КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос №17. Роль культурного наследия древних цивилизаций в становлении теории современной СКДЖизнелюбивый и творчески-деятельный народ, населявший территорию, которую мы называем Грецией, издавна, подобно россам, впитывал и оригинально осмысливал культуры других народов. Греки с полным основанием могут претендовать сегодня на роль основоположников европейской культуры: права, истории, философии, искусств, науки. Милетская философская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), поэзия Гесиода, Сафо, Анакреонта; Пифагор, начавший свой путь на Самосе; Ликург (Спарта), Солон и Клисфен (Афины), заложившие основы европейской демократической политической культуры; историк Геродот, театр Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана, басни Эзопа — все это Греция VII—V вв. до н.э. Потом были Платон, Аристотель. А Гиппократ?! (V до н.э.) Архимед (III в. до н.э.), известный почти всем своим законом рычага?! А Эратосфен (III в. до н.э.), заведовавший Александрийской библиотекой, вычисливший окружность Земли, составивший прообраз глобуса с параллелями и меридианами?! Словом, корни любой классической "логии" мы обнаружим в греческой культуре. Наиболее значительными культурными событиями для греков были олимпийские (в честь Зевса) и пифийские (в честь Аполлона) игры. Первые были всегреческими. Условная дата их начала — 776 г. до н.э. В 393 г. н.э. они были запрещены императором-христианином Феодосием I. Годы игр были вехами истории Греции. Стадион располагался близ храма Зевса, и на его насыпных склонах собиралось 40 тысяч зрителей. В зрелую эпоху олимпиад бывало свыше дюжины видов состязаний: забеги на различные дистанции, борьба, кулачный бой, пятиборье (метание копья, диска, бег, прыжки, борьба), конные ристания (верховые скачки, заезды на колесницах). Примерно за 10 месяцев до начала избирали судейский Совет, который определял окончательную дату (5 дней в июле—августе) и рассылал гонцов для оповещения, а также наблюдал за тренировками. Первый день посвящался торжествам и жертвоприношениям, пятый — награждению, жертвоприношениям (порой дары были очень щедрыми) и общему пиру. Победителей награждали венком из дикой оливы, но при нулевой материальной выгоде победителей знала и чтила вся Греция. Исключительную роль в истории Греции сыграли дионисийские праздники, которые в VI в. во многих городах Греции стали государственными. Причины вполне политические. VI в. в Греции — это время борьбы земельных аристократов с тираниями, которые апеллировали к простолюдинам для получения поддержки. Дионис — бог по преимуществу крестьянский, ибо это бог пчеловодства, виноделия, веселья. У аристократов в официальном пантеоне богов он не почитался. Вот и Писистрат, с 561 г. до н.э. трижды боровшийся за власть над Афинами, утвердил в качестве государственного праздника Афин Дионисии. Но расцвет дионисийских праздников наступил на столетие позднее — в "золотой Периклов век", пору расцвета афинской демократии. Семидневный общегосударственный праздник Великие Дионисии. Содержание праздника дает представление о том, как долго готовились к нему жители Афин. Греческая праздничная культура дала серьезный импульс праздничным традициям Европы. Рим же имел страсть — завоевания. И в мировой культуре Древний Рим оставил след прежде всего в области военного дела и права. В стране классического рабовладения единственно достойным занятием стала воинская и государственная служба, поэтому досуга у римлян было немало, а со временем, когда поостыл завоевательский пыл, даже с избытком. В века республиканского Рима излюбленным местом общения был один из холмов в центре города — Форум, где римляне собирались, обсуждали новости, здесь старались привлечь к себе внимание поэты. В цезарианском Риме центр общественной жизни переместился в термы — бани, общественные и частные. Собираться на Форум не запрещалось, но ищейки цезарей мешали общению. В послеобеденные часы здесь ежедневно собирались тысячи людей из любопытства или от нечего делать, чтобы почитать или встретиться с друзьями, послушать публичные выступления поэтов или узнать новости, развлечься, следя за соревнованиями молодых атлетов, или напроситься к кому-нибудь на ужин.В Риме было много литературных кружков, эти собрания проходили в роскошных виллах аристократов Мессалы, Поллиона и Мецената.Это были собрания не только поэтов, но и историков, ораторов, грамматиков, художников. Здесь проходили публичные чтения, презентации новых произведений хозяев и гостей. Но большинству свободных граждан Рима низкого происхождения поэтические, ораторские и философские дискуссии были чужды. Их больше привлекали непритязательные, идущие от земледельческих народных традиций праздники и зрелища, устраиваемые аристократами для обретения популярности в плебейской среде ради возможного избрания на важные государственные должности. А также проводились народные праздники и гуляния, которые проводились во славу богов. В эти дни совершались разнообразные обряды, устраивались пляски, зрелища, дарили друг другу подарки, и устраивали пиршества. Также сущесвовали гладиаторские бои и "охота" в цирках. Самым знаменитым местом стал амфитеатр (по сути, цирк), построенный Флавиями в 80-е годы н.э., за свои размеры (4 яруса высотой в 57 метров, 524 м в окружности, вмещал 50 тысяч зрителей) прозванный Колоссеумом (Колизей). Постройки для устроения зрелищ появлялись и в других провинциях империи. Итак, виды зрелищ. 1. Представители разных народов (нубийцы, скифы, бритты) в доспехах, костюмах и с соответствующим оружием сражались, изображая исторические эпизоды сражений или мифологические сюжеты. Воздвигали Трою или Фивы, на крепостных стенах которых вели сражение воины противоборствующих сторон. 2. Чисто гладиаторские поединки и массовые бои (гладиатор — воин с коротким римским мечом и щитом). 3. Театрализованные военные сражения на известные исторические сюжеты. Клавдий, цезарь Рима, незлобивый по сравнению со своими предшественниками (Тиберий, Калигула) и последователями (Нерон), известен тем, что устроил грандиозное морское сражение по мотивам битвы греков и персов у Саламина в огромном вырытом водоеме. В зрелище приняли участие около 20 тысяч рабов и осужденных, целый флот кораблей (корабль того времени был около 30—40 м длиной и 8—10 м шириной). Они бились всерьез, мужественно, но надежда остаться в живых была у немногих, ибо по периметру водоема стояли вооруженные преторианцы и убивали тех, кто пытался спастись... 4. Звериные травли (в течение одного зрелища погибали десятки слонов, львов, медведей, носорогов, леопардов, обезьян). Зверей отлавливали в разных провинциях империи и постоянно доставляли в Рим, чтобы убить на потеху. единоборство зверей (носорога и зубра, льва и тигра); поединки людей и зверей (легковооруженные гладиаторы с собаками против зверя); иногда отряд гладиаторов против стаи зверей. Это чаще всего заканчивалось уничтожением зверей; беззащитных или очень слабо вооруженных (только кинжал) людей подставляли на растерзание хищникам. Эта был вид публичной казни. Известны массовые травли христиан зверями в 1 в. н.э.;
|