КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Географическая социология Л. И. МечниковаГеографический подход к обществу был довольно популярен в российской социальной мысли, что в основе своей обусловлено геополитическими особенностями страны. В частности, весьма широко элементы географического детерминизма использовали выдающиеся русские историки С. М. Соловьев (1820-1879) и В. О. Ключевский (1841-1911). Однако оба историка не задавались специальной задачей построения геосоциологии. Социологическую интерпретацию проблемы попытался дать один из первых российских социологов Л. И. Мечников. Лев Ильич Мечников (1838—1888) — публицист и художник, беллетрист и социолог, путешественник и педагог, революционер и ученый — родился в Петербурге в дворянской семье, детство провел в Харькове. Учился медицине, изучил более десяти иностранных языков, служил переводчиком, торговым агентом в странах Ближнего Востока. Однако служба не соответствовала пылкой и постоянно ищущей натуре Мечникова. Он уезжает в Италию, где включается в революционную борьбу в отрядах Дж. Гарибальди. Сближается с М. А. Бакуниным и А. И. Герценом. Много путешествует. В 1873 г. по приглашению правительства Японии едет в эту страну для организации университета. И хотя пробыл он там всего два года, в Японии до сих пор с благодарностью вспоминают его деятельность. По возвращении в Европу тесно сотрудничает с Э. Реклю. С 1883 г. занимал кафедру сравнительной географии и статистики Невшательской Академии в Швейцарии. Творческое наследие Мечникова включает свыше 400 работ. Это очень часто блестящие заготовки капитальных трудов, поражающие не только эрудицией и глубиной идей, но и множеством противоречий и нестыковок. Основная его работа — «Цивилизация и великие исторические реки» (на франц. яз. — 1889 г., рус. изд. — 1898 г.). С точки зрения социологии представляют значительный интерес статьи Мечникова «Вопросы общественности и нравственности» (1879), «Школа борьбы в социологии» (1884) и др. В исследовательской литературе творчество Мечникова чаще всего замыкают в рамки только «географической социологии. Однако его социологическое наследие значительно шире; это, скорее, объемный историко—культурный анализ социальности, где географический фактор занимает важней — шее, но не единственное место. Сверхзадачу же своих исследований Мечников видел в объяснении причин угнетения и эксплуатации и поиске путей достижения согласия и мира между людьми. Настаивая на реалистическом мировоззрении и критикуя метафизику, Мечников примыкает к позитивизму, трактуя его в качестве научного метода социологии. Позитивистскую же доктрину, особенно контизм, Мечников оценивает весьма критически, отмечая ее априоризм, догматизм, схоластическое «конструирование социологии». Себя Мечников относит к «направлению Аристотеля», для которого характерны понимание учреждений как результатов человеческого творчества и трактовка социальных законов только в качестве удобной формулы для обозначения общих свойств группы явлений. Размышляя над путями становления антропологически фундированной социологии, Мечников обращается к тому, что он называет «основным социологическим вопросом»: есть ли общество предмет, особая реальность с законами, никак не зависящими от людей, или же общество — отвлечение, фикция и соответственно человек сам может творить социальность. Отвечая на заданный вопрос, Мечников четко идентифицирует себя с номиналистическим решением проблемы. Социология, по мнению Мечникова, станет точной наукой, «научной теорией и историей общественности», выполнив два условия: во —первых, установив специфический закон социальной жизни и, во —вторых, определив с естественнонаучной достоверностью критерий прогресса. Такой установкой определяется исследовательский метод Мечникова: историко — эмпирический анализ различных социально — культурных форм, объединяющих людей в социальные союзы. Особое внимание ученый уделяет этносоциальным исследованиям, сравнительному анализу цивилизаций в диахронном и синхронном аспектах и т. п. Объединяющей же методологической нитью является у Мечникова эволюционизм. Предметная область социологии обозначается Мечниковым посредством весьма своеобразной трактовки понятия общества или общественности. Оба понятия выступают у него синонимами, причем в поздних трудах ученый все чаще заменяет их понятием солидарности. Общество, считает Мечников, есть союз, в который люди объединяются ради совместного достижения общих целей и оказания услуг друг другу, причем количество собравшихся и временные рамки их объединения второстепенны и несущественны. «Общества возникают потому, что у людей (да ведь не у одних людей) есть способность и стремление вступать в отношения общественности, т. е. союзности, сотрудничества, взаимности, договора» (5, № 11, с. 78). Каким образом возникает у отдельных особей способность и стремление к объединению? Истоки этого процесса, полагает Мечников, находятся в тесной связи биологического и социального. В силу закона единства мира очевидно, что «ни общество, ни нравственность не стоят вне природы, естества», имеют прочные основы в тайниках досоциального мира, составляя только вершину здания (5, № 9, с. 98). Социологическая область шире антропологической. Социальное и биологическое взаимно входят друг в друга, сцепляются бесчисленными нитями, но ни в коем случае не сливаются и не отождествляются между собой. Принцип общественности един во всех формах, и социология призвана его изучать, включая и его проявления в органическом мире. Мечников предельно критически относится к попыткам объяснения общества посредством закона борьбы за существование. Конечно, борьба присуща и отношениям между людьми. Например, люди вступают в экономическую конкуренцию, но это, по мнению Мечникова, выражение отношений не социального, а биологического характера. Закон борьбы должен быть дополнен таким же всеобщим законом сосуществования и солидарности, который, действуя и в органическом мире, выражает природу социальности. Общественность, таким образом, выступает как совокупность форм кооперации различного уровня зрелости, что и должна изучать социология. Общественность фактически совпадает с нравственностью, включающей два элемента: общественный инстинкт самосохранения и сознание наших действий. Такая интерпретация социального позволяет Мечникову синтезировать функциональный и процессуальный подходы к обществу, поскольку нравственность, по его мнению, — это и идеальный оценочный критерий, и реальное выражение процесса роста и совершенствования общественности. В этом контексте Мечников предлагает своеобразную интерпретацию договорной теории общества. Всякие общественные отношения есть договор, бессознательный или сознательный, результат замирения борющихся субъектов. Охота двух волков — уже договор. Два человека, несущие бревно, — договор, общество. Чаще всего это договор молчаливый, основанный на доверии сторон друг к другу, на предположении, что поведение другой стороны будет ожидаемым. Как уже отмечалось, Мечников — убежденный эволюционист. Социальная эволюция, с его точки зрения, представляет собой культурную историю человечества, которая в разных условиях имеет различные скорости, подвержена уклонениям и т. п. Тем не менее ведущая ее тенденция — прогресс, хотя и не прямолинейный. Вопрос о прогрессе Мечников считает ключевой социологической проблемой, поскольку без этой идеи человеческая история представляет лишь бессмысленную смену событий. Прогресс, или нарастание явлений общественности, интерпретируется Мечниковым на основе двух понятий — кооперации и солидарности. Кооперация есть наиболее общая и характерная форма и черта социальной жизни, принцип социальной организации. Эволюция кооперации есть эволюция форм этой организации. Принципом же социальной динамики и мерилом прогресса является нарастание общечеловеческой солидарности. Иначе говоря, если кооперация составляет сущность общественности, то солидарность — степень и характер ее выражения в конкретных условиях. А потому критерием прогресса является степень свободы солидарных процессов при образовании кооперации. Понятно, что и степень свободы требует оценки. Как ее оценить? Свобода, полагает Мечников, определяется ростом сознательности в общественных отношениях. Истоки общественности находятся в бессознательных побуждениях кооперирующихся особей. Однако с каждым шагом роль сознательности возрастает. Высшим прототипом общественности являются те группы, которые оказываются продуктом разумного и целесообразного творчества. В происходящем вместе с тем развитии культуры выражается степень преодоления зла в обществе. Субъектом прогрессивных изменений выступает развивающаяся личность. Правда, противореча номиналистическому принципу, Мечников утверждает, что «сознательность есть только призма, через которую деятельность космических сил отражается в субъективном мире человека». Человек только придает личную санкцию действию этих сил, но они вполне могут обходиться без этого (5, № 11, с. 76). И все же человек должен быть активным, творческим началом, а не пассивным созерцателем: «мы хотим теперь же, сквозь всю неприглядность наличной действительности, приобщиться к нему (будущему. — Г. М.), стать деятельным и сильным работником его и сподвижником, чтобы заранее уже жить в нем» (7, с. 152). Прогресс, по мнению Мечникова, включает три периода. Во—первых, начальный период, период подневольных союзов, принудительной кооперации, рабства. Во—вторых, переходный период, период подчиненных союзов, возникающих в результате социальной дифференциации и разделения труда, время крепостничества, олигархии, классовой борьбы. В—третьих, высший период, период свободных объединений, когда люди соединяются в силу общности интересов и сознательного стремления к солидарности. Смена периодов есть также и эволюция способов социальной интеграции от простой механической связи через связь, вызванную физиологической необходимостью сотрудничества, к