КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Критерии оценки идеиКак правило, в результате использования одной или несколь- ких творческих методик рождается целый ряд идей. Поэтому сле- дующим шагом в работе рекламиста становится оценка найденных идей и выбор лучшей из них. В последнее время и рекламисты, и маркетологи всё больше говорят не просто о хорошей рекламной 31 См.: Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление. – Минск, 2003. – С. 58–59. Глава 1. Реклама как вид творческой деятельности идее, центральным термином становится Big Idea – великая рек- ламная идея. Big Idea – это долгосрочная стратегия креативного позиционирования, тесно связанная с характеристиками бренда, обладающая неповторимыми отличительными чертами и рассчи- танная на вовлечение максимально широкой аудитории благодаря предложению высоких ценностей и апеллированию к обществен- но значимым тенденциям32. Как видно из определения, далеко не каждая удачная идея – великая. Чтобы стать такой, идея должна соответствовать целому ряду критериев. Критерий первый – вариативность. Большая идея должна слу- жить креативным источником для множества рекламных идей, ко- торые могут быть воплощены на разных носителях при сохране- нии единого образа. Оживленные драже M&M’s уже не один год успешно продвигают продукт во многих странах мира. В рамках такого креативного позиционирования, сделавшего из них геро- ев рекламных роликов, возможно практически бесконечное число рекламных воплощений. Ведь другая важная черта великой рек- ламной идеи – долгосрочность, возможность ее тиражирования во времени и на разных рекламных носителях. Мэтр рекламного дела Дэвид Огилви вообще был убежден, что идею нельзя назвать вели- кой до тех пор, пока она не доказала свою действенность в течение как минимум тридцати лет. Уникальность – также одна из характерных черт большой рекламной идеи. Такое творческое решение должно обладать со- вершенно неповторимыми отличительными свойствами, причем на всех уровнях – от главного послания до стилистики материа- лов. Данное качество прекрасно иллюстрирует рекламная кампа- ния бренда Diesel 2004-го года. Идея рекламной кампании Diesel Dreams – все лучшие приключения люди могут совершить в своих снах. Идею доносят две связные коммуникации. В прямой рекламе изображены люди, которые спят в одежде Diesel в самых неожи- данных городских местах – на теннисном столе, на эскалаторе, на капоте машины и даже стоя посреди улицы. Призывы спать раз- мещались на огромных биллбордах в крупнейших городах мира и в ведущих глянцевых изданиях. Тизеры на фотографиях вели на 32 См.: Котин М. Слишком большие идеи // Секрет фирмы. – 2004. – № 27. – С. 48. Часть IV. Творческие аспекты рекламы сайт www.dieseldreams.ru, где размещались видеосны героев рек- ламы. Сны Diesel создавали молодые арт-команды из шестнадцати стран мира, их показывали на кинофестивалях в Торонто, Милане, Сан-Франциско, Нью-Йорке, Лондоне. Уникальная идея делает из рекламы самоценный продукт, заставляет целевую аудиторию не только заметить и запомнить послание, но и рассказывать об этой кампании друг другу. Однако оригинальность идеи не должна быть самоцелью. Твор- ческое решение должно иметь связь с брендом. Бывает, что подпись в фирменном блоке ролика – единственное, что связывает сюжет рассказанной истории с рекламодателем. А у зрителей возникают вопросы или насмешливые комментарии. Идеальная идея должна быть такой, чтобы аудитория понимала – это послание именно это- го бренда, а никакого другого, в ней вся его сущность. Одно из необходимых качеств большой рекламной идеи – глу- бина. В идеале рекламная кампания должна предлагать не продукт, а жизненные ценности, создавать особый мир, в котором человеку интересно жить. Один из самых ярких примеров такой идеи – рек- ламная кампания «Бесценность» MasterCard. Определив свою ау- диторию как семейно ориентированную, обращенную в помыслах к гармонии, внутреннему балансу, а не к материальным ценностям, компания MasterCard International основную мысль рекламных об- ращений сформулировала так: «Есть вещи, которые нельзя купить за деньги, – для остального есть MasterCard». Тема бесценных мо- ментов объединяет коммуникатора и коммуниканта, превращая их в понимающих друг друга партнеров. MasterCard предлагала лю- дям не деньги, а мир отношений. Еще один пример – бренд United Colors of Beneton, предлагаю- щий аудитории не одежду, а возможность жить свободно и ярко. Итак, большая идея должна лежать в основе каждого бренда. Однако не всегда можно найти такую идею, тем более, чтобы она соответствовала абсолютно всем названным критериям. Да и не во всех случаях нужна именно большая идея. Когда рынок занят серь езными брендами-конкурентами, потеснить их бывает слиш- ком дорого или просто невозможно. И тогда вместо долговремен- ных марок запускаются краткосрочные, которые способны быстро привлечь внимание потребителей. Глава 1. Реклама как вид творческой деятельности Краткосрочные марки (Short-term brands, или STB) пользу- ются популярностью относительно недолгое время. Максималь- ный срок их жизни зависит от категории товара: для детских иг- рушек оно может составлять несколько месяцев, а для автомо- билей – несколько лет. Но развитие краткосрочных марок всегда подчиняется одному сценарию – стремительный старт и такой же быстрый закат. Краткосрочные марки обычно используют в ка- честве альтернативы или как дополнение к традиционным дол- госрочным (Long-term brands, или LTB). Они быстрее достигают целевой аудитории и за короткий срок обычно завоевывают боль- шую долю рынка. Сегодня люди более информированы, они много общаются, часто меняют работу, партнеров, место жительства, они хотят вы- глядеть современными, быть всегда в курсе событий, хотят полу- чать от жизни как можно больше и благодаря этому охотно про- буют новые продукты и новые марки. Поэтому многие компании осознают, что их марки, скорее всего, станут краткосрочными – та- кими их сделают потребители. Чаще всего на рынке появляются краткосрочные марки, имею- щие за спиной сильный бренд. Например, у Microsoft есть продук- ты Windows Offi ce, Windows XP, Windows Vista и т.д. В этом случае долгосрочная марка является определенной гарантией качества, а периодическое появление краткосрочных позволяет подчеркнуть яркость и актуальность основной марки, обогащает ее, не дает «на- скучить» потребителям. Поскольку краткосрочная марка должна стать популярной не- медленно, она обязана быть безошибочно современной, иначе не удастся завоевать аудиторию за короткий срок. Добиться тако- го эффекта можно, если максимально соответствовать желаниям и настроению потребителя. Как правило, краткосрочная марка апеллирует к потребностям, которые не могут удовлетворить дол- госрочные марки, или же их вообще невозможно удовлетворить. Скажем, люди хотят быть вечно молодыми, иметь неограничен- ную силу, жаждут волнений и мечтают о приключениях. И если долгосрочные марки призваны вызывать у потребителей доверие и верность, то движущая сила краткосрочных брендов – провокация, новые впечатления, удивление и т.п. Часть IV. Творческие аспекты рекламы Каким же образом создаются идеи, способные найти немедлен- ный отклик у потребителей, и как определить, какие из них будут наиболее прибыльными? На первом этапе компании придется тратить достаточно боль- шие суммы на анализ текущей ситуации на рынке. Например, ди- намично развивающаяся испанская сеть магазинов модной одеж- ды «Zara» располагает целой системой специальных агентов. Они действуют повсюду – в университетах, клубах и т.д., собирая ог- ромное количество информации о потребителях. Второй этап – собственно поиск новой идеи, попытка уга- дать, что может понравиться потребителю в будущем. После про- ведения анализа и получения списка идей компания должна ре- шить, что из этого она может внедрить с наибольшей выгодой для себя. Например, концерн Chrysler в середине 1990-х гг. испытывал значительные проблемы, и нужно было срочно придумать эффект- ное решение. Компания провела серьезные исследования потреби- телей и увидела, что американский покупатель основательно запу- тался в новых технологиях, политкорректности и глобализме. Был сделан вывод, что через некоторое время потребителю захочется вернуться к обычному черно-белому миру, с четким делением лю- дей на хороших и плохих, мужчин и женщин и т.д. Исследователи также обнаружили, что американцы чувствуют себя безоружными и незащищенными, но желают демонстрировать другим, что на са- мом деле они сильные и уверенные. И наконец, наилучшим перио- дом в истории американцы считают времена гангстеров. Компания пришла к мнению, что идеальной моделью для современного по- купателя окажется гангстерская машина. И Chrysler создал модель PT Cruiser, очень удобную внутри, а снаружи напоминающую тот самый гангстерский автомобиль. Они даже продавали специаль- ные наклейки, имитирующие простреленный капот. Машину вы- пустили на рынок в начале 2000 г., и она моментально получила признание покупателей. Автомобиль прекрасно продавался в те- чение трех лет, а сегодня его уже не выпускают. Это классическая краткосрочная марка.__
|