КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цель, сверхзадача культурной политики - развитие личности средствами культуры.Таким образом, политика в сфере культуры может быть определена как совокупность научно- обоснованных взглядов и мероприятий по всесторонней социокультурной модернизации общества, структурной реформе веж системы институтов культуры, оптимизации сочетания государственных и общественных компонентов в социокультурной жизни, научному и образовательному обеспечению последующего регулирования социокультурных процессов и т.д., а в целом - как сознательную корректировку общего содержания культуры. Но лишь как корректировку! Культурная политика представляет собой сложную динамическую систему взаимодействия государственной власти, общества и культуры (как объекта этой политике!). Отношения между этими элементами системы должны строиться на принципах гуманизма и толерантности, соблюдение которых - необходимое условие для успешного культурного развития и обретения нового типа государственной культурной политики, который будет соответствовать состоянию современного общества и ожиданиям людей. Задачами культурной политики являются: - разработка и внедрение в действие общегуманистических и общесоциальных идеалов, ценностей, критериев оценки происходящего;- разработка нормативных целей развития культуры в соответствии с социальным идеалом;- оценка реальных перспектив и коррекция принятых решений на основе обратной связи;- государственно-правовое и финансово-экономическое обеспечение системы производства, распространение и потребление культурных ценностей и благ;- обеспечение социальных гарантий, широты выбора культурных ценностей и доступности их для всех социальных слоев;- сохранение национальной специфики культуры и искусства;- создание гарантий сохранения культурной микросреды и единого культурного пространства. Особого внимания заслуживает проблема региональной культурной политики. В каждом конкретном регионе государственная культурная политика трансформируется в региональную, так как внутри единой национальной культуры могут существовать субкультуры. Примером такого явления служит русская культура, которая развивается на территории огромной страны и просто обречена на многовариантность. Различие природно-климатических, хозяйственных условий, специфики исторических и этнокультурных ситуаций создают множество оттенков одной культуры. Следовательно, рассмотрение государств. влияния не может быть успешным без учета специфики отдельного региона. Культурная политика - это специфический вид деятельности (поэтому к ней приложим только функциональный аспект определения культуры) по регулированию культурной жизни, сводящийся к воздействию на личность с целью формирования ее «картины мира», то есть той координатной сетки, через которую человек воспринимает и оценивает окружающую действительность. Таким образом, целью культурной политики является не что иное, как стремление сохранить или изменить картину мира людей таким образом, чтобы это соответствовало интересам субъекта культурной политики. А это предполагает наличию у упомянутого субъекта: • некоего интереса в этой области (или в определенном ее секторе) • связанного с ним представления о должном состоянии системы культуры (может быть, в виде более или менее разработанной концепции); • представления о стратегических и приоритетных целях и конкретных задачах в этой области, а также об адекватных методах осуществления соответствующих задач культурной политики. И, что очень важно, такой субъект должен располагать ресурсами (материальными, финансовыми, кадровыми и информационными) для осуществления своей культурной политики. Тем самым культурная жизнь предстает как поле борьбы различных субъектов - групп населения (носителей различных субкультур), создателей культурных ценностей, различных общественных институтов, занятых их сохранением и распространением и государства. Отсюда вытекает вывод, что культурная политика-это борьба интересов различных субъектов культурной жизни, в которой самую существенную роль играет распределение различных ресурсов - финансовых, материальных, кадровых и информационных. В соответствии с таким представлением о культурной политике, наиболее сильным ее субъектом является государство, располагающее наибольшими ресурсами и возможностями воздействия на культурную жизнь. Это воздействие осуществляется через выработку и транслирование государственной идеологии с помощью системы образования и средств массовой коммуникации. Картина мира • это синтетическое панорамное представление человека о конкретной действительности, система образов, наглядных представлений о мире и месте человека в нем, о взаимоотношениях человека с действительностью (человека с природой, человека с обществом, человека с другим человеком) и с самим собой. Картина мира - это сложно структурированная целостность, включающая три главных компонента-мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи или субкультуры образом. Общенациональная картина мира - это ядро культуры, которое обеспечивает взаимоотношение представителей различных субкультур, входящих в данную культурную общность. В основе такого взаимопонимания лежит язык данной культуры. Иными словами, в каждом национальном государстве в качестве ядра культуры выступает общенациональная картина мира, опирающаяся на общегосударственный язык. Именно эта картина мира и является основным объектом государственной культурной политики. В зависимости от положения в системе «производство-отбор-сохранение-распространение-восприятие» культурных ценностей можно выделить неких субъектов культурной жизни, располагающих соответствующими ресурсами, а потому способных оказывать воздействие на различные фазы этого процесса. Главным субъектом среди них является государство, располагающая не только наибольшим объемом ресурсов, но и разнообразными управленческими структурами, способными непосредственно влиять на различные сегменты культурной жизни. Поэтому именно государство наиболее заметно и эффективно влияет на культурную жизнь. Наряду с государством влиять на культурную жизнь в соответствии со своими интересами и ресурсными возможностями могут и другие субъекты культурной жизни-создатели культурных ценностей, их пропагандисты и использователи в своих политических, национальных, конфессиональных или иных интересах, вплоть до отдельных физических лиц, имеющих в этой сфере свои интересы и располагающих соответствующими ресурсами. Примером последних могут служить меценаты или основатели каких-либо целевых культурных фондов. Таким образом, культурная политика-это вполне определенное (осознанное или нет) воздействие субъекта культурной жизни на культуру (т.е. на ее определенную сферу) с целью сохранения или изменения национальной картины мира или картины мира некой субкультуры. Указанное воздействие является результатом соответствующего концептуального представления субъекта культурной жизни о желательном состоянии системы «культура» (или ее какого-то фрагмента), определения стратегических целей, формулирования (в сложившемся социокультурном контексте) приоритетных целей и на их основе - соответствующих задач (программ), а также использования подобающих методов воздействия на культурную жизнь. Исходя из сказанного, мы выделим три главные цели культурной политики субъекта по имени государство: • во-первых, формирование общенациональной картины мира и ее распространение среди граждан; • во-вторых, поддержание и сохранение существующей картины мира в форме традиции и передача ее последующим поколениям; • в-третьих, развитие, модернизация, приспособление существующей картины мира к меняющейся реальности. Средства осуществления культурной политики многообразны. Прежде всего, это социальные институты религии, искусства и науки, занимающиеся созданием новых культурных ценностей, а также отбором их из накопленного культурного богатства для трансляции в социум. Затем это каналы их распространения - социальные институты образования и массовых коммуникаций, образующие комплекс, в значительной мере формирующий национальную картину мира. Таким образом, религия, наука и искусство вместе с каналами их распространения - образованием и массовыми коммуникациями - образуют мощный комплекс, формирующий картину мира в массовом сознании, культурная политика всегда использовала и ныне использует этот комплекс для достижения своих целей. Все социальные институты и всех субъектов, участвующих в социокультурных процессах, с известной долей условности можно разделить на три части: • люди, принадлежащие к различным субкультурам и являющиеся объектами культурной политики; • люди, обеспечивающие инновационную деятельность в сфере культуры, вырабатывающие новые «продукты» культуры (образы и фрагменты картин мира различных субкультур) - художники, ученые, священнослужители и др. Именно они являются основными субъектами культурной политики, но в то же время они являются и ее объектами; • люди, осуществляющие культурную политику, государственные деятели, определяющие законодательные и иные правила поведения в сфере культуры, чиновники, управляющиеу ее социальными институтами, меценаты (субъекты культурной политики). Все три группы участников социокультурных процессов имеют свои собственные, существенно различающиеся интересы, которые имеют как бы два ракурса: интересы декларируемые и интересы реальные, которые не всегда совпадают, Если декларируемые интересы всегда широко известны всем участникам процесса, о них громко говорят и пишут, их считают «общепризнанными» и «само собой разумеющимися», то реальные интересы обычно либо тщательно скрываются, либо не осознаются. Культурная политика, поддерживающая национальную картину мира, имеет два аспекта: внутренний и внешний. О внутренней культурной политике, собственно, и шла речь выше. Внешняя же культурная политика направлена на: • защиту своеобразия национальной картины мира от внешних влияний более «сильных» культур; • пропаганду важнейших фрагментов - национальной картины мира за рубежами национального государства, преследуя цели ознакомления с ней других народов (что способствует росту взаимопонимания), и/или распространения среди этих народов собственной культуры (что способствует полной или частичной замене фрагментов картины мира этих народов). В зависимости от того, какая цель культурной политики преобладает изменение картины мира или ее сохранение, возможны две ее разновидности: - инновационная - когда субъект культурной политики стремится ускорить эволюцию картины мира или ядра культуры в каком-то определенном направлении; - консервативная - когда тот же субъект стремится замедлить эволюцию картины мира (ядра культуры), сохраняя его, по возможности, в неизменном виде, В разные исторические периоды культурная политика государства, имеющего дело преимущественно с ядром культуры, отдавала предпочтение тому или иному исторически обусловленному средству формирования картины мира. Так, на ранних этапах становления Российского государства главным таким средством была религия, несколько позднее, по мере ослабления ее влияния, на первый план выдвинулась наука и искусство. Инструментарий. Современное государство, отказавшись от прямых репрессий и грубых цензурных запретов, заменило их более тонкими механизмами осуществления культурной политики, более соответствующими духу времени. Сегодня почти в каждом из развитых государств действуют многочисленные институты и инстанции, уполномоченные выполнять следующие функции: • общественного признания отдельных произведений искусства и их авторов; • отбора, хранения и трансляции, культурных благ, полученных из прошлого и освящаемых самим фактом их хранения; • обучения и воспитания творцов культурных ценностей в определенной системе представлений; • формирование вкусов и интересов потребителей. Главная роль среди таких институтов принадлежит каналу образования и системе средств массовой информации, которые определяют:• что именно из произведений искусства заслуживает быть переданным новому поколению, а также транзлированию в социум, а что -не заслуживает;• как надо «правильно» воспринимать и понимать эти достойные распространения произведения.
|