Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Общие требования к лектору




 

А. П. Чехов в рассказе «Скучная история» очень яр­ко представил весь комплекс трудностей публичной ре­чи и умений, которые позволяют оратору их преодоле­вать: «Чтобы читать хорошо, то есть нескучно и с поль­зой для слушателей, нужно, кроме таланта, иметь еще сноровку и опыт, нужно обладать самым ясным пред­ставлением о своих силах, о том, кому читаешь, и о том, что составляет предмет твоей речи. Кроме того, надо быть человеком себе на уме, следить зорко и ни на одну секунду не терять поля зрения.

Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторо­ну то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Предо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя — победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное пред­ставление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти. Другой мой противник сидит во мне самом. Это — бесконечное разнообразие форм, яв­лений и законов и множество ими обусловленных своих и чужих мыслей. Каждую минуту я должен иметь лов­кость выхватывать из этого громадного материала са­мое важное и нужное и так же быстро, как течет моя речь, облекать свою мысль в такую форму, которая бы­ла бы доступна разумению гидры и возбуждала бы ее внимание, причем надо зорко следить, чтобы мысли пе­редавались не по мере их накопления, а в известном по­рядке, необходимом для правильной компоновки карти­ны, какую я хочу нарисовать. Далее я стараюсь, чтобы речь моя была литературна, определения кратки и точны, фраза возможно проста и красива. Каждую ми­нуту я должен осаживать себя и помнить, что в моем распоряжении имеются только час и сорок минут. Од­ним словом, работы немало. В одно и то же время при­ходится изображать из себя и ученого, и педагога, и оратора, и плохо дело, если оратор победит в вас пе­дагога и ученого или наоборот»[10].

Основные требования к оратору определяются зада­чами, которые перед ним стоят: сообщение знаний, формирование мировоззрения, воспитание масс. Для того чтобы решать эти задачи, лектор прежде всего должен отлично знать предмет своей лекции, быть ши­роко эрудированным в этой области и, конечно же, образованным и политически грамотным человеком. Главным, ведущим всегда остается содержание лекции, ее высокая идейность, научность, информативность, ак­туальность и органическая связь с действительностью, жизнью народа. Каким бы высоким уровнем искусства красноречия ни обладал лектор, как бы ни заворажи­вал его голос слушателей, но если он недостаточно ком­петентен в вопросах, которые излагает, или недоста­точно убежден в том, в чем пытается убедить собрав­шихся, все его старания напрасны — ему не поверят, за ним не пойдут.

Содержание, идейная направленность лекции — главное, но от формы его отрывать нельзя. «Можно научиться технике говоренья,— подчеркивал А. В. Лу­начарский,— но оратор, который не имеет, что сказать, конечно, нуль...

Там, где имеется великолепный передаточный аппа­рат, но нечего передавать, дело, конечно, дрянь. Это ясно. Но и где имеется великолепный запас того, что передать, но нет передаточного аппарата, этого запаса идей для других как будто и не существует. Обе эти стороны очень значительны»[11].

Содержание высказывания — очень широкое понятие, и в книге общего характера мы остановимся на этой проблеме лишь с точки зрения методики подготовки вы­ступления и произнесения его в аудитории.

Лектор не достигнет желаемого эффекта от своего выступления, если он не знает законов общения с аудиторией, помогающих вести слушателей за собой, а не идти у них на поводу.

Что же, спросите, вы, теперь еще и психологию и пе­дагогику изучать, чтобы читать лекции?

Определенные закономерности и психологии, и пе­дагогики, связанные с вопросами управления аудитори­ей, конечно, знать надо, так же, как надо знать и пра­вила логики, которые помогают выбрать наиболее ра­циональную композицию лекции, создать стройную, непротиворечивую систему аргументов, умозаключений и выводов. Путь здесь один: постоянное самосовершен­ствование, повышение уровня общей и речевой культу­ры, обогащение знаниями. Известная формула «Поэтами рождаются, ораторами становятся» в сжатой форме выражает мысль о необходимости постоянного самосо­вершенствования. Оно и понятно: как же может учить других человек, не обладающий сам достаточной куль­турой, эрудицией, высокой партийной принципиаль­ностью, т. е. всем тем комплексом качеств, которыми он должен обладать как воспитатель масс.

Нет сомнения, что ораторский дар в разной степени свойствен разным людям, но это означает лишь, что каждому желающему научиться хорошо говорить с три­буны понадобится разное время для овладения этим искусством. Давно стал классическим пример с Демос­феном, который сам сделал себя прекраснейшим орато­ром, громадными усилиями превозмогая природные речевые недостатки. Многие менее известные примеры говорят о том, что почти каждый нормальный человек, умеющий мыслить, может научиться и хорошо говорить. Важно лишь осознать эту необходимость, знать свои особенности и возможности, уметь критически их оце­нивать и постоянно работать над собой.

Иногда, пытаясь доказать, что обучать монологиче­скому высказыванию невозможно и не нужно, так как это природный дар, приводят в пример так называемых «стихийных ораторов». Несомненно, как во всяком искусстве, в ораторском искусстве есть люди, талант­ливые от природы и развившие в себе этот дар. Но исключения только подтверждают правило, сформули­рованное Демокритом: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться». Ведь все самодеятельные ораторы у кого-нибудь учились. Обла­дая высоко развитыми специальными лингвистическими способностями, особенно такой способностью, как ре­чевой слух[12], самобытные ораторы, постоянно развивая эти качества путем наблюдений и упражнений, часто достигали высочайшей степени совершенства.

Совершенствование лекторского мастерства— процесс бесконечный и более всего зависящий от активной тре­нировки: чтобы научиться выступать, надо делать это. Та видимая легкость, с которой выступают в любой ау­дитории замечательные ораторы, есть результат их громадного повседневного труда. Так, когда А. В. Лу­начарского спросили, когда же он успел подготовиться к лекции, которую он прочел неожиданно, он ответил: «Я готовился к ней всю жизнь». Постоянно учась, со­вершенствуясь, лектор старается во многом подражать выдающимся мастерам, брать с них пример. Это, конеч­но, верный путь, однако следует помнить, что манеру, стиль ораторской речи нельзя слепо копировать, тем более если этот ораторский стиль противоречит вашим индивидуальным особенностям.

Еще Квинтилиан считал, что каждый оратор должен исходить из особенностей своего характера и темпера­мента и не подражать ораторам, манера которых чуж­да его личности.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 130; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты