КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Н. И. Кареев в истории социологииНиколай Иванович Кареев (1850—1931) — выдающийся российский историк и социолог, общественный деятель, педагог, «пионер русской социологии» (М. М. Ковалевский). Родился в Москве в обедневшей дворянской семье. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. Благодаря уже первому своему труду — магистерской диссертации «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII века» (М., 1879) — Кареев приобрел широкую известность в российской и мировой исторической науке и по праву считается одним из основоположников русской исторической школы. В начале 80 —х гг. Кареев — профессор Варшавского университета. С 1885г. он преподавал в Петербургском университете и других столичных учебных заведениях. Большое внимание Кареев уделял вопросам самообразования: начиная с «Писем к учащейся молодежи о самообразовании», он опубликовал серию работ по этому поводу, вызвавших живой и широкий отклик. В 80 — 90 — е гг. Кареев разрабатывал свою философско — историческую и социологическую теорию. Первым в истории российской социологической науки он с 1891 г. начал читать систематический курс социологии. Им написано первое в России учебное пособие по социологии «Введение в изучение социологии» (1897). В 1899 г. по политическим причинам Кареев был изгнан из университета и вернулся туда только в 1905 г. Избирался депутатом I Госдумы от партии кадетов. После октябрьской революции, воспринятой им как объективный и неизбежный факт, Кареев публиковал только чисто исторические работы. «Я не только не изменился, — отмечал он, — но и не хотел изменяться не по внутреннему убеждению, а в порядке приспособления» (19, с. 301). В 1929 г. Кареев был избран почетным (только!) членом АН СССР. Последние месяцы его жизни были омрачены вздорными политическими обвинениями в рамках разоблачения «вредительской» деятельности «буржуазных» историков. Потрясенный «новой моралью», Кареев направил письмо протеста в Академию наук. Но кого уже могли в чем-то убедить письма «буржуазного ученого»? Научное наследие Кареева огромно. Оно включает (вместе со значительным количеством еще не опубликованных работ) свыше 450 названий. В социологическом плане наиболее значимы следующие его исследования: «Основные вопросы философии истории» (1883), «Сущность исторического процесса и роль личности в истории» (1889), «Старые и новые этюды об экономическом материализме» (1896), «Введение в изучение социологии» (1897), «Историология» (1915), «Общие основы социологии» (1918) и др. Преодолевая характерную для российского обществоведения публицистичность, Кареев стремился к четкому оформлению социологии как особой науки и системы знания, разработке ее категориального аппарата, определению ее места среди других социальных наук. Обычно социологическую концепцию Кареева считают позитивистской, но это не совсем так. Считая позитивистскую методологию наиболее адекватной для построения научной социологии, к конкретным идеям основателей позитивизма Кареев относился примерно так же, как и его единомышленники по субъективной школе. В социологии О. Конта, подчеркивал ученый, необходимо отличать замысел от исполнения. Замысел программы Копта — открытие законов, управляющих социальными явлениями, — имеет непреходящее значение, исполнение же оказалось неудачным. Конт не смог создать социальной науки потому, что, во-первых, от биологии сразу перешел к социологии, минуя психологию. Во-вторых, Конт отождествил эволюцию с одной из ее сторон, историей миросозерцания, и, хотя он стремился изгнать метафизику, оказался в метафизической ловушке конструирования истории (2, ч. 1, с. 78, 80-82, 111-112). В молодости на Кареева значительное влияние оказали взгляды радикального крыла русской интеллигенции, особенно Д. И. Писарева. Как социолог Кареев развивался в русле идей Н. К. Михайловского и особенно П. Л. Лаврова, с которым ого связывали тесные дружеские отношения. Однако при общности исходных идей он занимал достаточно самостоятельную позицию в рамках субъективной социологии, лидером которой в 80 — 90 —е годы стал. В той или иной форме Кареев отозвался фактически на псе социологические достижения своего времени. Его с полным правом можно назвать одним из первых историков миро — ной и российской социологии. Существующие социологические подходы Кареев классифицировал на четыре направления: органическое, дарвинистическое, экономический материализм, социально—психологическое. Последнее направление противопоставляется остальным как натуралистическим. Органическая теория, отмечает Кареев, хотя и является «совершенно законной реакцией» на ненаучные концепции общества, реакцией, произведшей переворот в общественных науках внесением в них идеи закономерности, тем не менее дальше всех от истины. «Эта теория кое в чем помогает понять природу общества, но в большинстве случаев не по вопросу о том, что есть общество, а по вопросу о том, чем общество не есть и быть не может» (15, с. 32). Главный недостаток органицизма — игнорирование личности, что присуще и социал-дарвинизму, который, абсолютизируя борьбу за существование, сводит человека к животному. Значительное место в исследованиях Кареева занял критический анализ экономического материализма. По его мнению, это течение ближе к истине, чем органицизм, ибо стремится к социологическому анализу общества. Однако в целом данная теория аксиоматична, фактически не разработана, догматически абсолютизирует значение одного из начал общества. Экономический материализм к тому же проигнорировал достижения новейшей социологии и фактически остался на доконтовском уровне. Значимость же его заключается в том, что он внес в социологию экономический анализ социальных явлений. Адекватной основой для построения научной социологии Кареев считает психологизм, но не в духе чисто интеллектуальной психологии, а с учетом эмоционально — волевой стороны психики человека, шире — коллективной психологии (15, с. 35). Тем не менее, приходит к выводу ученый, все четыре направления социологии носят гипотетический характер, с разной степенью глубины выявляя особенности социальной жизни. Следовательно, социология должна синтезировать на основе психологизма верные выводы, вытекающие из различных подходов. За подобную ориентацию аналитики часто упрекали Кареева в эклектичности. Отвечая на это, Кареев подчеркивал, что в принципе эклектическим путем выбора и синтеза приемлемых, т. е. логически и фактически обоснованных, положений развивается всякая наука, и в этом нет ничего зазорного (16, с. 18—19). Сейчас мы бы назвали это принципом дополнительности объясняющих моделей в социологическом познании.
|