаний. Политическая социализация отличается от процесса обучения тем, что не может быть столь же целенаправленной и планируемой, поскольку осуществляется через посредство различных институтов - семьи, рабочего коллектива и пр. Известно, например, что дети нередко следуют примеру родителей в электоральных предпочтениях. Л. Пай отмечает, что политическая культура не может так быстро изменяться, как политический процесс, и это приводит к напряженности и к политико-культурному кризису, разрешением является становление новой политической культуры. Смена старых типов новыми происходит постепенно, путем поэтапного вытеснения одних смешанных систем ориентации другими. Л. Пай обосновал также невозможность строить теоретические конструкции и предлагать оценочные, основываясь лишь на противопоставлении западного незападному. В 1980-е гг. были предложены новые подходы к политической культуре и политико-культурным процессам, протекающим в мире. Так, Р. Ингл-харт выступил с концепцией «молчаливой революции», проходящей на Западе, суть которой выражается в изменении господствующей системы ценностей, переходе от материалистических к постматериальным оценкам качества жизни, в стремлении к самореализации и индивидуальной свободе. Эмпирические исследования, проведенные на рубеже 1970-1980-х, не подтвердили выводов Алмонда и Вербы относительно устойчивости гражданской культуры в англосаксонских странах, в то же время, например в Германии, наметились тенденции к упрочению демократической политической культуры. Новые интеллектуальные поиски осмысления современных процессов привели к появлению коллективной монографии под редакцией Алмонда и Вербы, которую они озаглавили «Возвращаясь к политической культуре». К тому времени (1980) обнаружилось, что многие положения концепции применительно к конкретным странам не выдержали проверки временем, кроме того, нередко понятие «политическая культура» использовалось либо чересчур расширительно, либо очень неопределенно. Отбиваясь от обвинений в псевдоконцептуальности политической культуры, Г. Алмонд писал: «Политическая культура - не теория. Это понятие относится к набору переменных, которые могут быть использованы при создании теорий ... Данное понятие сообщает психологическим и субъективным измерениям политики некоторую способность служить объясняющими факторами, равно как и допускает, что существуют такие контекстуальные и предполагаемые им самим переменные, которые могут объяснить его».
|