КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типология политических культурВ основе типологии политических культур, предложенной Алмондом и Вербой, лежит интерес граждан к политической жизни и степень их активности Алмонд и Верба, взяв за основу характер ориентации субъекта политического процесса на «специализированные политические объекты», выделяют три основных типа политической культуры, соответствующих, по их мнению, трем стадиям модернизации общества. Патриархальная политическая культура (или парохиальная, приходская от англ. parochial - приход) характеризуется полным отрывом индивида от политической системы: индивид не вычленяет политические роли и политическую деятельность из экономических, религиозных и иных структур общественной жизни. Патриархальные ориентации также включают в себя отсутствие каких-либо ожиданий, связанных с политической системой. Последняя никак не соотносится с жизнью прихода. В качестве иллюстрации можно привести догосударственную, родовую организацию общественной жизни. В родовой общине (по крайней мере, на стадии ее разложения) власть вождя, старейшины или шамана, вероятно, имела политический характер, соответственно можно говорить и о политической борьбе. Однако субъективно мир политики не выделялся из религиозно-экономической сферы, соплеменники и сородичи не воспринимали вождей и старейшин как политических лидеров; не воспринимали они и политику как самостоятельную сферу. «В чистом виде патриархальная культура существует в простых традиционалистических системах, где политическая специализация минимальна. Патриархальная политическая культура в более дифференцированных политических системах скорее аффективна и нормативна, чем когнитивна». Однако даже крупномасштабные и более дифференцированные политические системы могут иметь в своей основе патриархальную культуру [8]. Подданническая политическая культура (subject): индивид ощущает себя в качестве участника политики, идентифицирует себя с определенной политической общностью, прежде всего с государством. Но он воспринимает себя пассивным участником политического процесса, подданным государства. Это не значит, что индивид полностью разделяет господствующие ценности и соглашается с политикой государства. Напротив, он может высказывать недовольство, но этими высказываниями все и ограничивается. Индивид не верит в то, что он в состоянии оказать какое-либо влияние на политический процесс. Он убежден в обратном: от него ничего не зависит, властные структуры все равно сделают то, что они хотят. «Субъект такой системы (подданный) осознает существование правительственной власти и чувственно ориентирован на нее, возможно, гордясь ею, возможно, не любя ее и оценивая ее как законную или нет. Но отношение к этой системе вообще и к тому, что она дает «на выходе», т.е. к административной стороне политической системы или «нисходящему» потоку, это отношение в основе своей пассивное, это ограниченная форма знания и участия». Подданичесские отношения в политической системе, имеющей развитые демократические институты, скорее будут аффективными и нормативными, чем когнитивными. Так, французский роялист знает о существовании демократических институтов, но не считает их легитимными [8]. Политическая культура участия (партисипаторная - от participation -участие): индивиды активно участвуют в политической жизни, они имеют достаточно высокий уровень ожиданий и в плане своей политической компетентности, и в отношении действенности своих политических акций. Члены общества ориентированы на систему вообще, а также как на политические, так и на административные структуры и процессы; другими словами, как на «входной», так и на «выходной» аспекты политической системы. Индивидуальные члены такой политической системы могут быть благоприятно или неблагоприятно ориентированы на различные классы политических объектов. Они склоняются к тому, чтобы ориентироваться на «активную» собственную роль в политике, хотя их чувства и оценки таких ролей могут варьироваться от принятия до отрицания [8]. По мнению Г.Алмонда и С.Вербы, в чистом виде парохиальный, подданнический и партисипаторный типы политической культуры в современном мире не существуют. Реальные политические культуры представляют собой комбинации этих типов в различных соотношениях. Это позволило исследователям говорить о трех реально существующих типах политических культур: Демократическая доиндустриальная - характеризуется преобладанием патриархальной политической культуры. Этот тип Г.Алмонд и СВерба обнаружили в Доминиканской республике: 5% населения, согласно проведенным там исследованиям, относились в активным участникам политической жизни, 50% - к «подданным» и 45% - к «парохиалам». Авторитарная переходная - превалируют индивиды-подданные. В качестве примера называют Португалию: здесь 10% - «активисты», 60% - «подданные» и 30% - «парохиалы». Демократическая индустриальная - большинство населения обладает «активистскими» ориентациями. В развитых странах Запада таковых, по мнению Г.Алмонда и С.Вербы, примерно 60%, 30% относятся к «подданным» и 10% - «парохиалы». В середине 1990-х гг. типология политических культур, предложенная Алмондом и Вербой, была усовершенствована голландскими исследователями Ф. Хьюнксом и Ф.Хикспурсом. Они выделили следующие типы: «гражданская партисипантная культура» (civil participant culture), «клиентелистская культура» (Client culture), «протестная культура» (protest culture), «автономная (autonomous) культура» и «культура наблюдателей» (spectator culture). Обосновывая свою типологию, Хьюнкс и Хикспурс акцентируют особое внимание как на самом факте сосуществования различных типов политических культур внутри западных обществ периода 1960-1990 гг., так и на процессе трансформации этих обществ, приведших за тридцать лет к изменению соотношения различных субкультур, сосуществующих в разных обществах Запада. Кроме того, ими было показано, что распространенность определенных типов политических субкультур среди различных социальных групп населения различна и зависит от социоэкономического статуса, образования, возраста и пола индивидов, входящих в группу. Согласно расчетам, проделанным Ф.Хьюнксом и Ф.Хикспурсом по опросным данном, процент носителей «приходской культуры» и культуры «подчинения» в 1960г. составлял соответственно в Мексике- 15 и 15, в Италии- 28 и 20, в Западной Германии - 8 и 10, Великобритании - 4 и 9, США - 3 и 8. Доля принадлежавших к типу гражданской культуры в Мексике была равна 17 %, в Италии - 7 %, Западной Германии - 9 %, Великобритании - 30 % и в США - 34 %. В 1981 г. доля носителей «приходской культуры» и культуры «подчинения» составила соответственно в Мексике - 24 % и 10 %, Италии - 14 % и 10 %, Западной Германии - 6 % и 5 %, Великобритании - 4 % и 3 %, США - 4 % и 6 %. Доля «гражданской культуры» в Мексике была равна 4 %, в Италии - 4 %, Западной Германии - 13 %, Великобритании-16 % и США-20 %. Кроме того, эти исследования показали, что масштабы распространенности типов политических субкультур зависят от социоэкономического положения, образования, пола и возраста индивидов, входящих в группу [17]. В современных политических науках имеются и другие типологии политической культуры. В частности, ее подразделяют на «элитарную» и «массовую»; «либеральную», «консервативную», «авторитарную» и «тоталитарную»; «моралистическую», «индивидуалистическую» и «традиционалистскую». Одни исследователи берут за основание типологии политической культуры критерий открытости или закрытости политических ценностей к инокультурным контактам (Д. Элазар), другие - внутреннюю целостность культурных компонентов (Д. Каванах), третьи - идеологические различия (Е. Вятр). У. Розенбаум выделяет «фрагментированные» и «интегрированные» типы политических культур. Фрагментированный отличается отсутствием консенсуса относительно основополагающих принципов политического устройства общества. В его основе лежит заметная социальная, социокультурная, конфессиональная, национально-этническая и иная фрагментация общества. Это является благоприятной почвой для идеологической непримиримости и бескомпромиссности в борьбе конфликтующих групп, препятствует выработке общепринятых правил политической игры. Общество расколото на группы с несовместимыми политическими ориентациями, отсутствуют общепризнанные процедуры улаживания социальных конфликтов, как и доверие между отдельными группами обществ. До относительно недавнего прошлого репутация самой фрагментированной в Европе политической культуры принадлежала Франции. Интегрированный тип, напротив, отличается сравнительно высокой степенью консенсуса, преобладанием гражданских процедур в улаживании споров и конфликтов, низким уровнем политического насилия, лояльностью к существующему режиму. Примечательной чертой обществ, обладающих интегрированными политическими культурами, является крайне высокая степень развития социального плюрализма, эффективный механизм преодоления противоречий на основе компромиссов социальных расхождений в пределах всего общества. Интегрированная политическая культуры проявляется в общенациональном согласии относительно форм правления и норм политической деятельности. Вместе с тем даже в обществах с устойчивыми демократическими традициями и стабильным согласием в отношении основных компонентов политики, властных структур и т.п. политическая культура представляет собой совокупость субкультурных образований, характеризующих наличие у их носителей существенных (либо не слишком) различий в их отношении к власти и государству, правящим партиям, в способах политического участия, в оценке своих возможностей принимать участие в политическом процессе (например, клерикальная и антиклерикальная субкультуры во Франции, рабочая и консервативная - в Великобритании, субкультура белых и черных американцев). Изучению политических субкультур в последнее время исследователи уделяют большое внимание. В том числе не только в вертикальном, но и в горизонтальном измерении. В Европе до тех пор, пока кризис национального самосознания граждан не компенсирован широким распространением европейского самосознания, региональная идентичность получает дополнительный импульс развития. Можно выделить два типа субкультур. Первый тип образуют группы населения, политические ориентации которых сильно отличаются от преобладающих в обществе. Второй тип представлен региональными политическими субкультурами, когда «социальная группа, именуемая политической субкультурой, отличается сравнительно широкими масштабами, существенными различиями во взглядах по сравнению с большинством нации и прочным групповым осознанием своего отличия» (У. Розенбаум). Субкультуры приобретают большое влияние, если они сконцентрированы географически. У. Розенбаум предлагает иную классификацию национальных политических культур на основе степени их единства. Очевидно, что в рамках каждой политической культуры существуют субкультуры отдельных социальных общностей. Политические субкультуры могут быть горизонтальными и вертикальными. В первом случае они выделяются на основе религиозных, этнических, региональных признаков. Например, есть все основания говорить о католической и протестантской субкультурах в политической культуре Северной Ирландии. Можно выделить аналогичные субкультуры и в современной Германии. Очевидно, однако, что степень различия в том и другом случаях не одинакова. Германская политическая культура намного более интегрирована, чем североирландская. Так сложилось исторически, что конфессиональный конфликт в Северной Ирландии оказался более острым, более затяжным, чем в других странах Западной Европы. То же самое относится и к национальным субкультурам. По отношению к Бельгии выделяются фламандская и валлонская субкультуры [11]. Они обладают существенными различиями, но в целом политическая культура Бельгии более интегрирована, чем, например, политическая культура Канады, где имеет место достаточно острый конфликт между англоговорящими провинциями и франкоязычным Квебеком [12]. Вертикальные субкультуры различаются по социальным и демографическим характеристикам. Высокая степень вертикальной фрагментированно-сти политических культур, в условиях которой явно выделяются субкультура элиты и массовая субкультура, была характерна, например, для средневековой Европы. До тех пор, пока массы были выключены из политической жизни это не создавало угрозы политической стабильности. Но во второй половине XIX в. и особенно на рубеже XIX-XX вв. в условиях коренных социально-экономических перемен возникший конфликт вертикальных субкультур вылился, пользуясь выражением Ортеги-и-Гассета, в «восстание масс». Только во второй половине XX столетия страны Запада смогли (с немалыми трудностями и издержками) преодолеть остроту конфликта и сформировать относительно интегрированную (в вертикальном отношении) политическую культуру.
|