КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема: Кодифікація та головні риси права України в другій половині XVII-XVIII століття.⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23 Права, за якими судиться малоросійський народ 1743 р. (Витяги) Глава 1. О силе и важности прав малороссийских Артикул 1 Права малороссийские от всепресветлейших всероссийских монархов здешнему народу потвердженные, силу и важность имеют таковую, что оными как малороссияне, так и в Малой России всякие владелцы и иностранные жилци и приежжие судитись должны. Пункт 1 Всякого чина и достоинства, не виключая никого, от вишных до нижных, духовнаго и мирского, воинскаго и гражданского, малороссийский обыватели и весь без изятия малороссийский же народ, по артикулам в сем праве написанным во всяких делах суд и росправу иметь и оному праву во всем послушны быть должны. Пункт 2 Потомуж и те, кои хотя и нездешние жители, но какими ни есть имениями владеють, и кои из иностранных в Малой России жителствуют, да и приежжие заграничные всякого звания люде, во всяких суду и росправе подлежащих делах, равно как бы здешные обыватели по сему ж праву судитись имеють. Глава 2. О чести Божией Артикул 1 О богопочитании всякому должном, и о казне богохульников Пункт 1 Понеже Гдь Бог своей не изреченной блгости создал человека по образу своему, и по своему же ко всем обще человеколюбию падших нас в праотцех наших возставить и дражайшою единородного Сна Своего, Хрисга Спасителя ншего кровию искупить блго-изволил, того ради надлежит всем обще людем, найпаче же каждому без изятия христианину, всегда и везде воздавать ему всевышнему Творцу и Искупителю нашему, должную честь и почитание таковое, какое толику всемогуществу и блгости его пристойно, не причитая ему того, чего причитать не надлежит, и не унимая того, чего унимать не достоит. Пункт 2 А кто бы дерзнул от злобнаго и гордостнаго сердце своего противное что чести божией мерзостными своими устами произносит с явным бгохулением: или умалением всемогущества его, либо с неблгодарением блгости его ж божественныя, или Дела Божия охуждать и его ж божественныя тайны и Стое Писание хулить и поносить, таковаго хулителя, кто бы он ни был, хотяб тое в трезвом уме либо и в пянстве учинил, везде ловить, арестовать и по истязанию и доказательствам жестокою казнить смертию: живого зжечь или, по рассмотрению дела о силе хулы его, на теле наказивать без пощады и шелмоват, в страхе протчим; дабы такия бгохуления в народе не происходили, найпаче же если бы где тот безумный бгохульник явился не признавающий быть Бга и промысла его (который безуми называются афеисти, то есть безбожники) и то бы как сам безбоязненно и упрямо произносил, так и других к тому безуию внушением и учением своим склонял и повреждал, такого безбожника, по жестоком разными мученми истязании, живого зжечь без всякия пощады. Глава 3. О высочайшей чести и власти монаршеской Артикул 1 О прерогативе, то есть преимуществе высокомонаршего ма-естата или величества Пункт 1 Понеже монарх или самодержец и правителстующий государ есть власть предержащая, то ест над всеми верховная, от сдм наго всевышняго Бга определенная и учрежденная, тот р.чдм уставы и указы его высокомонаршеския всем подданным содержать за право и оныя со всяким почитанием и повиновением исполнять должно, иный же никто, кроме его повелениия, никаких законов вводить и прав уставлять не силен. Артикул 2 О преступниках против маестата государева Пункт 2 Если бы кто с ким согласие, или бунт, или злое умышление имел на здорове государево, хотя б тое злоумышлени охранением Бжиим в дело и не произишло, таковый преступник, по прямому доказателству, чести и живота лишен, а имение его взято быть на государя имеет. Артикул 3 О женах, детех и имениях изменничих Пункт 1 Сыны преступников противу монаршего маестата и изменников в летах совершенных, если подлинными доказателствы изобличены были б, что про оной на государя злый умысл или измену ведали а не донеслы, чести и живота, как отци их, лишены быть имеют. Пункт 2 А который сыны не были б совершенных лет, или хотяб были и совершенных, да об отческой измене не ведали, таковый чести и живота не лишаются.
|