Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Вопрос 23. Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.




С началом войны резко сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, Домов культуры, уменьшилась их сеть, Уже во вто­рой половине 1941 г. количество клубных учреждений и библиотек уменьшилось наполовину по сравнению с предвоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессио­нальных работников учреждений культуры. Многие учреждения культу­ры стали базой военных госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения.

Работа культурно-досуговых учреждений осуществлялась в соот­ветствии с требованиями военного времени, которые были конкретизи­рованы в приказе Наркомпроса РСФСР "О работе политико-просветительных учреждений в военное время".

Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библио­тек, музеев, изб-читален стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами и методами хода войны, ознакомление с международным и внутренним положением Советского Союза. Учреждения культуры пропагандирова­ли героические подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема со­ветского патриотизма стала ведущей в их деятельности.

Несмотря на все трудности военного времени значительно расши­рилась сфера влияния клубов, библиотек и музеев. Их работа была перенесена в цеха, красные уголки , полевые станы, бомбоубежища, на станции метро, агитпункты вокзалов, на платформы железнодорожных станций, в воинские части, госпитали, на призывные пункты военкома­тов по месту жительства.

С началом войны изменился режим работы культурно-досуговых учреждений, проводилась групповая и индивидуальная работа с насе­лением: беседы, читки газет, небольшие концерты в перерывах между сменами, встречи с фронтовиками, прибывшими в краткосрочный отпуск по ранению. Были созданы разнообразные передвижные учреждения культуры - походные клубы, агитэскадрильи, агиткатера (на фронте), библиотеки-передвижки, агитпоезда, агитмашины, агитповозки, агит­пункты. В полной мере использовался опыт передвижной работы вре­мен гражданской войны.

Основными направлениями деятельности клубов, библиотек и дру­гих учреждений культуры в тылу в годы войны стали: агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа, проведение широкой справочной работы, участие учреждений культуры в подготовке для народного хозяйства рабочих массовых профессий в условиях, когда мужчин на производстве заменили женщины и подростки; развитие ху­дожественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с фашистами и организации отдыха людей в условиях тяжелого труда.

Культурно-досуговые учреждения широко использовали наглядные Материалы, в том числе карты, плакаты, отражающие ход военных действий, фотовитрины; специально выпускаемые "листовки-молнии", "боевые листки" освещали успехи на фронте, трудовые достижения в тылу. Работники учреждений культуры писали письма на фронт за ма­лограмотных, наводили справки о судьбе близких и родных, пропавших без вести.

Бесценным делом работников культуры было спасение культурных ценностей, исторических, художественных и литературных памятников. Работники библиотек, картинных галерей и музеев организовывали эва­куацию культурных ценностей, порой рискуя жизнью.

Следует особо сказать о работе культработников в госпиталях. Они проводили концерты для раненых, читали им книги и газеты, проводили беседы, обзоры литературы, писали письма родным и близким.

Сельские учреждения культуры проводили работу по сбору теплых вещей для фронтовиков, устраивали вечера, на которых женщины пря­ли шерсть, вязали теплые носки и варежки для воинов.

В суровое военное время особое место в деятельности культурно-досуговых учреждений занимала художественная самодеятельность. Военные условия требовали создания мобильных групп, фронтовых бригад, способных выступать в любых условиях фронта и тыла. Изме­нился репертуар, в нем преобладала патриотическая тема: концертные номера и одноактные пьесы посвящались героической борьбе армии, флота, трудовым подвигам в тылу, действиям партизан и подполья в тылу врага.

В коллективах художественной самодеятельности увеличилось ко­личество концертных выступлений.

В партизанских отрядах также создавалась своя художественная самодеятельность. Искусство помогало патриотическому воспитанию народа, подъему его морального духа.

В начале Отечественной войны на фронте были созданы фронто­вые и армейские дома Красной Армии, которые находились при полит­управлениях фронтов и политотделах армий. При политотделах диви­зий имелись дивизионные клубы, в частях отдельных родов войск - клу­бы частей, полков.

Фронтовые армейские ансамбли песни и пляски наряду с концерт­ными выступлениями оказывали методическую помощь армейской ху­дожественной самодеятельности. Они проводили семинары запевал, гармонистов, помогали в организации вечеров художественной само­деятельности.

Война нанесла большой ущерб учреждениям культуры. На оккупи­рованной территории гитлеровцы варварски уничтожили и разграбили 427 музеев, 44 тыс. зданий театров, клубов и других культурно-досуговых учреждений. Пострадали книжные фонды библиотек. Только в массовых библиотеках страны было расхищено и уничтожено 100 млн. книг.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 506; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты