КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 66 – Понятие государстваВопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление. Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а следовательно, служит его интересам. По мнению К. Маркса, государство интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела, вытекающие из природы всякого общества. Оно является политической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества. Однако в классово-антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически могущественного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры, приобретает отчетливо выраженный классовый характер. Именно в этом наиболее выпукло проявляются противоречивая природа и социальная роль государства.
Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства—задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно-исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения. Ответ на вопрос 66: Можно сказать , что государство – это организация политической власти, содействующая осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. (Матузов). Государство есть развитая форма политически организованного общества. (Поляков). Это означает, что государственно-организованное общество имеет как общесоциальные признаки, присущие всем первичным обществам, так и специфические. Общесоциальные признаки: 1. Наличие общности людей, связанных между собой духовными, политическими, экономическими, этническими, правовыми и иными коммуникативными отношениями. 2. Наличие публичной власти, которая будучи верховной, легитимной и правовой, регулирует общественные отношения в том числе используя принуждение. Специфические признаки: 1. Наличие аппарата государства, аппарата управления, состоящего из профессионалов. Аппарат состоит из управленческого аппарата и охранительного подаппарата. 2. Сбор с общества налогов на нужды функционирования государственного аппарата. 3. Наличие территории, на которой распростроняется верховенство публичной власти. Государство также имеет атрибутивные признаки: гимн, флаг, герб, девиз и т.д.
Также существуют и внутренние (глубинные) признаки государства. Здесь государство, сохраняя вышеперечисленные признаки предстает как единый с обществом социокультурный и духовный феномен. Оно возрастает вместе с обществом и представляет собой институционализированную форму его этнических и социокультурных особенностей. Государство – это формообразующее основание для национальной и культурной идентичности. Т.е. это политический союз, который представляет собой не формальный договор, а духовное единение, основанное на общности исторической судьбы, прошлого и будущего народа. Государство – есть коммуникативное единство госудасртвенного аппарата и населения. Иными словами государство – это исторически необходимая форма материального и духовного существования народа (нации) как территориально политико-правового союза.
|