КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Е.В. Де РобертиПо словам Лаврова книге Роберти можно было бы дать название «Вместо социологии». (История, однако, показала, что оценки эти были далеки от объективности.) К. тому же своими явно материалистическими, а особенно антирелигиозными тенденциями, как ни пытался Роберти терминологически скрыть их, он дискредитировал себя и в глазах правящих и клерикальных кругов. Работы его были запрещены, а книга «Прошедшее философии» (1886) вообще предана уничтожению. Ученый уехал во Францию, где работал в тесном сотрудничестве с французскими позитивистами. На французском Кроме названных, к основным социологическим трудам Роберти относятся: «Новая постановка основных вопросов социологии» (1909, в книге обобщаются результаты французских исследований автора), «Энергетика и социология» (1910), «Социология и психология» (1914), «Философия и ее задачи в XX в.» (1915). Все творчество Роберти было подчинено задаче «огромной теоретической и практической важности» — научно обосновать социологию (11, с. 140). Чтобы вывести социологию на правильный путь, нужно «поднять эмпирическое знание общественных фактов на высоту точной теории и этим изменить коренным образом, рационализировать различные технологии, которые непосредственно управляют деятельностью людей, их поведением». В этом заключается, по мнению Роберти, «наиболее назревшая потребность современного человечества» (6, с. 63). Можно сказать, что Роберти в своем поиске преследовал троякую цель: 1) построить и обосновать основную (биосоциальную) гипотезу о природе надорганического явления; 2) определить метод, наиболее пригодный для изучения социальных фактов; 3) установить общий закон, объясняющий социальную эволюцию в ее единстве и целостности. Будучи сторонником позитивизма, Роберти дал собственную весьма оригинальную его интерпретацию. Смысл позитивизма, истоки которого Роберти видит еще в античности, заключается в том, что он есть «философия опыта, и только философия опыта»; основной его лозунг — «ни по другому пути, чем наука, ни впереди нее» (2, с. 359 — 360, 362). Учение О. Конта, представляющее собой переломный пункт в развитии данной философской тенденции, при всех его достижениях содержит слишком много противоречий, компромиссов, недоработок. Поэтому, подчеркивает Роберти, начав как сторонник главных контовских тезисов, он в конечном счете выступил противником многих из них (6, с. 66). В общем плане Роберти последовательно реализовал замысел Конта: выявить строгую детерминацию общественных феноменов, неминуемо изменяющихся под давлением прогресса разума. Но при этом провиденциалистская модель Конта постепенно заменяется у Роберти функциональной трактовкой прогресса. Конт, считает Роберти, запутался в основаниях социологии. С одной стороны, его социология опирается на биологию, в которую он включает и психологию, не учитывая сложной структуры психологического факта, с другой, рассматривая в качестве главного социального фактора знание, Конт фактически исходит из психологии. Эта его противоречивость породила две одинаково неприемлемые для Роберти тенденции в социологии — биологизм (органицизм) и психологизм. Обе эти тенденции оказываются в порочном кругу и не приближают нас к истинному социологическому объекту. Заметим, что сам Роберти был близок к психологизму, но дал ему иную, объективистскую интерпретацию. Концепция «социопсихизма» (впоследствии Роберти отказался от этого термина) была задумана Роберти как синтез коллективного и индивидуального психологизма с целью снятия их односторонности посредством выявления задаваемых обществом социальных функций и духовных явлений. С течением времени психологизм у Роберти становился все более латентным и усиливался социологизм, близкий по смыслу к дюркгеймовскому. Отвергает Роберти и закон трех фазисов Конта в силу его эмпирической необоснованности и односторонности, а также смешивания философии и науки. Глубоко ошибочно, согласно Роберти, разделение Контом исторических эпох на органические и критические, причем в этой идее уже виден зародыш будущего экономического материализма, односторонность которого Роберти тоже не приемлет. Категорически отвергает Роберти агностицизм Конта. Что касается метафизических вопросов, то их нужно не отбрасывать, а решать на основе разработки новой философии, отнюдь не тождественной науке (3, т. 2, с. 315). Уже в ранних трудах Роберти приходит к выводу, что внутри позитивизма идет «междоусобная борьба» двух тенденций, правда, на одной почве объективной, или научной, философии. Речь идет о столкновении догматического и критического прочтения контизма. Критическую тенденцию Роберти характеризует как монизм или монистический позитивизм, соответствующий новейшим достижениям науки, и обозначает ее термином «неопозитивизм», едва ли не первым употребив этот термин еще в начале 80 —х гг. (11, с. 140—141). Будучи прямым наследником контовского позитивизма, неопозитивизм, подчеркивает Роберти, учит нас осторожности в обращении с фактами и гипотезами, антидогматизму, внимательному вглядыванию в то, как действуют более зрелые науки. Неопозитивизм «стремится сделать из социологии науку автономную и строго отвлеченную» и «настаивает на крайней неотложности полного пересмотра главных терминов социологического языка» (14, с. 2). Основные принципы неопозитивизма, по Роберти, таковы: проведение строгого различия между философией и наукой; формулирование не эмпирических, а теоретических законов соотношения основных элементов культуры; сведение непознаваемого к неизвестному, а целесообразности к причинности (15, с. 177). В центре же этого лежит биосоциальная гипотеза, выдвижение которой Роберти, не страдавший излишней скромностью, считал поворотным пунктом в развитии социологии, фундаментом неопозитивистского понимания общества (11, с. 146). В поздних сочинениях Роберти эта гипотеза дополняется концепцией социального энергетизма. Конечно, понимание Роберти неопозитивизма далеко от современной его трактовки, в частности, в контексте логического позитивизма. И все же не трудно заметить их перекличку по ряду существенных методологических подходов, что позволяет считать Роберти одним из ранних предтеч современной версии позитивизма.
|