связи психологической. В описании социального идеала очевидна близость Мечникова к анархизму, причем, скорее, не бакунинского, а кропоткинского толка. Социальный прогресс, считает он, есть движение от угнетения к анархии, он «находится в обратном отношении к степени принуждения, насилия или власти, проявляющихся в общественной жизни, и, наоборот, в прямом отношении к степени развития свободы и самосознания, или безвластия, анархии» (9, с. 252). Какова же детерминация этого процесса? Почему всюду история начиналась не с анархических и свободных группировок как наиболее совершенных форм организации, но с противоположных форм? Почему везде мы видим насилие, деспотизм, угнетение? Анализируя различные ответы на эти вопросы, Мечников обнаруживает их ограниченность и ошибочность. Особенно непримирим он к расовым теориям. Наследственность, заключает ученый, могучий фактор эволюции, но действие одной только наследственности не в состоянии освободить человека от еще более могучего влияния среды. Ведущим фактором социальной эволюции является, считает Мечников, физико—географическая среда, т. е. природа, освоенная людьми. Именно под этот общий знаменатель русский ученый и попытался подвести все многообразие цивилизаций. Обратим внимание на существенное отличие концепции Мечникова от учений западных геосоциологов (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Ф. Ратцель), которые усматривали влияние среды в ее прямом воздействии на психологию человека. Мечников же ставит вопрос о влиянии геосреды на социальную жизнь людей, на социальную среду, в которой в свою очередь формируется личность. Среда только побуждает к определенной деятельности, характер же и способы ее влияния зависят от самих людей, уровня их кооперации, а потому формально одна и та же среда будет в различных условиях различной. Следовательно, «два определяющие начала... среда и способность населения к приспособлению — являются элементами изменчивыми» и потому исторические судьбы народов должны постоянно меняться (9, с. 84). На богатом эмпирическом материале Мечников показывает роль различных элементов географической среды в раз — витии цивилизаций. Главным же фактором их появления и эволюции он считает гидросферу — реки, моря и океаны. Анализ гидросферы позволяет в капризном и якобы случайном передвижении центра цивилизации из одной страны в другую в разные эпохи найти определенную объективную закономерность. Суть последней в том, что цивилизации первоначально образуются на берегах великих рек, затем расширяются и с необходимостью перерастают в морские цивилизации и, наконец, выходят на простор океанов, становятся океаническими. Соответственно можно выделить и три исторические эпохи, совпадающие с периодами развития солидарности и кооперации: речная, морская (или Средиземноморская) и океаническая, включающая два этапа — Атлантический и современный, Тихоокеанский, в рамках которого цивилизация становится действительно всемирной. Основное внимание Мечников уделил четырем древним речным цивилизациям: египетской, ассиро-вавилонской, индийской и китайской. Проанализировав огромный историко—культурный материал, Мечников обосновал вывод, что именно с великими реками связано зарождение и развитие цивилизации. Река «является как бы выражением живого синтеза, всей совокупности физико— географических условий: и климата и почвы, и рельефа земной поверхности, и геологического строения данной области» (9, с. 355). Секрет великих рек — Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы — в том, что они могли превратить орошаемые ими области или в житницы, или в заразные смертоносные болота. Географическая среда этих рек могла быть обращена на пользу людям только коллективным, сурово дисциплинированным трудом больших народных масс. И именно эти реки учили людей солидарности, хотя еще и в форме принудительной кооперации. Но другого выбора у людей не было: смерть или солидарность. Соответственно и власть с необходимостью принимала деспотический характер, будучи выражением общественной потребности в централизации усилий, в дисциплине и объединении к тому же этнически крайне разнообразного народа. Итак, Мечников создал достаточно оригинальную социологическую концепцию. Хотя мы рассматриваем ее в натуралистическом русле, но это, скорее, натурализм методологического плана, за пределы которого российский социолог явно выходит. Акцент на нравственной стороне общества, оценочный подход к социальной реальности, анализ проблем солидарности и кооперации, определение критериев прогресса весьма сближает концепцию Мечникова сэтико — психологической социологией. Очевидны незавершенность исследований Мечникова, схематизм ряда его выводов, слабая разработанность вопроса о роли религии, политики в прогрессе. Тем не менее его концепция весьма интересна в контексте экологической социологии, в целом с точки зрения современных социокосмоэволюционных идей. Ждет своего времени и сравнительный анализ теории цивилизации Мечникова.
|