Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Е.В. Де Роберти




По словам Лаврова книге Роберти можно было бы дать название «Вместо социологии». (История, однако, показала, что оценки эти были далеки от объективности.) К. тому же своими явно материалистическими, а особенно антирелигиозными тенденциями, как ни пытался Роберти терминологически скрыть их, он дискредитировал себя и в глазах правящих и клерикальных кругов. Работы его были запрещены, а книга «Прошедшее филосо­фии» (1886) вообще предана уничтожению.

Ученый уехал во Францию, где работал в тесном сотрудничестве с французскими позитивистами. На французском
языке издано значительное количество фундаментальных
работ Роберти по философии, социологии и этике. Работы
эти доставили их автору широкую известность в Европе и
оказали значительное влияние на становление западного неопозитивизма. Роберти был профессором Нового Брюссельского университета, одним из организаторов Русской высшей
школы общественных наук в Париже. В 1905 г. социолог вернулся в Россию, широко публиковался, активно участвовал в
распространении социологических знаний, стал профессором
социологии Психоневрологического института.

Кроме названных, к основным социологическим трудам Роберти относятся: «Новая постановка основных вопросов социологии» (1909, в книге обобщаются результаты француз­ских исследований автора), «Энергетика и социология» (1910), «Социология и психология» (1914), «Философия и ее задачи в XX в.» (1915).

Все творчество Роберти было подчинено задаче «огром­ной теоретической и практической важности» — научно обо­сновать социологию (11, с. 140). Чтобы вывести социологию на правильный путь, нужно «поднять эмпирическое знание общественных фактов на высоту точной теории и этим изменить коренным образом, рационализировать различные тех­нологии, которые непосредственно управляют деятельностью людей, их поведением». В этом заключается, по мнению Роберти, «наиболее назревшая потребность современного человечества» (6, с. 63).

Можно сказать, что Роберти в своем поиске преследовал троякую цель: 1) построить и обосновать основную (биосоциальную) гипотезу о природе надорганического явления; 2) определить метод, наиболее пригодный для изучения соци­альных фактов; 3) установить общий закон, объясняющий социальную эволюцию в ее единстве и целостности.

Будучи сторонником позитивизма, Роберти дал собствен­ную весьма оригинальную его интерпретацию. Смысл пози­тивизма, истоки которого Роберти видит еще в античности, заключается в том, что он есть «философия опыта, и только философия опыта»; основной его лозунг — «ни по другому пути, чем наука, ни впереди нее» (2, с. 359 — 360, 362). Учение О. Конта, представляющее собой переломный пункт в разви­тии данной философской тенденции, при всех его достиже­ниях содержит слишком много противоречий, компромиссов, недоработок. Поэтому, подчеркивает Роберти, начав как сто­ронник главных контовских тезисов, он в конечном счете выступил противником многих из них (6, с. 66).

В общем плане Роберти последовательно реализовал за­мысел Конта: выявить строгую детерминацию общественных феноменов, неминуемо изменяющихся под давлением про­гресса разума. Но при этом провиденциалистская модель Конта постепенно заменяется у Роберти функциональной трактовкой прогресса. Конт, считает Роберти, запутался в основаниях социологии. С одной стороны, его социология опирается на биологию, в которую он включает и психоло­гию, не учитывая сложной структуры психологического фак­та, с другой, рассматривая в качестве главного социального фактора знание, Конт фактически исходит из психологии. Эта его противоречивость породила две одинаково неприем­лемые для Роберти тенденции в социологии — биологизм (органицизм) и психологизм. Обе эти тенденции оказывают­ся в порочном кругу и не приближают нас к истинному соци­ологическому объекту. Заметим, что сам Роберти был близок к психологизму, но дал ему иную, объективистскую интер­претацию. Концепция «социопсихизма» (впоследствии Роберти отказался от этого термина) была задумана Роберти как синтез коллективного и индивидуального психологизма с це­лью снятия их односторонности посредством выявления за­даваемых обществом социальных функций и духовных явле­ний. С течением времени психологизм у Роберти становился все более латентным и усиливался социологизм, близкий по смыслу к дюркгеймовскому.

Отвергает Роберти и закон трех фазисов Конта в силу его эмпирической необоснованности и односторонности, а также смешивания философии и науки. Глубоко ошибочно, согласно Роберти, разделение Контом исторических эпох на органические и критические, причем в этой идее уже виден зародыш будущего экономического материализма, односто­ронность которого Роберти тоже не приемлет. Категоричес­ки отвергает Роберти агностицизм Конта. Что касается мета­физических вопросов, то их нужно не отбрасывать, а решать на основе разработки новой философии, отнюдь не тожде­ственной науке (3, т. 2, с. 315).

Уже в ранних трудах Роберти приходит к выводу, что внутри позитивизма идет «междоусобная борьба» двух тен­денций, правда, на одной почве объективной, или научной, философии. Речь идет о столкновении догматического и кри­тического прочтения контизма.

Критическую тенденцию Роберти характеризует как мо­низм или монистический позитивизм, соответствующий но­вейшим достижениям науки, и обозначает ее термином «нео­позитивизм», едва ли не первым употребив этот термин еще в начале 80 —х гг. (11, с. 140—141). Будучи прямым наследни­ком контовского позитивизма, неопозитивизм, подчеркивает Роберти, учит нас осторожности в обращении с фактами и гипотезами, антидогматизму, внимательному вглядыванию в то, как действуют более зрелые науки. Неопозитивизм «стре­мится сделать из социологии науку автономную и строго от­влеченную» и «настаивает на крайней неотложности полно­го пересмотра главных терминов социологического языка» (14, с. 2). Основные принципы неопозитивизма, по Роберти, таковы: проведение строгого различия между философией и наукой; формулирование не эмпирических, а теоретических законов соотношения основных элементов культуры; сведе­ние непознаваемого к неизвестному, а целесообразности к причинности (15, с. 177). В центре же этого лежит биосоциальная гипотеза, выдвижение которой Роберти, не страдав­ший излишней скромностью, считал поворотным пунктом в развитии социологии, фундаментом неопозитивистского по­нимания общества (11, с. 146). В поздних сочинениях Роберти эта гипотеза дополняется концепцией социального энер­гетизма. Конечно, понимание Роберти неопозитивизма дале­ко от современной его трактовки, в частности, в контексте логического позитивизма. И все же не трудно заметить их перекличку по ряду существенных методологических подхо­дов, что позволяет считать Роберти одним из ранних предтеч современной версии позитивизма.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 132; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты