КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Технологии СКД.К настоящему времени технологии, наработанные в различных областях, приобрели общесоциальное значение, превратились в социально-культурные, неогуманитарные технологии. В этом контексте правомерно определение социально-культурных технологий как средства обмена человеческими способностями и потребностями культуры . Анализ сущности социально-культурных технологий показывает, что большинство из них основано на взаимодействии репродуктивных, творческих и репродуктивно-творческих элементов. Типологически уровни: творческий уровень - в технологиях преобладают творческие моменты; репродуктивно-творческий - автор открыл для себя новое в том, что объективно не является новым; репродуктивный - в технологии элементарно воспроизводятся давно известные и отработанные на практике способы, приемы, подходы. Категория «социальное» в самом названии любой социально-культурной технологии указывает, что данная технология относится к классу гуманитарных. Она обращена к определенной социальной общности или к отдельно взятой личности и в качестве целевой установки предполагает достижение позитивных изменений в сфере их образа жизни, культуры, повседневного досуга). Понятие «культурное» как бы фиксирует содержательные границы данного вида технологий, обозначает культурную наполненность тех средств, форм и методов, с помощью которых человек проявляет и реализует свой духовный, творческий потенциал. Социальное начало в технологиях предусматривает различные формы взаимодействия индивидов между собой и с окружающий их средой, а культурное предполагает либо получение определенных результатов этого взаимодействия, либо насыщение технологий конкретным дидактическим материалом из различных видов и жанров искусства, общественной практики. Примером первых в практике социально-культурной деятельности технологий могут служить наполненные глубоким социальным смыслом и содержанием национальные традиционные обрядово-ритуальные формы. В современной социально-педагогической практике свидетельством таких технологий являются экспериментальные школьные программы эстетического и художественного воспитания (Д.Кабалевский, Б. Неменский и др.), комплексные программы развития народного творчества, охраны памятников истории и культуры, организации семейного досуга и т. д.В структуре социально-культурных технологий выделить три основные группы: традиционные технологии, составляющие культурное наследие прошлого; элитарные технологии, которые создаются, хранятся, используются и тиражируются культурной элитой; массовые технологии, рассчитанные на массовые социально-культурные общности на присущие им проявления массового менталитета.Для социально-культурных технологий характерны два вида функций: 1) основные (первичные), сущностные, отличающие их от материально-производительных, управленческих и других функций; 2) прикладные (вторичные), которые получают развитие на том или ином конкретном этапе исторического развития общества. К основным функциям социально-культурных технологий мы относим те, которые по существу отражают содержание современной социально-культурной деятельности, суть и назначение кии или иного социально-культурного института: - социализирующую функцию, которая наиболее полно проявляется в педагогических технологиях воспитания, образования, просвещения; - творческую функцию, реализуемую главным образом с помощью технологий духовного производства, инновации, индивидуального и группового творческого труда;- коммуникативную функцию, характерную в первую очередь для информационных и информационно-поисковых технологий, технологий общения;- рекреативную функцию. Масса разнообразных технологий, используемых в социально культурной деятельности, нуждается в систематизации, классификации и типологии. Под систематизацией социально-культурных технологий данном случае подразумевается их описание с помощью целого ряда присущих им характерных признаков, попытка выявить их структуру и составляющие элементы, их функциональные свойства и качества. Описание технологий позволяет раскрыть их основные характеристики, что делает возможным их неоднократное воспроизведение в процессе социально-культурной деятельности.В подходах к классификации социально-культурных технологий существует несколько уровней. На самом распространенном уровне можно говорить о разделении этих технологий на два больших вида: нормативные и институциональные. К нормативным мы относим социально-культурные технологии, представляющие совокупность исторически сложившихся норм поведения и деятельности групп населения. Одни из этих технологий характерны для образа жизни и досуга отдельной социальной общности. Они могут быть связаны, например, с соблюдением определенных правил и традиций в культурном по ведении или культурной деятельности семьи. Другие технологии сосредоточены вокруг достижения общественно значимой цели. воспроизводства ценности или потребности. Масса нормативным социально-культурных технологий, например, постоянно ассоциируется с такими яркими явлениями духовной культуры, как фольклор, игра, народные промыслы и ремесла, нравственные или эстетические нормы и принципы и т. д. В отличие от нормативных к институциональным социально-культурным технологиям относятся технологии, которые обязаны своим рождением, функциональным общественным назначением и принадлежностью тому или иному социально-культурному институту, учреждению, центру или профессиональному объединению людей, занимающихся конкретным видом социально-культурной деятельности. Источником и благоприятной средой для возникновения, обогащения и использования таких технологий являются организационно оформленные и признанные обществом крупнейшие социальные институты - искусство, наука. В качестве логических оснований для классификации социально-культурных технологий выдвигаются три их наиболее общих характерных признака: 1) исторически сложившийся содержательный признак; 2) функциональный или процессуальный признак; 3) демографический, специализирующийся на субкультурных стратах.Историко-содержательный признак. Оздоровительные технологии: медико-биологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные. Культуроориенгарованные технологии: технологии изучения, сохранения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде. Культуротворческие технологии: технологии создания и развития культурных ценностей, технологии творческого развития детей, подростков и взрослых. Экологические (природоориентированные) технологии: технологии изучения, освоения охраны природной среды и природных ресурсов в процессе досуга. Технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере: коммерческие и некоммерческие, маркетинговые и рекламные, благотворительные и социиально-защитные.Функциональный или процессуальный признак. Информационно-образовательные, обучающие, просветительные технологии. Коммуникативные технологии. Творчески развивающие, формирующие технологии. Рекреативные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные технологии. Компенсирующие технологии: реабилитационные, коррекционные, адаптационные. Технологии социального прогнозирования, программирования, проектирования, творческого моделирования.Социально-демографический, «субкультурный» признак. Индивидуально ориентированные технологии (авторские, частные и др.) в социально-культурной среде. Специализированные или групповые технологии: семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные и этнические технологии малых групп и общностей. Массовые, общедоступные технологии социально-культурной деятельности. Вопрос 28. Социально – культурные технологии формирования культуры семьи.
Молодежь – поколение людей, проходящее стадию социализации, в более зрелом возрасте усваивающих образовательно-культурные и другие социальные функции. В зависимости от исторических, социально – экономических условий возрастные критерии молодежи колеблются от 16 до 30 лет. Молодежь – это социально – демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, ее социального статуса и социально – исторической особенностей. Зависит от общественного строя, культуры, свойственной данному обществу, закономерностям социализации. Современная молодежь переживает затянувшийся период перехода к рыночным отношениям, стремится к свободе самовыражения, личной инициативе, становится конкурентоспособной. Социальные институты в которые молодежь интегрируется по мере созревания постоянно изменяются и вызывают потребность быть мобильным, динамичным. Молодежь обладает своим мировоззрением и пониманием норм и правил жизни. Понятие молодежная культура определяется как фаза развития, переходная стадия становления личности, утрачивающее свое значение по мере адаптации человека в мире взрослых. Молодежь взаимодействует с культурой в 3х сферах: 1) усвоение культуры; 2) функционирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей; 3) создает культуру. Молодежная культура выполняет функцию социализации и способствует минимизации конфликта поколений. Проявлением молодежной субкультуры являются неформальные объединения. Молодежная субкультура является частью социально - культурного пространства. Субкультура – система норм и ценностей, которая выделяет группу из большого сообщества. Субкультура включает в себя ряд признаков: 1) специальный набор норм поведения, ценностей и взаимодействия; 2) статусная структура в группах; 3) предпочитаемое средство информации; 4) своеобразные увлечения и вкусы; 5) способы свободного время провождения; 6) жаргон, фольклор. В современном мире выделяют три модели молодежных субкультур:1) группа молодых людей занимающиеся мелким бизнесом. Они ориентированы на легкое добывание денег, красивую жизнь, беспринципность, деловитость, часто их деятельность незаконная; 2) деятельность гобников и люберов. Они отличаться жестокостью, организованностью, ярко выраженная криминальная направленность; 3) «яппи» и «неояппи» из средних и необеспеченных семей. Отличаются целеустремленностью, серьезностью в суждении и деятельности. Они ориентированы на обеспечение нормальной жизни для себя, продвижение по служебной лестнице, к хорошему образованию. 30,31
|