КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 19.ЕВРОПЕЙСКИЙ ДОСУГ XVII-XVIII вв.В образ жизни аристократов клубы устойчиво входят в XVIII в. XVII в. — век салонов, досуговая жизнь аристократов главным образом сосредоточивается в салонах. Незаурядные или просто богатые люди желали окружить себя ради общественного признания наиболее интересными людьми: политиками, военачальниками, учеными, литераторами, музыкантами и т.п., собирающимися у них по определенным дням. Общение, угощение, чтение пьес, романов, стихов, исполнение музыкальных произведений — вот основное содержание салонных вечеров. По инициативе кардинала Ришелье в 20-х годах XVII в. реабилитирован театр. Это означает, что посещать театр не зазорно. Театр, таким образом, вписывается в образ досуга аристократов, и в Европе начинают строить театральные здания (с достаточной степенью комфорта) для высших слоев общества. Презренные прежде актеры и драматурги могли быть гостями салонов. Поскольку для театральных представлений стали сооружать достойные помещения, во дворцах аристократов главным оставались угощения и танцы. Балы. Это уже известно: наемные музыканты, танцы, угощения. Появляется родственная нам фигура распорядителя бала: он определяет репертуар, последовательность танцев, работает среди публики. Клубы возникли как ответ на потребность аристократов встречаться по своему желанию, а не по приглашению на бал или держателей салонов. Последние больше пленили женщин, поэтому скучающие мужчины изобрели для себя клуб. Здесь люди одного круга собирались для общего досуга: еда, питье, игра, позднее — чтение книг, газет и обмен мнениями. В XVIII—XIX вв. в связи с развитием буржуазных отношений и урбанизацией возникает исключительный класс — пролетарий — категория людей без собственности и корней, но достаточно многочисленная, чтобы влиять на политическую жизнь государства. Досуг их однообразен и до слез знаком: церковь по воскресеньям и кабак в остальные дни недели. Английские пивнушки — паны и кафе у французов и немцев и по сей день остаются. наиболее массовыми заведениями ежедневного общественного досуга по месту жительства. Некоторые из них обзавелись периодикой, настольными играми, музыкальными и игровыми автоматами, бильярдом, а по вечерам предоставляют помещение любителям музицирования ил коллективного пения. I.Урбанизация и индустриализация разрушили традиционные сообщества (сельские, ремесленные, сословные) их устоявшимся образом жизни, в том числе досуга, удельный вес сельского населения - основного носителя праздничных традиций – уменьшается. 2. И названное выше обстоятельство, и рост образования разрушают традиционно-мифологическое народное сознание. На смену эмоциям, вере в мистику, чудеса, магию, иллюзию, религиозные и прочие мифы приходит проза рассудочности, прагматизма, буржуазной (копеечно-центовой) целесообразности. Традиционный сельский праздник в сознании новых поколений видится как наивная детская игра, которую забавно наблюдать, но нельзя воспринимать всерьез. 3. В малых городах люди были более знакомы, структурированы, их отношения — более открытыми. Общенародный праздник, слегка и ненадолго сверкнув публичностью, уходит в частный быт. 4. На смену празднику как социально-художественной, самодеятельности населения приходит его эмоциональный суррогат — индустрия зрелищ. 5. Власть имущие вполне сознательно эксплуатируют потребность людей в празднике в своих корыстных интересах, творят суррогаты праздника. ПРАЗДНИКИ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В праздниках Великой французской революции в соответствии с амплитудой революционных страстей надо выделить три этапа: розовый, кроваво-красный, бело-голубоватый. I этап. Июль 1789 г.—август 1792 г. Этот розовый этап мы характеризуем как время эйфории победы, энтузиазма и элементов народной самодеятельности. Ограниченная монархия, головокружительное равенство сословий, обещания и разработка Конституции. Идеализм лозунгов еще учитывает и сочетается с реалиями традиций при дефиците адекватных новым идеям и переживаниям эмоциональных выразительных средств. Новые революционные действия еще не обходятся без фигуры короля, епископа, религиозных действ. Еще нет революционных песен и музыки. В ход идут травестированные народные и религиозные песнопения и гимны. IIэтап. Кроваво-красный. Сентябрь 1792 г.—июль 1794 г. Время крайне левых. Арест и казнь Людовика XVI и Марии Антуанетты, республиканская конституция, идеологическая нетерпимость и поиск врагов . Смена символов. Вместо родовых гербов — кокарда, вместо трона - Алтарь Отечества, Дерево Свободы; фригийский колпак как знак принадлежности к свободному народу вместо шляп знати; скрижали законов и Конституция в ларцах вместо святых даров и мощей, революционные песни и гимны вместо литургий и церковных песнопений. Сюжет революционных церемоний до деталей копировал религиозные и официальные, заменяя атрибуты и символику. В оформлении праздников широко пользуются мифологические образы античности. Робеспьер, отправив на гильотину своих недавних соратников — Дантона, Шометта, Демулена и других, произносит в Конвенте пылкую речь и провозглашает новую систему праздников: праздники — радость великого народ; собравшегося под его взорами, чтобы крепче связать сладостные узы вселенского братства, и пусть память о тиранах и изменниках предается на них поношению, а память героев свободы и благодетелей человечества получает должное воздаяние общественной благодарности; пусть они черпают свои интересы и свои наименования в бессмертных событиях нашей Революции и в самых священных и дорогих человеческому сердцу предметах; пусть они будут украшены и отмечены эмблемами соответственно их специальной цели; пригласим на наши праздники и природу и все добродетели; пусть все они празднуются под покровительством Верховного существа; пусть они будут посвящены ему... Как легко было бы французскому народу придать своим собраниям более грандиозный характер и более широкую цель. Разумная система национальных праздников была бы одновременно самой отрадной связью братства и самым могущественным средством возбуждения... Устройте общие и особо торжественные праздники для всей Республики. Организуйте частные праздники для каждой местности, чтобы они были днями отдыха и заменили бы то, что уничтожено обстоятельствами". Итак, через праздники к новой вере. III этап: август 1794—1795 гг. и далее — затухание. В июле 1794 г. Максимилиана Робеспьера отправили на гильотину вконец запуганные его неистовой кровожадностью более умеренные члены Конвента; абстрактную систему праздников, начиненную атеизмом и пантеизмом, отменили. Оставили только 14 июля — День республики. Объявили новую систему праздников, близкую конкретному человеку (праздник юности, супружества, праздник старости, праздник земледельца и т.п.), облекая их сентиментальной античной символикой и атрибутикой, также, малопонятной простолюдинам, как и абстракции якобинцев. Праздник Разума 10 ноября 1793 г., инициированный Дантоном, стал одним из самых мерзких вызовов атеизма. Нотр-Дам, традиционное место торжественных богослужений, был определен местом действия, ибо поклонение разуму должно стать национальной религией. I марта — День супругов. Есть перекличка с матроналиями Древнего Рима. Почести давним супружеским парам (их ставили в пример молодым, украшали дубовыми венками); несколько пар новобрачных в белых нарядах с трехцветными лентами. День старости — речи, почести ветеранам и супружеским парам, сдобренные актуальными политическими соображениями. Праздник юности — нечто похожее на наш день призывника: речи о патриотическом долге и жеребьевка по рекрутскому набору. Музыка, барабаны, еда и питье вина- традиционная составляющая всех праздников. Более жизненным смотрелся Праздник земледелия. В селе это было шествие к полю: соха, украшенная лентами и цветами; повозка с орудиями сельскохозяйственного труда, звон колоколов, песнопения, торжественная первая борозда в поле; в Париже — своеобразная ярмарка с плодами земли на повозках, нередко украшенных на античный лад. Были радость и веселье. Поворотное событие истории, новые идеи и надежды создали благоприятную и праздничную ситуацию; вожди сознательно и целенаправленно применяли ее для утверждения своих воззрений, используя традиционные формы. Как церковь несколько веков назад, они внедрили в традиционный обряд новую атрибутику и символы, предметы культа.
|