КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методологические основания изучения эволюции российской социологииСтр 1 из 33Следующая ⇒ Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Мн.: Экономпресс, 2000. 343 с. Методологические основания изучения эволюции российской социологии Российскую социологию прежде всего необходимо рассматривать как ответ на потребности отечественной социальной жизни, т. е. видеть социокультурный контекст, определяющий национально — специфическое решение общих задач социологической науки. При этом важен синтез экстерналистской и интерналистской моделей изложения истории науки, позволяющий адекватно подойти и к проблеме научных приоритетов. Наука — общекультурное явление, ее познавательные результаты принадлежат всем, но в силу вне — научных причин возможны переоткрытия тех или иных идей. Иначе говоря, речь идет о применении методологии социологии познания, требующей рассматривать результаты мыслительной деятельности в качестве активного элемента той среды, в которой выявлялось творческое сознание, породившее конкретные идеи. Данный подход особенно важен при анализе российской социальной мысли в силу ее внутренней социальной ангажированности и постоянной включенности в социально-политическую практику, в основном в явной оппозиционно — критической функции. Направленность российской социологии на практику вела к тому, что она постоянно возвращалась к проблеме соотношения активности и пассивности людей, стремилась предложить проекты для правильного, на взгляд того или иного социолога, выбора. Образ ученого, бесстрастно анализирующего социальную реальность, никогда не был популярен в российской социологической среде. Далеко не простым при этом оказывается вопрос: что называть социологией на российской почве? Особенностью русской культуры является то, что социальная мысль в форме философии истории и социальной философии составляла ядро её философско-мировоззренческих поисков. Как и в мировой социологии здесь действовала движения социальной мысли от социальной философии через социальную теорию к теории собственно социологической. Русская мысль формировалась первоначально как философия истории, особенно в первой половине XIX в. К середине этого века на передний план выдвинулись социальные теории, в которых переплетались элементы социально — философские и социологические. И только в начале XX в. появились уже чисто социологические теории. Однако и в последнем случае наблюдается постоянный взаимопереход социальной философии и социологии. Социология в России, как и в других странах, утверждалась в процессе перехода к индустриальной стадии социальной эволюции. Это происходило в силу потребностей модернизирующегося общества в достаточно строгом социальном знании. Однако индустриальная модернизация России осуществлялась в запаздывающем (или догоняющем) варианте, что и составило своеобразный социокультурный контекст развития российской социальной мысли. Проблематика и содержательная эволюция российской социологии, ее политико-идеологическая ангажированность, футурологическая направленность непосредственно определялись причудливым переплетением социальных отношений и мотивационных структур традиционного и индустриального обществ, потребностью в новой трудовой этике, патриархальностью мировосприятия большей части населения, значительными сдвигами в социальной структуре при весьма сильной тенденции к маргинализации общества, давлением отживающих политических структур и слабостью гражданского общества и либерализма, стремлением активных социальных сил к радикализму правого или левого толка и иными особенностями пореформенной России. В этой связи остановимся на одной чрезвычайно значимой проблеме социологического познания, решение которой определяло эволюцию как российской социологии в целом, так и отдельных ее школ и направлений. В принципе, сложности социального познания вытекают из дихотомии объективизм—субъективизм. От того, какая ее сторона для той или иной социологической концепции будет определяющей, прямо зависят гносеологические, онтологические и методологические предпочтения исследователя. Скажем, в западной социологии, по крайней мере на начальном этапе ее развития, существовал консенсус относительно объективного статуса социологического знания и его предмета. Правда, к концу XIX в. произошел раскол социологии на объективную и субъективную парадигмы. Обычно отсчет этих тенденций начинают с имен Э. Дюркгейма и М. Вебера. Мы не будем оспаривать исторически сложившуюся интерпретацию эволюции мировой социологии. Тем не менее историческая справедливость требует признать, что именно в российской социологии изначально и резко выявился раскол на две названные парадигмы. Причину этого, очевидно, нужно искать в прямой ориентации общественной мысли на социальную практику. Не случайно, что с самого начала особенно четко была заявлена субъективная традиция, относительно которой велась полемика, стимулировавшая эволюцию российской социологии. Объективизм склонялся к подходу, именуемому ныне структурно — функциональным, который рассматривает объект исследования как систему, имеющую внутренние закономерности, подчиняющие себе поведение частей. При таком подходе задача социолога состоит в том, чтобы описать и объяснить объективно существующие связи. Субъективизм же развивался в направлении, близком к сформировавшейся впоследствии феноменологической, понимающей социологии, которой свойственно обращение к жизненному миру конкретно существующего человека, описанию структур его сознания на основе методов понимания. Правда, как мы увидим в дальнейшем, в российской социологии постоянно проявлялась тенденция сближения и синтеза в различных вариантах обеих парадигм. За отмеченной теоретической дивергенцией скрывались различия практической и политической ориентации социологов, а именно различия в понимании путей социальной интеграции. Один путь исходит из интеграции на уровне системы, автоматически создающей интеграцию на уровне индивидов; другой — из взаимодействия реальных людей, достигающих в своем жизненном мире солидарности. В социокультурном плане это означало, что российская социология явно или неявно центрировалась на проблеме необходимости и возможности, желательности или нежелательности капиталистической эволюции страны по западной модели. В своих теоретических построениях большинство социологов так или иначе имело в виду «русский путь», стремясь соответственно перевести теоретические положения на уровень практических программ. Можно сказать, что в России имел место переход от «священного» к «светскому» обществу, что закономерно вызывало потребность в социологической науке. Однако в любом светском (открытом) обществе сохраняется некая «священная сердцевина» в форме социокультурных традиций. В России по ряду исторических причин такая сердцевина оказалась особенно жесткой и консервативной. В результате, объективно имевшаяся потребность в науке об обществе не стала осознанной в ведущих политических и идеологических кругах, а зачинатели социологии в период ее становления в той или иной форме подвергались преследованиям. Сложилась парадоксальная ситуация: высокий уровень социологической мысли сочетался с ее фактическим отщепенством от реальности социально — политического процесса. Не случайно, что среди создателей социологии было много личностей маргильного типа, что вызывало довольно сильную тенденцию к утопизму и левому радикализму. Понимание особенностей развития российской социологии предполагает также учет своеобразия русского национального характера, которому свойственно видеть в России не страну, а целый мир («Востокозапад», в терминологии Н. Бердяева). Русские мыслители подчеркивали глубокую внутреннюю противоречивость русского национального характера, сочетание в нем взаимоисключающих начал, слабость формы и чувства срединности, стремление к крайностям, культурный нигилизм. Эти черты в сочетании с влиянием географического фактора и геополитического положения страны менялись предпосылками утверждения деспотической формы правления. Историческое своеобразие страны обусловливало невостребованность сил русского народа, социальную неустроенность общества. В то же время в обществе ощущалось наличие некоего особого «задания» России, что вылилось в мессианскую концепцию «русской идеи». Естественно, что этот «дух народа» находил отражение в социологии, на первых порах явное (в народничестве), затем более опосредованное. Российские социологи стремились, во— первых, «перевести» черты народа на социологический язык, но — вторых, смоделировать варианты развития страны в контексте своеобразия социокультурной ситуации. Видимо, именно этим обусловлено преобладание в российской социологии этико — психологических и культурологических тенденций, заметное даже в объективистских моделях, а также особое ее внимание к ценностно — мотивационным структурам, стремление к нормативизму.
|