Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Развитие психологии в Новое время




 

О мире и душе О познании О свободе и регуля­ции поведения
Дуализм Материа­лизм Идеа­лизм Сенсуа­лизм Рациона­лизм Эмоцио­нальная регуляция Регуляция на основе рефлекса
Сущест- Единая Перво- В разуме нет Познание Эмоции Тело - не-
вуют две субстан- основа ничего, чего состоит из регулиру- зависимая
независи- ция - мира - нет в ощуще- двух ступе- ют поведе- субстанция,
мые суб- природа монада ниях (Локк, ней. Первая ние, на- его пове-
станции (Спиноза, (Лейбниц), Гоббс). дает знания правляя дение ре-
(перво- Гоббс). обладаю- Единый о мире на деятель- гулирует-
основы) - Имеет щая свой- процесс основе ло- ность че- ся рефлек-
душа и несколько ствами познания гического ловека. сом, по
тело (Де- свойств, восприя- является обобщения Существу- законам
карт). Они из кото- тия и восхожде- данных ет три вида механики.
не влияют рых два стремле- нием от ощущения, эмоций. Рефлекс
друг на основ- ния. В частных эти знания Эмоции может из-
друга и ных - ду- душе вы- знаний о неполные и или стра- меняться
обладают ша и тело, деляются единичных неадекват- сти связа- в зависи-
разными обладаю- уровни вещах к об- ные. Вторая ны с окру- мости от
свойства- щие свой- перцепции щим поня- ступень - жающим привычки
ми: душа- ствами и аппер- тиям, т.е. интуитив- миром, и обучения.
мышле- мышления цепции, данные ное мышле- поэтому и Душа лишь
нием и протя- т.е. бессо- органов ние (рацио- человек не частично
(главное жения. знатель- чувств обоб- нальная свободен влияет на
свойство Мышле- ного и щаются ра- интуиция) - от влия- поведение,
души), ние—глав- созна- зумом. дает воз- ния окру- изменяя
тело - ное свой- тельного. Врожден- можность жающего направле-
протя- ство души. Таким ных идей истинного мира. Ра- ние реф-
жением. которая образом, нет, все по- познания зумное лекса при
Душа и также содержа- нятия по- мира. Об- осознание помощи
сознание отождест- ние души являются щие поня- этого вли- активных
тождест- вляется с шире, чем в процессе тия сущест- яния и по- страстей
венны, сознани- содержа- обучения. вуют либо нимание  
бессозна- ем; отри- ние созна- Ощущения в виде идей причины  
тельных цается ния пассивны, (Декарт), возникно-  
процес- наличие   поэтому либо в виде вения эмо-  
сов нет бессозна-   субъектив- их предпо- ций дают  
  тельного   ность ощу- сылок человеку  
      щений при- (Лейбниц). свободу,  
      водит к Общность т. е. сво-  
      выделению законов бода - по-  

Окончание таблицы

 

О мире и душе О познании О свободе и регуля­ции поведения
Дуализм Материа- Идеа- Сенсуа- Рациона- Эмоцио­нальная Регуляция на основе
  лизм лизм лизм лизм регуляция рефлекса
      первичных в мире идей знанная  
      и вторич- и вещей яв- необхо-  
      ных качеств ляется осно- димость  
      и призна- вой истин- (Спиноза)  
      нию невоз- ностизнания    
      можности (Спиноза).    
      полной по- Познава-    
      знаваемо- тельная ак-    
      сти мира тивность че-    
        ловека обус-    
        ловливает    
        субектив-    
        ность его    
        знаний,что    
        не противо-    
        речит их    
        истинности    
        (Лейбниц)    

Психологи-рационалисты выделяли в процессе познания два этапа. Первый этап, состоящий из нескольких ступеней, заклю­чался, как и в сенсуализме, в восхождении от частного к общему при переходе от восприятия к логическому мышлению. Важным отличием было то, что понятие, которое формировалось таким образом, рационалисты не считали окончательным и, главное, объективным, передающим существенные свойства окружающего мира. Для постижения общего недостаточно чувственного опыта, считали они, выделяя еще один этап познания - интуитивное мыш­ление, которое черпает знания из разума, мгновенно актуализи­руя в нем понятия, осознавая всеобщие законы и свойства пред­метов.

В начале Нового времени, несмотря на усилия Ф. Бэкона, более распространенным был рационалистический подход, который раз­рабатывался такими известными учеными, как Р.Декарт, Б.Спи­ноза, Г.В.Лейбниц (см. табл. 3). Во многом это было связано с не­обходимостью для психологии и философии преодолеть послед­ствия схоластики. Однако уже к середине века бурное развитие точных наук, промышленности сделало очевидной необходимость учитывать в психологии и новые требования, а потому все боль­шее распространение стал получать сенсуализм, представленный в это время в концепциях Д. Локка и Т. Гоббса.


Появление строго объективных методов исследования и изме­нение предмета психологии сказались и на понимании новым по­колением психологов понятия «душа». Так как в объяснении фак­тов психической жизни она уже не играла прежней роли, то, со­гласно принципу Оккама, психология в то время и не испытывала нужды в использовании этого понятия в своих исследованиях. Однако в этом случае необходимо было найти другой подход для объяснения активности тела, выявить новый источник энергии для внутренней и внешней активности. Этому и помогли законы меха­ники, открытые современной для того времени физикой, законы И.Ньютона. Именно они и были использованы Декартом для обоснования первой в истории психологии теории рефлекса, кото­рая со временем получала все большее обоснование в открытиях в смежных с психологией областях науки и стала одним из постула­тов современной психологии.

Принцип активности, использованный Лейбницем для объяс­нения процессов познания, позволил по-новому представить себе соотношение между субъективностью и истинностью, адекватно­стью предмету в наших представлениях о внешнем мире. Его взгляды впервые показали порочность прежних идей о познании как независимом от эмоций и мотивов человека процессе, проде­монстрировав единство всех сфер психического.

Не менее важной для психологии (особенно для немецкой пси­хологии) была и концепция Лейбница души-монады, в которой он доказывал, что в психике есть не только область сознания, но и об­ласть бессознательного. Хотя в то время это представление и не было полностью принято психологией, которая оставалась еще почти два века наукой о сознательных процессах, эти идеи Лейбница легли в основу последующих работ Гартли, Гербарта и, наконец, Фрейда, сделавшего бессознательное предметом своей глубинной психологии.

Появление новых социальных групп и нарождение нового об­щества требовали пересмотра не только научных истин, но и нравственных ценностей уходящей эпохи, а следовательно, и раз­работки новой этики. Анализ подхода к проблеме эмоций и сво­боды человека в теориях психологов Нового времени показывает, что в решении этих вопросов они во многом склонялись к позиции ученых античности, которые считали, что эмоции отражают внеш­нюю ситуацию (а часто и вызываются ею). Поэтому они также свя­зывали свободу с возможностью преодоления аффекта и разумной регуляцией деятельности. В этом плане обращает на себя внимание позиция Декарта, который выделял пассивные эмоции (страсти), доказывая, что они связаны с мышлением и являются одной из со­ставляющих наших понятий, когнитивной оценкой предмета или ситуации. То есть концепция Декарта, по сути, служит основани­ем для последующего развития современной когнитивной теории эмоций.



Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты