Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Вопрос 44. Сущность рекреативных технологий и их использование в процессе СКД.




Рекреативные (восстановительные) и спортивно- оздоровительные технологии предназначены для обеспечения и сохранения жизнесп-ти человека. Они универсальны по своему использованию в процессе СКД. Современные рекреативные методики основаны на психолого-педагогических закономерностях развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной, худ.-зрелищной деят-ти.

Особое место в рекреативных методиках занимают анимационные соц-культурные технологии. Соц.-культурная анимация зарождалась и формировалась под влиянием философских, психологических, медицинских, педагогических взглядах и воззрений на природу и сущность человека. Главным предметом соц-культурной анимации есть личность. Среда проф.аниматоров выделяют два типа:

1. руководители- координаторы

2. специалисты-педагоги, возглавляющие кружки и студии, преподающие на курсах, занимающиеся СКД по месту жительства и т.д.

В содержании анимационных технологий входит комплексная оценка кризисных ситуаций (хорошо- плохо) оказание помощи в определении и осознании того, какой из сп-бов действий в данной ситуации подходит для эффективного достижения цели, осознание реальных возможностей и их выбора , осознание вероятных последствий того или иного решения. На службу рекреации поставлены методы биоэнергетики, шейпинга, арт-терапии и др. музыкально–медитационных и театрально– оздоровительных программах реализуются специфические возможности разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики. Содержательная сторона рекреационных технологий постоянно расширяется и обогащается за счет привлечения традиций народной досуговой культуры, возрождение прежних и культивирование новых народных праздников, обрядов и ритуалах – святочных действ и юморин, дней смеха и карнавала, литературно-худ., спортивно-туристских и семейных праздников и т.д. Организатору СКД очень часто приходится иметь дело с методикой:

- семейного досуга изучение предпочтений досуговых форм индивидуально семейного выбора досуговых занятий, создание условий для программирования и организации свобожного времени семейных общностей.

- детских, подростковых, молодежных, лиц среднего и пожилого возраста досуга- направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, развитие духовных и творческих сп-тей людей.

Этим целям подчинена и соц-культурная работа с отдыхающими здравниц (курортов, санаториев, баз отдыха и т.д.) и туристами (на тур.базах, теплоходах, гостиницах и турпоездках). Отличительной чертой организации досуга в санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных и туристско-экскурсионных центрах является совокупность отдыха, укрепление здоровья, духовного обогащения и разностороннего развития личности.

Информиционно-развивающая просветительная функция ставит целью информацию и организацию познавательную активности людей, распространение комплексов соц-гуманитарных знаний, санитарное-просвещение, привитие навыков активного отдыха и физ.культуры.

Рекреативная функция максимально способствует полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил, организации активных досуговых занятий и развлечений, обеспечивающих разнообразие деятельности, смены впечатлений, положительно эмоциональный настрой, снятие напряжений и усталости.

По своей направленности содержание досуга в здравницах тур.учреждениях вкл.в себя: концертно-зрелищное и кинообслуживание, библиотечную работу, театрализованные спортивные праздники, организацию устных журналов, тематических вечеров, дискотек, игровых конкурсов и т.д. среди досуговых форм наибольшим информационно-развивающим содержанием обладает экскурсия.

В ряду рекреативных оздоровительных технологий значительное место занимает обширная по масштабам игровая деят-ть. Как рекреативная технология игра позволяет существенно сократить время на накопление необходимой информации, приобретение тех или иных умений и навыков, спосоьствует имитации разл.видов соц.деят-ти, расширят сферу конкактов личности с различными соцюгруппамиорганизациями и движениями, ознакомлением со многими жанрами искусства и лит-ры.

Главные методы организации детского досуга:

1. методы игры и игрового тренинга

2. методы театрализации

 

Вопрос 45. Образовательные технологии СКД: функции, классификации, особенности применения.

Благодаря социокультурной парадигме существенно расширились границы понятия образовательной технологии на любом из уровней: общепедагогическом, частнопредметном, локальном. Актуальность и объективная значимость соц. культ. подхода к анализу и оценке образовательных технологии, обусловлена стоящей перед образованием необходимостью решения множества производственных, социальных, воспитательных, культурных проблем. Сама соц. культ. сфера представляющая совокупность материальных и др. условий в жизнидеятельности человека, предполагает интенсивное включение образовательных технологии наравне с др. СКТ, решение проблем экономических, политических, социально культурных отношений, организации труда быта и досуга, воспитание и творчества, социокультурной реабилитации, нуждающихся в подддержке и защите. Однако соц. культур. парадигма рассмотрения образовательных технологии не является универсальной. Она лишь дополняет и расширят научные подходы, выроботанные в педагогике, психологии , социологии. Источниками и составляющими частями образовательных технологии, служит синтез достижений различных наук, отечественного и зарубежного опыта, сочетание традиционных элементов народной педагогике и культуры, педагогич. и соц. культ. инноваций, опыта авторских школ. В широком педагогич. значении каждая из соц. культ. образовательных технологий является спец. организационным процессом и обеспечивает взаимодействие отдельных лиц и групп в рамках отдельного соц. культ. опыта. В более узком педагогич. смысле - выступает как механизм формирования у ребенка, подростка, взрослого соц. значимых качеств, культурных норм и ценностей,

передача опыта соц. культ. общения и поведения. Источниками и составляющими частями соц. культ. образова- ых технологии служат преобразования в соц. -экономической и духовной жизни общ - ва, формирующееся на этой основе новое педагогическое мышление, данные педагог - ой, культурологической, психолдогической, и др. общественных наук, накопленный педагогический и соц. - культ. опыт как явление так и опыт прошлого как отечественный так и зарубежный, опыт народный педагогики и культуры. Другими словами любая из образоват. технолог. функцонир. в СКС представляет собой синтез достижений науки и практики традиц. элементов прошлого опыта и того что рождено и наполнено общественным прогрессом, гумманизацией и демократизацией общества. Все образова. технологии различаются по целям, содержанию, средствам и методам применяемы в СКД

По характ. содерж. и структуры: обучающие и воспитывающее светские и религиозные. Техн. дошкольной и школьной профессионально ориетированные доп. образование.

По способам, методам и средствам: репродуктивные, объеснительные, креативные. Технологии программного и проблемного обучения, развивающую и саморазвивающую. Диалогические, коммуникативные, игровые технологии. Проблемно поисковые и компьютерные.

По функционально - организационному признаку: массовые, групповые, и индивидуальные. Технологии коллективного и деференцированного обучения. Классно - урочные академические и клубные.

-продвинутого уровня (лицеи, гимназии)

-компенсирующего, коррекционного обучения

-сотрудничества и авторитарные

-альтернативные

-другие работы с трудными и одаренными детьми.

 

 

Вопрос 46. Технология соц. культурного проектирования.(стадии, методы и инструментарии СКП).
Проектирование объеков СКС существенно отличаются от др. видов проектирования, таких как, архитектурно - строительных, инженерно - технических. Соц.-культ. проектные технологии обладают следующими основными чертами:
1. имеют в качестве объекта массу сложных и динамичных по своей природе соц. объектов, явлений, процессов.
2. не ограничены как в архитектуре или инженерной практике, системой заранее заданных жестких нормативных, экономических, или чисто технических требований, в этом отношении проектировщик, обладает большими правилами на ориентацию
3. В качестве организаторов и реализаторов соц.культ. проектн. техн. выступают не только специалисты, но и представители общественности, непрофессионалы, члены самых различных соц. - возрастных групп: дети , молодежь , пенсионеры.
Технология соц. - культ. проектирования начинается с поиска и оформления проектной идеи, в основе идеи лежит предложенный психологами"принцип антикамонов" т.е принцип от противного "Генеральная" идея: все решительно осмыслить и сделать по - новому. Соц. культ. среда дает обильную пищу для творческого воображения и фантазии. Проектная дея - ть в СКС носит универсальный, всеобъемлемающий хар - р. Проктически для всех СКТ, проектирование было и остается основополагающим элементом.
Выбор тематики для СКС выбран конкретным соц. заказом, пожеланиями, предложениями различныхгрупп населения.
Разновидности соц. - культ. проектов:
проекты формирования соц. - культ. среды ( развлекательной, развивающей, оздоровительной).- проекты досуговых программ - создания новых или уже существующих досуговых центров, комплексов.)- проекты малых и совместных предприятий СКС.
В рамках регионально - ориентированных совместных образоват - х, худ. - творческих, и других проектов координируются усилия государственных, и негосударственных субъектов СКД. Особенно актуальна и значима разработка социально - обеспеченных проектов для культуроеъмких областей жизни отдельно взятого региона, доп. образование и досуга, эстетического воспитания.
Объективно необходимой являетяс"привязка" проекта с конкретными соц. - эконом. демограическими, особенностями региона, образ жизни, традиции его населения. Результаты служат основой для процесса, реализации проекта, и в первую очепедь разработки бизнес-план, медиа - план:-анализ собственных возможностей- хар-ка содержания проекта- маркетинговые исследования- подготовка раб. места- разработка учебного плана- разработка организационного и финансового плана.

 

Вопрос 47. Монитогинг, диагностика и проектирование социально культурных процессов в сфере досуга. (Диагностика, прогнозирование и проектирование социально-культурных процессов)

Социальная диагностика – комплексный процесс научн. выявления и изуч-я многоплан-х причинно-след. связей.

Схема: - предварит. ознакомление с объектом; - провед-е общей диагностики; - установление осн. проблем сферы, - проведение соц. диагностики, - выяснение причин возн-я проблем по сферам. Объект диагностики : соц. слои, группы, кол-вы и др. общности, лич-ти, соц. процессы и соц. отн-я.

Мониторинг – наблюдение, отслеж-ние, мониторингш соц.-кул. процессов, м. обществ. мнения, м . результатов СКД.

Трудно переоценить значение социологических исследований для развития теории и практики социально-культурной деятельно­сти, пополнения необходимого банка информации, данных о со­временных тенденциях и закономерностях досуга.

Технологии социально-культурной деятельности принципиально необходимо компетентное проведение диагностики, прогно­зирования исходных условий и содержания досуговых потребностей и ориентации жителей социума, содержания и форм занятий в сфере свободного времени, пользующихся наибольшим предпочтением у детей, подростков, молодежи, лиц среднего и пожилого возраста.

Диагностика и прогнозирование служат основой для разработ­ки социально-культурных проектов и программ. Характерный для современной практики социально-культурной дея­тельности принцип вариативности, рассмотренный ранее, дает возмож­ность выбора и конструирования как индивидуальных, так и массовых и групповых занятий по любой модели, включая авторские школы и программы. Именно в этом направлении идет процесс совершенствования технологий социально-культурной деятельности: разработка различных вариантов их содержания; использование возможностей современной педагогики и психологии в повышении эффективности досуговых, образовательных, оздоровительных и других структур; научная разработка, практическое обоснование и внедрение новых идей и технологий. Харак­терным является и расширение своего рода диалога различных систем и технологий социально-культурной деятельности, апробирование на практике новых досуговых, образовательных, развлекательных и других аналогичных форм и программ, дополнительных и альтернативных по отношению к существующей сети государственных учреждений и орга­низаций. Усилился интерес к использованию исторического социально-культурного опыта в современных российских условиях.

Сегодня для работы в сфере культуры, искусства, досуга, образова­ния, спорта квалифицированному специалисту не обойтись без изучения всего обширного арсенала социально-культурных технологий. Наряду с профессиональным теоретическим мышлением, умением аналитически рассмотреть социально-культурную среду во всей её широте и многооб­разии, ему необходимо и профессиональное технологическое мышление, связанное со способностью организовать социально-культурную дея­тельность на уровне отдельно взятой личности, группы, массовой ауди­тории.

Такому организатору необходимо не тратить время на открытие уже известного, а свободно ориентироваться в многообразии технологическо­го арсенала, накопленного социально-культурной сферой, в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направ­лений.

На протяжении десятков лет в стенах вузов культуры и искусств складывался и обогащается прикладной учебный курс «Методы и техно­логии» как составная часть научной специальности и учебной дисципли­ны «Социально-культурная деятельность». Он выстраивается сегодня на принципиально новых методологических научных основаниях. Благода­ря единству социального и культурологического подходов к технологи­ческим процессам обеспечивается вхождение студентов вместе с педаго­гами в круг явлений и событий, характерных для современного социума и его культуры. Освоение, усвоение и обогащение этого «багажа» и со­ставляет основное содержание социально-культурных технологий.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 709; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты