Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Целостность восприятия образов, всего повествования. Полнота и завершенность реализации замысла.




Читайте также:
  1. Административная реформа в Российской Федерации: задачи и основные направления реализации.
  2. Административная реформа: причины реформирования, основные проблемы реализации.
  3. Акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей
  4. Анализ возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации альтернатив решений по объекту
  5. Анализ как необходимый этап изучения литературного произведения. Своеобразие школьного анализа. Взаимосвязь восприятия и анализа литературных произведений в школе.
  6. Анализ произ-ва, реализации и определения резервов роста объемов произ-ва.
  7. Анализ финансовых результатов (ФР) от реализации продукции.
  8. Аттракция как продукт межличностного восприятия
  9. Балл за каждый правильный ответ. Всего 5 баллов.
  10. Барьеры восприятия в общении

Таким образом, все перечисленные критерии составляют единую систему и лежат в основе оценки редактором литературно-художественного произведения в целом и отдельных его компонентов. В то же время, обращаясь к конкретным текстам, редактор применяет и более частные критерии, — в зависимости от того, какие элементы рассматриваются: сюжетная ситуация, портрет, живописная деталь и другие, а также от жанровой специфики произведения.

2. Общая методика редакторского анализа литературно-художественного произведения

Начинать работу над рукописью необходимо с предварительного прочтения произведения, закрепив в памяти первое впечатление о нем. Лишь после этого можно приступить к изучению и обстоятельному анализу.

Применяя перечисленные выше критерии оценки, редактор использует определенную последовательность рассмотрения произведения. В его анализе все компоненты необходимо соотносить с замыслом,(заложенный в произведении смысл) который является исходной точкой творческого процесса. Он воспринимается читателем как бы «между строк».

Поскольку замысел в художественном произведении не формулируется в самом тексте, редактору следует постараться осмыслить, понять замысел автора, особенно внимательно «разглядеть» его в системе средств, использованных автором.

Здесь нередко возникают две противоположные по своему характеру методические ошибки. Первая из них: определив замысел писателя, редактор в дальнейшем характеризует и оценивает только замысел, не рассматривая по существу реальную ткань произведения. Вторая ошибка: он видит лишь то, «что получилось», и не задумывается над тем, какие задачи перед собой ставил автор.

Таким образом, первый аспект анализа произведения - выявление замысла и его оценка с точки зрения актуальности, оригинальности связи с глубинными проблемами действительности. Кроме того, редактор определяет соответствие масштабности замысла избранному жанру.

Следующее важное звено редакторского анализа — оценка персонажей.Редактору нужно понять степень значимости каждого персонажа в общей структуре и, исходя из этого, определить «необходимость и достаточность» полноты его раскрытия, так как в создании писателем образов героев решающую роль играет внутренняя связь событий, обстоятельств, характеров. Редактор обращает внимание автора на то, чтобы ситуации раскрывали характеры героев и, в свою очередь, были бы обусловлены сущностью характеров. То есть он обращает внимание автора на реализацию одного из важнейших требований художественности - убедительность мотивировок поступков героев. Это придает повествованию жизненную достоверность, делает героев реальными фигурами» Таким образом, основные правила, которые должен помнить редактор, - в произведении должны быть органическая связь сюжета и персонажей; все сюжетные линии должны быть направлены на раскрытие характеров. Поведение каждого персонажа должно быть естественным, причем поступки героев должны быть обусловлены внутренней логикой развития его характера.



Следующее звено редакторского анализа, которое неразрывно с предыдущим, - это сюжет произведения (последовательность и связь описания событий). Редактор анализирует, прежде всего, его взаимосвязь с образами героев, определяя значимость ситуаций для раскрытия характеров. «В особых случаях редактору приходится указывать на фальшивый, неверный ход в развитии сюжета, противоречащий характеру героя» При анализе сюжета важно исследовать такие его свойства, как сложность, напряженность, которая определяется не только и не столько насыщенностью его различными происшествиями, неожиданными событиями, — редактор должен обращать внимание, прежде всего, на внутреннюю обусловленность сложности, напряженности сюжета глубоким раскрытием человеческих взаимоотношений, динамики жизни, социальной значимостью поставленных проблем. Важно, чтобы в основе сюжетных коллизий лежали реальные сложные конфликты современности, отражающие диалектику развития нашей жизни



При анализе художественного текста редактору необходимо особое внимание уделять такому компоненту, как изобразительная деталь.Именно художественные детали лежат в основе изображения характеров и обстоятельств, через них читатель воспринимает творческий замысел автора. Прежде всего, редактор должен научиться, исходя из общего замысла произведения, определять, в какой мере сумел автор их использовать. «Художественные детали, подробности должны тщательно отбираться. Чрезмерное увлечение ими делает картину пестрой, лишает повествование цельности»

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, редактор делает заключение о возможности публикации произведения, опираясь на оценку всех перечисленных звеньев редакторского анализа: замысла, персонажей, сюжета и художественной детали.Самое главное, на что должен обратить внимание редактор, - это взаимосвязь и взаимозависимость всех этих компонентов, т.е. они должны быть не изолированы в тексте, а соотнесены друг с другом.

3.1. Работа редактора над романом

Традиционны три рода литературного изображения — эпический, лирический и драматический. В курсовой работе будут рассмотрены особенности работы редактора над текстами эпического рода, в частности, романа, рассказа и очерка.



«Роман — повествовательное произведение, в котором отражен обширный круг жизненных явлений, прослежены судьбы многих людей во всей их сложности и многогранности». Специфика этого жанра требует широты охвата событий, масштабности изображения.

Рассмотрим основные аспекты, на которые должен обращать редактор при работе над текстом романа.

1. Одно из важнейших направлений редакторского анализа — оценка отбора материала.

Повествование романа должно быть объемным, раскрывать самые различные области жизни героев, показывать героев в периоды больших промежутков времени.

2. Главным в романе является единство, цельность повествования,которое проистекает не только из единства персонажей. Роман делает целостным произведением подчиненность каждой сюжетной линии, каждого характера замыслу, который и объединяет содержание, и ограничивает его. Чтобы оценить композицию романа, редактор может составить для себя план романа, делая по ходу чтения заметки о содержании глав. Можно также следить за «движением» персонажей, отмечая их портретные черты и поступки. Этот чертеж позволит редактору каждую сюжетную линию, каждого персонажа видеть в общем движении повествования, в общей структуре романа, в соподчиненности и взаимосвязи.

3. Важный критерий оценки содержания романа — единство сюжета и характеров.Оно достигается тем, что каждый эпизод, в котором действует тот или иной герой, должен быть направлен на раскрытие его характера, на показ становления и развития личности персонажа. Причем редактор должен анализировать не отдельный характер, а систему персонажей, следя в то же время за отображением индивидуальности каждого.

Таким образом, решая вопрос о достоинствах и недостатках романа, редактор помимо общих критериев, описанных выше, особое внимание уделяет единству, целостности, подчиненности замыслу всех элементов повествования, а также масштабности отражения действительности. «В целом же успех редакторской работы над рукописью романа определяется как проникновением в индивидуальный творческий замысел писателя, так и правильным пониманием общих особенностей жанра».

3.2. Работа редактора над рассказом

Рассказ — это «малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера» (5, с. 663).

Рассказ занимает значительное место в современном литературном процессе вообще и в творчестве многих писателей. Поэтому редакторы художественной литературы постоянно работают с произведениями этого жанра. Этот жанр пользуется большой популярностью и у читателей.

Малый жанр рассказа совсем не означает, что его «легче сделать», чем, например, повесть или роман. Наоборот, на нескольких страницах труднее сказать многое, так как для этого необходимо найти достаточно емкую форму. В коротком повествовании отчетливее видны недостатки, рассказ требует серьезной, углубленной работы над содержанием, сюжетом, композицией, языком.

Редактор анализирует рассказ в двух аспектах:

1. С одной стороны, может ли данная форма прозы вместить замысел автора;

2. С другой — сумел ли автор свойственными рассказу средствами осуществить свой замысел полностью.

Обращаясь к рассказу, редактор, прежде всего, определяет его значимость, актуальность.«В малом — многое»— это существенное требование должен предъявлять редактор к рукописи, не делая «скидки» на мнимую ограниченность жанровых возможностей. Если рассматривать рассказ как простое описание «случая из жизни»,— это приведет к публикации произведений мелких, незначительных зарисовок случайных эпизодов, бытовых неурядиц» (7, с. 322). Поэтому редактор

должен обратить внимание на то, сумел ли автор отобразить такие события, которые позволяют вскрыть существенные нравственные, социальные конфликты действительности.

Рассказ является одноплановым произведением. Он, как правило, содержит одну сюжетную линию. При работе над ним редактору нет необходимости составлять рабочий план, «биографии» героев, так как небольшой объем позволяет охватить содержание целиком, сразу в процессе первого чтения.

Анализируя структуру рассказа, необходимо тщательно выверить, все ли его части служат раскрытию авторского замысла.

Рассказ может включать только один случай из жизни героев, одну, но достаточно яркую, значительную сцену. Он может строиться и на сопоставлении ряда эпизодов, охватывающих более или менее продолжительный промежуток времени. Однако введение большого числа персонажей и многих сюжетных линий противоречит специфике жанра. Поэтому редактор должен помочь автору «освободить рассказ от побочных мотивов, от случайного бытового материала, от хотя и колоритных, но не имеющих отношения к основной линии повествования эпизодов и деталей» (11, с. 278). Изучая пометки А. М. Горького на рукописях рассказов начинающих авторов, видишь, что он всегда отмечал ненужные описания, рассуждения («Лишнее, затягивает рассказ») и в то же время возражал против такой «краткости», которая мешает читателю получить правильное представление о месте, времени, причинах действий героев.

Таким образом, рассказ должен быть не просто короток, он должен обладать подлинно художественной лаконичностью. А это зависит не только от ограниченного объема жизненного материала, небольшого числа действующих лиц, одноплановости сюжета, но и от емкости художественных средств.

Последнее определяет особенно значительную роль в рассказе художественной деталии соответственно то особое внимание, которое уделяется ей в процессе редакторского анализа. Обычно начинающие авторы, боясь упустить яркие подробности, излишне перегружают ими текст, либо, напротив, довольствуются безликими информационными описаниями. Редактор может помочь избежать подобных просчетов. «К сожалению,— писал К. Паустовский, — многие рукописи начинающих авторов, которые мне приходится читать в большом количестве, страдают одним общим недостатком: словесные обобщения вытесняют из них деталь. А ведь ничто так не оживляет образа, как хорошо подобранные подробности. Можно долго и обстоятельно описывать характерные черты героя, но многословное описание никогда не дает того эффекта, какой дает безошибочная конкретная деталь».

Отсутствие свежих, запоминающихся деталей не может не насторожить редактора, подсказав ему, что автор не овладел темой художественно.

В этом случае задача состоит не в том, чтобы «подарить» писателю какую-то подробность из собственных жизненных наблюдений или из литературных источников, ибо такая деталь, как справедливо отмечает Л. Чуковская, редко приживается в тексте. У редактора есть другая цель, заключающаяся в том, «чтобы случайной деталью разбередить память автора, вывести на работу его собственное изображение» (14, с. 48).

Таким образом, подводя итог вышесказанному, редактор должен обратить внимание на следующие аспекты:

— рассказ должен в лаконичной форме отобразить замысел автора;

— несмотря на малую форму, рассказ должен быть актуален и раскрывать существенные стороны действительности;

— рассказ может содержать одну сюжетную линию, либо их может быть несколько; однако редактор должен следить затем, чтобы это не противоречило специфике жанра;

— умелое использование художественной детали, что «обеспечивает наиболее адекватное проникновение читателя в замысел автора, придает повествованию необходимую эмоциональность, подключает ассоциации читателя, дает простор размышлениям и обобщениям»

3.3. Работа редактора над очерком

Очерк - это «небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых)».

Требования редактора к очерковому произведению определяются спецификой жанра. Очерк отличают публицистичность, документальность, художественность.

Рассмотрим более подробно аспекты, которые являются основными направлениями редакторского анализа.

1. Ведущим оценочным критерием в редакторской работе становится именно публицистичность— качество, отличающее очерк от других жанров художественной прозы. Редактор при анализе основной идеи очерка, поставленной автором проблемы, рассматривает их с точки зрения современной общественной значимости и актуальности. Случается, что очеркист рассматривает не одну, а две-три проблемы. Задача редактора — определить, правомерно ли их объединение в рамках данного произведения или такое соединение непродуманно, искусственно, случайно. Анализируя публицистический аспект содержания очерка, редактор должен сосредоточиться на собственно публицистических элементах:

риторические вопросы, восклицания, обращения, «размышления вслух», полемические

рассуждения, выводы, т. е. ораторские приемы;

повествование от первого лица, которая подчеркивает активность позиции автора, усиливает

достоверность рассказываемого, сообщает изложению личностный характер;

авторские размышления о поставленных проблемах.

2. Художественность. Соприкасаясь с наукой, публицистикой, очерк, тем не менее, не перестает быть жанром художественным, и если автор не владеет образным письмом, он не способен (и здесь не поможет никакой редактор) создать полноценный очерк. Нельзя правильно оценить очерк, забывая о его

-х- художественной природе. Отсюда проистекает необходимость всестороннего

анализа при рецензировании и редактировании очерка таких его образных элементов, как сюжет, пейзаж, портрет, художественная деталь, в их подчиненности авторскому замыслу.

3. Важный аспект редакторской работы над очерковым текстом — анализ фактического материала.Главное требование, с которым редактор должен подходить к его оценке, — внутренняя, мотивированная взаимосвязь между проблемами и фактами. Задача редактора — помочь автору во множестве собранных им сведений, наблюдений, данных увидеть объединяющую их тенденцию, политический смысл. Редактор также устанавливает достоверность фактов, обращаясь к источникам, свидетельствам людей.

При работе с фактами возникает вопрос о сочетании в очерке достоверности и вымысла.В том случае, когда есть место вымыслу в очерке, редактор должен решить две задачи. Во-первых, его задача — заботиться о том, чтобы авторский вымысел не приводил к искажению фактического материала. Во-вторых, важно, чтобы журналист использовал вымысел для более глубокого показа человека, явления, а не оживления и занимательности текста.

Таким образом, редактор при работе над текстом очерка должен всегда помнить три способа исследования и воссоздания действительности — публицистичность, документальность и художественность. В полноценном очерке они не существуют изолированно друг от друга, а образуют единый сплав. И, расчленяя их в процессе анализа рукописи, редактор постоянно должен помнить о целостности восприятия читателя.

В отличие от других жанров художественной прозы, очерк более свободно поддается издательскому планированию. Нельзя заказать автору повесть или роман на заданную тему; но вполне возможно, учитывая интересы и творческие возможности, направить внимание очеркиста на изучение тех или иных проблем. Это позволяет редакторам добиваться большей целенаправленности, систематичности в издании очерковых произведений, заранее продумывать их тематику.

Л.Н. Толстой как редактор

Общие принципы, которыми руководствовался Толстой-редактор, следующие:

— требование народности литературы и жизненной правды, Толстой учил авторов пристально всматриваться в жизнь и глубоко изображать внутренний мир героев;

— народные издания должны быть содержательны, разнообразны по тематике и жанру, совершенны по форме;

— простота, ясность, доступность, доходчивость и художественная выразительность произведения; Толстой стремился освободить текст от всего лишнего, ненужного;

— бережное отношение к мысли автора редактируемой рукописи. Толстой-редактор не хотел отвергать то или иное утверждение автора, а только стремился, чтобы оно было высказано более убедительно.

A.M. Горький как редактор

Одной из самых важных задач редактора он считал собственно работу над рукописью, в том числе исправление текста.Горький добросовестно читал все, что попадало на его редакторский стол, боясь пропустить искру настоящего таланта. Люди, которым довелось общаться с Горьким, единодушно свидетельствуют — писатель никогда не отказывал в просьбе прочесть рукопись ни начинающему, ни опытному литератору. Горький относился внимательно не только к произведениям, которые признавал достойными публикации, пусть после существенной доработки, но и к рукописям, явно не пригодным к печати. Таким образом, Горький, как и его великие предшественники, к авторскому тексту относился внимательно, бережно, придерживался принципа, что авторскую индивидуальность надо заботливо растить и развивать.

С первых шагов редакторской деятельности до конца жизни Горький считал главнейшим принцип высокой идейности,а позднее — партийности литературы.

В художественных произведениях Горький постоянно подчеркивал необходимость рассматривать содержание и форму в единстве.Содержание, по мнению писателя, можно донести до читателя лишь при условии, если идея воплощена в ярких художественных образах.

Представляют интерес конкретные формы работы Горького-редактора над текстом. Н.М. Сикорский выделяет четыре приема.

— краткие или пространные письма, переходящие иногда в рецензии;

— пометки на полях рукописей. Они касаются самых различных недостатков, но чаще всего языка и стиля произведения;

— частичное исправление текста Горький показывает автору путь к совершенствованию произведения, но при этом как бы говорит — я рекомендую такой вариант, если угодно, пожалуйста, можете дальше продолжать сами. Чаще всего в данном случае речь идет о рукописях людей, которые, по мнению редактора, вполне в состоянии самостоятельно довести работу до конца.

— рукопись исправляется от начала до конца

Горький придавал первостепенное значение языку и стилюлитературного произведения.

Он боролся с засорением русского литературного языка «неудачными «местными речениями» и вообще словесной шелухой», за смысловую точность и чистотулитературной речи.

В своей правке Горький стремится не только к уточнению фактов и ясному слову, но и к правдивости образа, достоверности всех мельчайших деталей жизненных ситуаций.

Также Горький стремился к сжатости, простоте языка.Эти рекомендации писателя принимают каждый раз конкретный характер. Прежде всего, они касаются лексико-фразеологического состава языка. В одном случае — это требование добиться более точного употребления слова, в другом — устранить лишнее, в третьем — пожелание убрать ложные «красивости». Немало горьковских высказываний в письмах и замечаний на полях связано с необходимостью исправить ошибки морфологического характера: неточность падежных окончаний, смешение чисел, неправильное употребление глагольных форм. Предметом постоянного внимания Горького был синтаксический строй произведения, структура каждой фразы. Неудачный, неверный порядок слов, ошибки в причастных и деепричастных оборотах, надоедливое повторение одних и тех же синтаксических конструкций — все это было в поле зрения редактора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании всего вышеизложенного материала курсовой работы можно сделать вывод.

Редактор, работая над литературно-художественным произведением, независимо от его жанра, применяет одну общую методику анализа и руководствуется общими критериями оценки рукописи, которые были разработаны еще выдающимися писателями-классиками. В то же время есть характерные жанровые особенности, на которые редактору следует опираться при анализе произведений. Избранная писателем жанровая форма должна соответствовать замыслу произведения, жизненному материалу, отраженному в содержании; она предопределяет способы организации материала, композицию, выбор выразительных средств, приемы обрисовки героев.

Так, в жанре романа могут быть отражены разнообразные процессы современности, раскрыты страницы прошлого и даже целая историческая эпоха, показаны важнейшие стороны социального и духовного становления общества. Специфика этого жанра требует широты охвата событий, масштабности изображения. Чтобы оценить композицию романа, редактор может составить для себя план романа, делая по ходу чтения заметки о содержании глав. При работе над рассказом редактору нет необходимости составлять рабочий план, «биографии» героев, так как небольшой объем позволяет охватить содержание целиком, сразу в процессе первого чтения.

Редактор при работе над текстом очерка должен всегда помнить три способа исследования и воссоздания действительности — публицистичность, документальность (чего не должно быть в принципе в романе и рассказе) и художественность. В полноценном очерке они не существуют изолированно друг от друга, а образуют единый сплав. Также, в отличие от других жанров художественной прозы, очерк более свободно поддается издательскому планированию. Нельзя заказать автору рассказ или роман на заданную тему; но вполне возможно, учитывая интересы и творческие возможности, направить внимание очеркиста на изучение тех или иных проблем.

Таким образом, приступая к анализу произведения того или иного жанра художественной литературы, редактору следует опираться на характерные жанровые особенности.

 


Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 18; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.021 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты