Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Вопрос 18. Клубные формы в культуре Средневековья




Запре­там и осуждению подвергались все языческие (народные) обычаи, письменные источники. Церковь, сгоряча запретив всякие человеческие радости, веселье, со временем поняла, что выгодно сохранить даты, места и формы народных праздников, внедрив в них хрис­тианское содержание.

Необходимо назвать четыре группы праздников и досуговых действ: церковные, дворянские, городские и сельские народные.

I. Первые установки были известны еще в VII в., но они касались внеш­них атрибутов: сооружать храмы на месте традиционных языческих культов и заменять языческих идолов на христианские (распятия, иконы). С XII в. в дни торжественных служб в литургии возникают элементы иллюстрации латинских текстов действием, с фразами на языке молящихся.

На празднике тела Господня, утвержденном в 1264 г., откровенно использовались карнавальные элементы. Дей­ство открывалось шествием гротескных тел: чудовища, совмещавшие в себе животные и человеческие черты (Ми­нотавр, Кентавр, Анубис), с "вавилонской блудницей", видимо, для того, чтобы вызвать отвращение к язычест­ву; мавры и негры — как отклонение от нормы, великаны и карлики; далее следовала толпа танцующей чувствен­ные танцы молодежи. Венчали шествие церковники, не­сущие причастие и частицы святых мощей. В финале кос­тюмированные актеры разыгрывали на повозках или ил­люстрировали сцены на античные и христианские сюжеты. Карнавально-"капустные" элементы в церковные празд­ники средневековья внесли низшие и сред­ние церковные чины, школяры, студенты богословских факультетов и многочисленное племя бродячих монахов без прихода.

Дворцовые праздни­ки, устраиваемые знатью на севере Италии и юге Фран­ции в XIV—XVI вв.,из них "родились" и опера, и балет. Возрождаются салоны. Признаком хорошего тона для аристократа стало содер­жать при дворе музыкантов, поэтов, художников, архи­текторов, содержать или нанимать певцов, танцоров. От отдельных но­меров и развлекательных программ дворцовые праздники все больше приближались к целостным программам, в которых получали музыкально-поэтическую и танцеваль­ную разработку мифы и сюжеты греко-римской культуры. Сценой чаще всего был парк при дворце. Художник (он же архитектор) устраивал декорации, обеспечивал светотехнику (иллюминация, световые эффекты, полеты и исчезновения с помощью блоков, люков, лебедок). В досуге дворян видное место в XI-—XIII вв. занимали рыцарские турниры.

Рыцарские турниры служили потехой в пору богатства рыцарских родов. Когда стали получать звания и беззе­мельные и разоряться старые рыцарские династии, тур­нир воспринимали как способ поправить свое материаль­ное положение. Таким был досуг аристократов.

Население о предстоящем событии оповещали глаша­таи от городских властей. На время шествия запрещалась торговля вином и закрывались бесчисленные ларьки на рынке. За порядком следили назначенные городским со­ветом комиссары. Отлаженная схема не требовала долгой подготовки: каждый городской цех и гильдия имели заго­товки и что показать; духовенство и монашеские ордены выступали со своими реликвиями, знаменами; городские чины и именитые граждане занимали свое место; город­ские красавицы, великан и великанша знали свои обязанности и место. Иногда шествие дополняли декорированные повозки с живыми картинами религиозного, главным образом, содержания. С конца XV в. нередко шествии оживлялось иллюстративно-театрализованными компонентами. После завершения шествия устраивались спектакли на городских площадях и улицах.

Праздничными для горожан являлись и театрализован­ные въезды. В них есть перекличка с триумфами Рима. Они Устраивались по поводу прибытия королевских особ, въезда после коронации, вступления наследника знатной особы в ленные права, прибытия важных посольств. По сути — это зрелища, устраиваемые с целью поразить народ величием, великолепием, чуть задобрить угощениями и развлечениями. Мало что изменилось за тысячелетия. Преуспели в этом жанре Италия, Франция, Нидерланды.

На юге Германии и в Австрии центрами культурной жизни городов и городков становились мейстерзингерские школы-объединения любителей музицирования и пения возглавляемые учителями музыки. Надо полагать, они играли не только для себя, а их приглашали в дома и на общественные мероприятия.

Машинерия и эффекты. Конечно, дворцовые праздники были эффектнее и богаче. На площадных инсценировках использовались блоки и веревки, закамуфлированные рас­тениями или тканями, для эффектов полета, вознесений, а также световые и дымовые эффекты для декорирования ада, головы дьяволов (огненные глаза, дым и огонь из пасти и т.п.). Шумовые эффекты вроде грома и молнии уже тогда были в практике инсценирования.

Особый сюжет с дьяблериями, т.е. чертовщиной. Это розыгрыши и сценки, не связанные с основными сюже­тами, которые исполняли актеры в костюмах дьяволят, чертей. Они играли с публикой и по сути носили карна­вальный характер: шутили, задирали, острили по поводу известных сплетен, слухов, фактов реальной жизни, "за­девали" вполне конкретные имена и людей Имен­но дьяблерии были изюминкой разрешенного властями города театрализованного представления. Поэтому каме­ры риторов добивались разрешения на дьяблерии, а власти старались ограничить или убрать сюжет с ними. Камеры риторов, которые хотели заработать средства для своей дальнейшей деятельности, настойчиво добивались от влас­тей разрешения на дьяблерии. Получив его, костюмировали актеров в дьяволят и рассылали их по городу с оповещением о предстоящем представлении. Обещание дьяблерий обеспечивало сбор публики на представление.

Наконец, о главном празднике эпохи — о Карнавале. Отметим, что церковники и аристократы не почитали этот праздник. Как хорошо сказал российский славист Всеволод Миллер: "Карнавал — это праздник для слуг". Конечно, не совсем для слуг, но для ремесленников и простого народа это был главный праздник. Во всех этих шествиях, въездах, представлениях народу была отведена роль зрителя, источника восхищения и аплодисментов. Основные массы горожан готовились и всегда были готовы к нему. Аристократы и церковники стремились ограничить во времени и формах этот праздник.

Организация карнавала. Дата главного карнавала года известна — за две недели в канун Великого поста. Бывали периоды, когда атмосфера карнавала с его вольностями господствовала с конца декабря до начала марта. Церковь и власти добивались ограничения вольностей по возмож­ности короткими и конкретными по времени периодами.

За очевидной стихией карнавала стоят традиции орга­низации. Ремесленные цехи, сообщества, литературно-художественные кружки и просто жители городского квар­тала готовились загодя и состязались за право главного организатора карнавального шествия. Готовили маски, костюмы, "сюрпризы", сочиняли и репетировали шутей­ные сцены с изрядной долей сатиры и непристойностей. Бродячие актерские группы и циркачи, как в дни ярма­рок, подтягивались к городам, рассчитывая если не на заработок, то на угощение.

Сюжет карнавала. За исключением шествия у карнавала нет сюжета

Карнавальное шествие. Оно занимало весь день и могло повторяться. Основа и эпицентр шествия — корабль дураков: лодка на повозке с мачтой и оснасткой; колесо или вертушка на мачте были местом обершута-остроумца, а на веревочных лестницах снастей располагались другие шуты и ряженые, так что стрелы задиристых шуток и юмора летели во все стороны. Публика (тоже в масках), отложив на время свои заготовки в области дурачества, толпилась и следовала за кораблем дураков. Колесницы ада с дьяволами и прочими ряжеными следовали за кораблем и не бездействовали. Импровизированные сценки' об узнаваемых людях, сатирические присказки и шутки, объектами которых порой становились окружающие люди. — главный источник веселья.

Небезынтересным было и продолжение: ремесленные цехи состязались в выдумке и сюрпризах. Вот цех мясников образовал танцующий круг, держась за ремни в форме колбас; вот с обнаженными мечами и в рыцарском облике танцуют оружейники; разнообразные фигуры образуют бочары, держась за обручи, и т.п. Здесь же могут быть группы "рыцарей", "музыкантов", оружием и инструментами которых является кухонная утварь: кастрюли, тазики, ухваты, вертела, противни, ложки, ножи котелки и т.п.

Нередко цехи устраивали и серьезные демонстрации своего мастерства и делали приятные сюрпризы публике. Непременным атрибутом карнавального шествия были контрастные (а потому комические) фигуры толстого коротышки и долговязого доходяги.

После шествия карнавал рассыпался по улочкам и закоулкам. Всяк дурачился как мог.

К финалу карнавала подготовлено традиционное зре­лище: битва Карнавала и Поста. Символ карнавала — тучный, веселого и доброго нрава детина, обвешанный сосисками и колбасами, во­оруженный окороком, восседает на пивной бочке, кото­рую двигают ассистенты (бочка на платформе с колеси­ками). Символ Поста — тощий, унылый, обвешанный овощами и рыбой мужчина, сидящий на стуле (на анало­гичной повозке и со своими помощниками), вооружен копьем с наконечником из сухой рыбы. В конечном счете победить должен Пост.

Названные детали не дают и малого представления о картине карнавала, ибо, повторяю, он вобрал в себя массу местных праздничных форм, обычаев, и каждый переулок становился ареной оригинальных, смешных сцен, действий, выдумок сообразно таланту жителей квартала, географии их происхождения.

Сохранялись и простонародные, сельского происхождения праздники. Зимняя триада — Рождество, Новый год, Крещение — фундаментальный праздничный цикл, судя по всему, сохранилась в тради­ционном виде, зажжение рождественского полена и установка рожде­ственского дерева (елка как символ этого праздничного цикла появилась позднее, в начале XVIII в. в Германии); украшение жилища зеленью (как у нас на Троицу);избрание бобового короля или лорда беспорядков в канун богоявления (Крещения), обычай расставаться со старыми вещами: в Италии выбрасывали отслужившие срок предметы домашнего обихода, в Британии и Шотландии рыбаки сжигали старые лодки и бочки;

В Англии популярными были игры в мяч, со­стязания гребцов, конные скачки. Лошадь имел каждый крестьянин, лодки делали или покупали вскладчину груп­пы друзей, а погонять мяч мог каждый житель деревни. Это был, конечно, не современный футбольный мяч. Он был большего размера, тряпичный и обшит кожей. Игра в мяч шла между деревнями на значительном простран­стве. Победителями были те, кто загонит мяч в соседнюю Деревню. Самый популярный в современном западном мире праздник Рожде­ства Христова с его Санта-Клаусами и подарками берет начало в буйном языческом праздновании этого события в Англии.

В Испании основным событием социализированного досуга была коррида. На кровавое зрелище собирались мужчины, женщины, дети. Она мало изменилась со вре­менем. В те годы это была молодеческая забава, состяза­ние в удали. На арену для поединка с быком не гнуша­лись выходить и гранды, не рассчитывая на призы и го­норар. Сегодняшние матадоры, пикадоры, тореадоры -простолюдины, для которых выступление на арене стал и работой, профессией.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 223; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты