КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типы стратегий в рекламной кампанииСледующим этапом после окончательного формулирования главной рекламной идеи становится выбор стратегии. Стратегия – это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения главной цели; стратегия опи- рается на прогнозирование долгосрочных перспектив изменения рынков и потребностей покупателей. Стратегическое планирование позволяет прогнозировать судь- бу рекламируемого продукта, его позиционирование в умах целе- вых групп, позволяет решать поставленные рекламные задачи и ставить новые, возникающие вследствие изменения ситуации в конкретном сегменте рынка. Стратегическое планирование состоит из трех этапов: – разработка маркетинговой стратегии; – разработка рекламной стратегии; – разработка медиастратегии. Задачей маркетинговой стратегии является позиционирование продукта в сознании покупателей. Она определяет содержание рекламной кампании. Рекламная стратегия, в отличие от марке- тинговой, определяет форму рекламной кампании. Задача реклам- ной стратегии – найти креативную идею для маркетингового со- держания кампании. В рекламную стратегию входит креативный план кампании, который переводит маркетинговую информацию на язык слоганов, сценариев, дизайнерских решений и т.д. В данном случае наибольший интерес для нас представляет именно рекламная стратегия (ее также называют стратегией ком- муникативного воздействия в рекламе). Рекламная стратегия – это выбор, структурирование и подача в сообщении (как в его вербаль- ной, так и в невербальной части) информации о рекламируемом объекте33. Можно построить многомерную классификацию стратегий коммуникативного воздействия. Важными факторами, определяю- щими выбор той или иной стратегии, являются: коммуникативные цели и задачи, характерные для рекламного дискурса; тип рекла- мируемого объекта; социодемографические и психографические 33 См.: Пирогова Ю. К. Стратегии __________коммуникативного воздействия в рек- ламе : опыт типологизации. – URL: http://www.dialog-21.ru Часть IV. Творческие аспекты рекламы особенности адресата; предполагаемые канал распространения и условия восприятия рекламной информации; ориентация адресан- та на манипулятивный или неманипулятивный тип коммуникации. Различают также коммуникативные стратегии и коммуникативные тактики в зависимости от используемых адресантом средств воз- действия. Следует различать стратегическую коммуникативную цель и дополнительные коммуникативные цели, без достижения которых в рекламном дискурсе трудно достичь основную. Дополнительные цели связаны с преодолением неблагоприятных условий коммуни- кации, обусловленных особенностями восприятия такой инфор- мации и отношения к ней. Так, известно, что реклама восприни- мается, интерпретируется и оценивается иначе, чем информация нерекламного характера. Рекламистам приходится преодолевать невнимательное отношение в рекламе, «избегание» рекламной ин- формации, отсутствие заинтересованности в ней, предубеждение и недоверие адресата. В числе неблагоприятных факторов коммуни- кации также могут быть отсутствие непосредственного контакта коммуникантов, воздействие на адресата конкурирующих реклам- ных сообщений и других потоков информации, провоцирующих когнитивный диссонанс. Таким образом, необходимо различать в рекламном сообщении коммуникативные стратегии двух типов: 1) позиционирующие стратегии, то есть стратегии, формирую- щие определенное восприятие рекламируемого объекта; 2) оптимизирующие стратегии, то есть стратегии, направлен- ные на оптимизацию воздействия рекламного сообщения, на пре- одоление неблагоприятных условий коммуникации. Для создания эффективного рекламного сообщения, как пра- вило, необходимо использовать стратегии обоих типов. Вместе с тем на поверхностном уровне они могут быть совмещены даже в одной рекламной фразе, в одном изображении или их сочетании. В зависимости от решаемых коммуникативных задач и от того, на что опирается реклама: на утилитарные свойства товара или на его психологически значимые свойства, выделяют еще два типа рек- ламных стратегий. Первый тип часто называют рационалистически- ми стратегиями, второй – эмоциональными или проекционными. Глава 1. Реклама как вид творческой деятельности С психологической точки зрения, в данном случае имеет смысл говорить о стратегиях, ориентированных на убеждение, и страте- гиях, нацеленных на внушение. Еще Зигмунд Фрейд разрабатывал концепцию о двух принципиально различных «языках» и формах мыслительной деятельности «первичного» и «вторичного» про- цессов. З. Фрейд отождествляет бессознательное с первичным процессом, характеризующимся свободой циркуляции энергии, а систему предсознательного-сознательного с вторичным процес- сом, где происходит задержка, «связывание» энергии. Правое по- лушарие, преобразующее информацию в реальном времени и про- странстве, теснее связано с чувственной информацией, которая воздействует «здесь и теперь». Оно перерабатывает сигналы, по- лучаемые человеком непосредственно от своего собственного тела – в подавляющем большинстве случаев неосознаваемые и потому не отраженные в словах и логических конструкциях. Существенная черта правостороннего мышления – нечувстви- тельность к противоречиям: в бессознательном действительность переживается субъектом через такие формы уподобления, отож- дествления себя с другими людьми и явлениями, как непосредс- твенное эмоциональное вчувствование, идентификация, эмоцио- нальное заражение, объединение в одну группу порой совершенно различных явлений через «сопричастие», а не познается им через выявления логических противоречий и различий между объектами по тем или иным существенным признакам34. Многие выводы, сделанные исследователями функциональной асимметрии головного мозга, были впоследствии использованы для различных прикладных целей, в том числе для разработки ме- тодов, повышающих эффективность рекламного воздействия. Отголоски теории асимметрии мозга встречаются, например, в концепции Р. Петти и Д. Качиоппо, утверждающих, что сущес- твуют два пути убеждения – центральный и периферический35. На периферическом пути получатель сообщения мало внимания 34 См.: Асмолов А. Г. По ту сторону сознания : методологические пробле- мы неклассической психологии. – М., 2002. 35 См.: Petty Richard, Cacioppo John. The Elaboration Likelihood Model of Persuasion // Advances in Experimental Social Psychology. – New York, 1985. – Vol. 19. – P. 123–205 ; Petty R. E., Cacioppo J. T. Communication and persuasion : сentral and peripheral routes to attitude change. – New York, 1986. Часть IV. Творческие аспекты рекламы уделяет обработке информации и почти не затрачивает на нее уси- лий. Примерами могут служить просмотр телепередач, совмещае- мый с какими-то другими делами, или прослушивание дебатов по проблеме, которая реципиента не очень волнует. Периферический путь убеждения определяется простыми сигналами: привлекатель- ностью коммуникатора; соглашаются или нет с представленной позицией люди вокруг; ассоциируется ли соглашение с данной по- зицией с удовольствием или болью; приводится ли какая-нибудь причина (неважно, насколько она истинна) для соглашения с дан- ным требованием. На центральном пути убеждения получатель сообщения участвует в тщательном и вдумчивом рассмотрении истинных достоинств представленной информации. Например, на центральном пути человек может активно приводить доводы про- тив сообщения, пожелать узнать ответ на дополнительные вопро- сы или искать новую информацию. Убедительность сообщения определяется тем, насколько хорошо оно способно выдержать это внимательное изучение. Чем определяется то, по какому пути пойдет убеждение? Один из факторов, выделенных Р. Петти и Д. Качиоппо, заключается в наличии у реципиента мотивации, чтобы задуматься о данном со- общении. Выяснилось, что личная заинтересованность в вопросе определяет путь убеждения. Для тех, кого проблема касается лич- но, важнейшим фактором, определяющим убеждающую силу со- общения, является сила его доказательств. Напротив, для тех, кого вопрос лично не затрагивает, имеет значение источник информа- ции – убеждает источник с высокой степенью компетентности. Во многих отношениях мы являемся «когнитивными скупца- ми», постоянно пытаясь сэкономить свою когнитивную энергию. При наличии ограниченной способности обрабатывать информа- цию мы, для упрощения сложных проблем, часто выбираем мето- ды периферийного пути убеждения. Если мы обратимся к воспри- ятию рекламы, то в данном случае потребитель обращает внима- ние на так называемые «периферийные» элементы рекламы: цвет, размер, форма, музыка, юмор и др. Рационалистическая реклама подчеркивает утилитарную цен- ность товара, практическую выгоду при его использовании. Де- монстрация свойств или действия товара, рекомендация специа- Глава 1. Реклама как вид творческой деятельности листа, интервью с удовлетворенным пользователем, сравнение с другими товарами, показ проблемной ситуации и предложение то- вара как способ выхода из нее – характерные приемы рационалис- тического рекламирования36. Сила стратегий рационалистического типа – в их информатив- ности и прочной связи рекламы с товаром; основная задача рек- ламиста – найти главное свойство товара, которое выделит его в товарной категории и привлечет к нему потребителей; основной критерий эффективности – запоминаемость марки и главного ут- верждения о товаре. Сила стратегий проекционного типа – в их эмоциональном воздействии на потребителя; основная задача рек- ламиста – создать желанный для потребителя и прочно связанный с товаром образ; основной критерий эффективности – эмоциональ- ная вовлеченность потребителя; чтобы быть эффективной, такая реклама должна нравиться целевой аудитории.
|