КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика та змст роботи по розвитку гармонічного слуху учнів початкових класів.Розвиток гармонічного, як найважливішого музичного хисту, не розглядається завданням лише одного якогось класу. Становлення його відбувається протягом багатьох років. Починаючи з молодших класів, діти вчаться співати пісні двоголосного складу. Але складність оволодіння двоголосними піснями не в співі цих голосів, а в слуханні їх. Тому підготовку до двоголосного співу треба починати з розвитком гармонічного слуху. Головною складністю при співі на 2 голоси є слухання мелодій, (звуків0,що одночасно звучать, тому суть полягає в умінні розподіляти увагу на різні об’єкти. Цьому і треба навчати дітей. Існують спеціальні слухові вправи, які використовуються на підготовчому етапі до двоголосного співу: - діти з’ясовують, один чи два звуки звучать одночасно; - діти співають верхній звук, а вчитель - нижній; потім – навпаки; - почерговий спів терцій основного тризвуку двома групами учнів («перекличка зозуль») Методи розвитку гармонічного слуху: - акомпанемент не повторює мелодію - використовувати вправи на кожному уроці - починати з поліфонічного канону - використання ручних знаків - спів вголос – про себе – вголос - партію одного голосу виконує сопілка - повторення музичного матеріалу на слух Форми роботи: групами, індивідуально.
15 Музичне сприйняття,смакє одним з провідних видів діяльності, який має використовуватися на кожному уроці музики. Одне з основних завдань музичного виховання — вчити школярів сприймати мистецтво як невід'ємну частину їхньої духовності, тобто здатності до активного засвоєння і відтворення світу художніх цінностей. Адже в сучасних умовах розрив між наявною художньою культурою учнів і справжніми цінностями мистецтва дедалі збільшується і загрожує відчуженням молоді від його світової скарбниці. Тому формувати у школярів навичок музичного сприймання є на сучасному етапі актуальним завдання музичної педагогіки.Існує багато методик для розвитку музичного сприймання, тому, що пізнавально-творчі можливості учнів розвиваються у спілкуванні з музикою, в процесі цілеспрямованого аналізу музичних творів. Адже тільки власна діяльність є запорукою глибоких переживань, естетичної насолоди, високих художніх смаків.Вміння сприймати музику не виникне само по собі. Його необхідно розвивати за допомогою активного музикування і систематичного прослуховування музичних творів. Слід поступово розширювати уявлення учнів про використання засобів музичної виразності в творах різного характеру. Процес слухання музики не можна вважати активним, якщо вона не викликає у дітей співпереживання. Важливою якістю слухання є здатність реагувати на ритмічну, мелодичну, ладову побудову твору, усвідомлення структури (заспів, приспів, контраст частин, мажор, мінор тощо) „Справжнє, пережите і продумане сприймання – основа всіх форм залучення до музики, бо при цьому активізується внутрішній, духовний світ учнів, їх почуття і думки”, - писав видатний музикант і педагог Дмитро Дмитрович Кабалевський. Методи формування музичного смаку. Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом - это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, - формирование вкуса.Учащиеся могут стать подлинными любителями серьезной музыки, но главное – они должны стать культурными слушателями, активно и с интересом воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному.Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания и осознания ценных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, у них формируются основы музыкального вкуса.Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, школьники приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков способствовало формированию их предпочтений, интересов, потребностей, музыкального мышления, воображения, вкусов. Проблемой формирования музыкально вкуса занимались Б.А. Бечак, Л. В. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко, Д.Б. Кабалевский, О. П. Радынова и др. ировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием. Проблема развития музыкального вкуса школьников привлекает внимание многих исследователей. Несмотря на многочисленные работы в этой области, она все еще продолжает оставаться актуальной.Проблема заключается в отсутствии музыкальной культуры подрастающего поколения, а значит и музыкального вкуса.Сейчас люди живут в такое время, когда музыку можно услышать практически везде. Этому способствуют радио, телевидение, а так появление множества легкодоступного музыкального материала (аудио кассеты, диски, видео записи).Вместе с этой легкодоступностью происходит обесценивание музыки. Она превращается в практически не воспринимаемый шум. Люди просто отвыкают слушать музыку всерьез. Воспитание детского музыкального вкуса – вопрос сложный и мало изученный. Наблюдая детей, легко убедиться в том, что одни из них предпочитают петь или танцевать, играть на музыкальных инструментах или слушать музыку. Это говорит о разнообразии детских вкусов, которые необходимо постоянно развивать и совершенствовать.Ребенок получает с детства самые разные музыкальные впечатления, привыкает к языку народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.Для того чтобы музыкальное развитие шло наиболее успешно, необходимо использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку - классическую и народную. Проблема существенно видна, а значит, ей необходимо уделить больше внимания.Тема нашей дипломной работы: «Развитие музыкального вкуса у младших школьников»Целью нашего исследования является формирование музыкального вкуса и интереса школьников к высокохудожественной музыке, через знакомство с различной по стилю и направлению музыкой. Объектом исследования служит организация музыкального воспитания школьников.Предметом данного исследования служит процесс развития музыкального вкуса школьниковАнализ отечественной и зарубежной музыковедческой, педагогической литературы по изучению проблемы развития музыкального вкуса позволил выдвинуть следующую гипотезу: если проблема развития музыкального вкуса у школьников так значима, то необходимо построить так свою деятельность, чтобы суметь заинтересовать их высокохудожественной музыкой, через знакомство с различными стилями и направлениями музыки. В работе поставлены и решены следующие задачи:изучить работы, научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;путем эксперимента выявить уровень развития музыкального вкуса учащихся 4 классов общеобразовательной школы;провести работу по формированию интереса и вкуса школьников;доказать эффективность выдвинутой нами гипотезы.В работе использовались основные принципы дидактики:сознательности и активности; доступности;наглядности.Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость использования разнообразных методов:теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования;тестирование детей с целью диагностики уровня достижения катарсиса; протоколирование высказываний и пояснений детей;В воспитании
|