КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Творческие аспекты рекламной деятельностиСтр 1 из 23Следующая ⇒ Разработка рекламного продукта» – Щукина Л.С. Реклама как вид творческой деятельности. Критерии творческой деятельности. Место рекламной деятельности в ряду существующих родов и видов творчества. Производственно-творческий и индивидуально-коллективный характер рекламного труда. Структура творческого процесса, основные его этапы. Теория и практика рекламы. Учебник / Под ред. Тулупова В.В. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А. – 2006. – 528 с. 286 – 355 Творческие аспекты рекламной деятельности Творчество – это способность человека создавать объективно и субъективно новые предметы реального мира материальной и духовной, в том числе информационной, природы. Таким образом, практически любая сфера жизни или деятельности невозможна без творчества. Различные аспекты творчества изучаются в философии и психологии, кибернетике и литературоведении, теории журналистики и других науках. Выводы, к которым приходят исследователи, часто содержат значительные расхождения. Однако есть несколько существенных положений, не вызывающих сомнений. Творчество – это сложнейший психологический процесс, в который включены все сферы личности и уровни сознания. Суть творчества состоит в накоплении и переработке сведений, разложении их на составляющие и соединении в новых связях, т.е. в создании нового продукта. Творчество – это труд. Как и всякий труд, творчество носит специализированный характер; множеством потребностей общества вызывается к жизни множество областей творчества. Творчество бывает индивидуальным (писатель, художник), коллективным (скульпторы-монументалисты). Рекламное же творчество носит индивидуально-коллективный характер (так же как журналистика и связи с общественностью). Оптимизировать процесс творчества позволяет знание структуры творческого процесса. Одним из пионеров в изучении творческого потенциала рекламы считается А. Осборн (основатель крупнейшего агентства BBDO), выделивший следующие этапы творческого процесса в рекламе: 1. Выяснение фактов: а) определение проблемы: осмысление и заострение на ней внимания; б) подготовка: сбор и анализ соответствующих данных. 2. Поиск идеи: а) формулировка идеи: рассмотрение возможных вариантов решения проблемы; б) развитие идеи: выбор наилучшего из имеющихся замыслов, добавление новых, их совершенствование с помощью модификации, комбинации и т.д. Итак, творческий процесс начинается с выяснения фактов – выявления и идентификации проблемы, сбора и анализа соответствующих данных. Изучение фактов должно включать период усвоения и «созревания». Различные факты нужно впитать, или «переварить», и обычно наилучшие идеи появляются только после так называемого инкубационного периода. Последующие этапы связаны с проверкой истинности и окончательным оформлением творческих идей. Многообразие подходов к организации творческого процесса в рекламной деятельности объясняется наличием различных психологических концепций творчества. На первом этапе была создана и отработана модель так называемого «творчества как естественного процесса», где главным механизмом творческого процесса являлся случай. Как показали эксперименты, для того, чтобы человек что-то открыл, должна возникнуть проблемная ситуация и должен подвернуться счастливый случай в виде «подсказки» к разрешению. Единственное условие – чтобы оказаться в позиции творца, надо быть способным не пропустить этот счастливый случай. К этому себя надо специальным образом готовить и пройти комплекс мероприятий, настраивающих на творческое восприятие действительности. Вторая модель творчества, разработанная в психологии, – это модель так называемого «творчества как технологии». В рамках этой модели основные механизмы творчества описывались в виде комбинации разных элементов или средств деятельности. Эвристические приемы разрабатывались именно в рамках этой традиции. Чтобы заниматься такого вида творчеством, человек должен иметь некоторое к нему предрасположение, должен быть способным к комбинированию разных элементов и суметь выбрать оптимальную уникальную комбинацию – это и есть его основное преимущество как субъекта творчества. Наиболее известным в российской школе рекламы представителем данного направления является система «ТРИЗ–ШАНС». ТРИЗ имеет как сторонников, так и противников, считающих, что при использовании инженерных приемов анализа и планирования часто упускаются особенности рекламы как социального процесса. Третья модель – это «творчество как рефлексивно-инновационный процесс». В рамках этой модели творческий процесс рассматривается как процесс рефлексивного преодоления шаблонов и стереотипов, как процесс переосмысления собственного опыта. На принципах этой модели базируется целый ряд методик развития творческого потенциала. Создание рекламного произведения, хотя и является процессом самостоятельным, в то же время выступает составной частью непрерывного процесса коммуникации определенной компании. Поэтому, прежде чем приступить к разработке рекламного обращения, необходимо представить себе его место в системе коммуникационных потоков фирмы, определить его цели. На данном этапе целесообразно обратиться к результатам двух видов анализа. Первый – ситуационный анализ, за проведение которого отвечают маркетинговые подразделения компании. В данном случае нас интересуют следующие данные: – информация о целевом рынке, о его текущих и ожидаемых изменениях; – информация об объемах продаж, ценах, прибыльности и рыночной доле каждого вида товара, рекламировать который предстоит; – информация об основных действующих и потенциальных конкурентах; – информация о различных тенденциях в экономике и обществе в целом – демографических, экономических, технических, политических, правовых, социально-культурных, – способных повлиять на будущую судьбу товара. Как правило, на основе данных ситуационного анализа формулируется главная задача рекламной кампании, определяются целевые аудитории, намечается стратегия. Обычно все вышеназванные данные содержатся в коммуникационном брифе. Если для создания рекламной кампании привлекается рекламное агентство, чтобы в дальнейшем избежать разночтений, бриф должен содержать максимум информации о продукте и отвечать на все вопросы, которые могут возникнуть в работе над креативом: 1. Четко определенная маркетинговая задача рекламы. 2. Позиционирование продукта на рынке. 3. Основные конкуренты. 4. По возможности более узкая целевая аудитория с четко определенным уровнем дохода, возрастом, социальным статусом. Чем уже целевая аудитория, тем легче творческой идее попасть в цель. 5. Каким потребностям целевой аудитории отвечает рекламируемый продукт или услуга? 6. В чем уникальное преимущество продукта? 7. Основное сообщение рекламы (очень важно, чтобы оно было четко сформулировано, концентрировалось на одном преимуществе продукта, а не содержало в себе одновременно нескольких разных сообщений). 8. Причина верить рекламному сообщению, т.е. рациональные аргументы, подтверждающие это сообщение (например, уникальные технологии, подтверждение специалистов, авторитет производителя и т.п.). 9. Обязательные элементы (то, что обязательно должно быть в рекламе, или то, чего не должно быть ни в коем случае). 10. Тональность рекламы (настроение, стилистика, наличие или отсутствие юмора, степень эмоциональности). 11. Описание того, какой рекламный продукт нужно получить в результате (форматы печати, хронометраж ТВ-ролика и т.д.). 12. Бюджет рекламной кампании (в том числе, например, ориентировочный бюджет производства ТВ-ролика). 13. Сроки исполнения работы. Если представленная в брифе информация не обладает необходимым творческим потенциалом, на помощь придут классические методы сбора информации. Простое наблюдение. Начинать его можно с производства. Дэвид Огилви, наблюдая за тем, как пивные бутылки перед разливом обдували паром, создал знаменитую рекламу для компании Guinness. Наблюдать можно и за существованием товара в традиционной для него среде. Для этого используется, например, технология Living Room (она появилась в финском филиале ПР-сети Hill&Knowlton). Living Room – помещение на территории агентства, оформленное в точности как домашняя гостиная. Там есть всё, что должно быть в среднестатистическом доме. Все значимые элементы интерьера предоставляются компаниями-клиентами, заинтересованными в том, чтобы их продукция прошла проверку. Living Room для заказчика становится чем-то вроде постоянно действующей фокус-группы. Клиент может понаблюдать, как ведут себя потребители, пообщаться с ними. Обращение с товаром может дать идеи для его доработки или для создания рекламной коммуникации. Включенное наблюдение характеризуется тем, что наблюдатель является одновременно и участником процесса. «Включиться» можно, например, встав за прилавок магазина и продавая в течение рабочего дня тот товар, который нужно будет потом рекламировать. В идеале подобный подход воплощен в США, где рекламисты одного нью-йоркского агентства две недели живут как представители целевой аудитории своей рекламы, меняя всё – от одежды до места жительства. В книге «Relationship Marketing» Реджис МакКенна рассказывает, что, проводя исследование для клиента, производителя калькуляторов, он стоял у прилавка и наблюдал, как люди покупают калькуляторы. Он заме тил, что люди взвешивали их на ладони, очевидно, полагая, что в более тяжелых и «наворотов» больше. Тогда он посоветовал клиенту увеличить вес изделий за счет каких-нибудь технически бесполезных де талей. Блестящая догадка осенила его не в процессе изучения множе ства отчетов или результатов дорогостоящих групповых интервью, а всего лишь после получаса, проведенного у прилавка магазина. Интервью с бренд-менеджером или президентом компании способно дать намного больше творческих идей, чем краткий рекламный бриф. Копирайтер агентства «Young&Rubicam» Антон Куклин, работая над рекламой шведской компании «Ifo» (производитель душевых кабин), нашел идею для рекламной кампании благодаря интервью. На встречу бренд-менеджер «Ifo» приехал на автомобиле «Volvo». На шутливое замечание копирайтера о том, что шведы ездят только на шведском, собеседник рассказал, что «Ifo» делает двери для автомобилей «Volvo». Данный факт позволил выстроить целую рекламную кампанию, сделав акцент на универсальном и совершенном технологическом оборудовании «Ifo». Помимо поиска и обработки названных видов информации, необходимо исследование рекламного пространства. Для этого собирается весь материал, касающийся данной товарной категории за определенный период времени. Задача анализа – выявить тенденции, а затем при помощи качественного исследования определить важность и адекватность данных тенденций для потребителя. Вполне может оказаться, что преимущества, мотивации или приемы, которыми оперирует значительная часть рекламодателей, не соответствуют системе ценностей, типу мышления и интересам аудитории. В этом случае при создании собственного креатива следует сконцентрироваться на выявленных актуальных параметрах рекламируемого продукта и реальных механизмах чувственного и рационального восприятия его потребителем. С другой стороны, выявленные тенденции могут оказаться значимыми для целевой аудитории. И тогда при разработке креатива следует их учитывать и использовать, чтобы вписаться в существующую структуру потребительских предпочтений и ожиданий.
|