Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Обонятельная/вкусовая 4 страница




Наконец, последняя группа механизмов психологической защиты характерна для людей с обострением психического заболевания (см. глава 24). К этой группе относятся:

1) бредовая проекция — с ее помощью вместо тягостно мучительной бредовой растерянности формируется озарение (инсайт), например преследования, что субъективно переживается намного легче;

2) психотическое отрицание — возникает при психозах, а также тяжелых, грозящих серьезным исходом телесных заболеваниях либо при алкогольной или наркотической зависимости и проявляется прежде всего в виде анозогнозии или появлении конверсионных симптомов;

3) реактивные образования — изменение знака ключевых невротических переживаний с «–» на «+». Они могут появляться и в ситуации психоза, обеспечивая полярность болезненной симптоматики, и в случаях психической нормы, когда внезапно возникающие забота, вежливость или другие положительные эмоциональные переживания могут оказаться лишь защитой от собственных агрессивных тенденций субъекта2.

В телефонном консультировании владение знанием механизмов психологической защиты и опыт работы с ними позволяют оптимизировать пути помощи абоненту. Во время беседы очень важно определить, какие механизмы психологической защиты задействованы, есть ли у клиента желание осознать, понять их сложность и двойственность и начать работать над изменением своего состояния. Интенсивность травматических переживаний часто возрастает параллельно с усилением работы механизмов психологической защиты, и поэтому не следует стараться вызывать очень быстрые, внезапные перемены: они могут трансформироваться в иные драматические коллизии. С другой стороны, раскрытие механизмов психологической защиты освобождает абонента, например, от сильных чувств страха или тре­воги, делает их понятными и позволяет начать работу с ними.

Таким образом, абоненту бывает важно понять:
(1) что у него имеется психологическая защита; (2) в каких случаях и от чего он себя защищает; (3) каким образом осуществляется эта защита; (4) к каким позитивным и негативным результатам приводит действие психологической защиты; (5) чего ему ждать в будущем от своих механизмов психологической защиты. На основании этого распознавания консультант может работать над ослаблением интенсивности эмоциональных переживаний, устраняя деструктивно действующие механизмы психологической защиты. Возникающие изменения вызывают рост конструктивности, интеграции и большей свободы личностных проявлений абонента (способности мыслить, чувствовать или желать)3.

Рекомендуемая литература

 

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Гослитиздат, 1965.

Бергсон А. Смех. М.: Искусство, 1992.

Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

Дземидок Б. О комическом / Пер. с польск. М.: Прогресс, 1974.

Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. Сочинения: в 6 т. М.: Мысль, 1966. Т. 6. С. 349—583.

Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. 2-е изд. М.: Смысл, 2000.

Нюнберг Г. Процессы защиты. Защитный барьер против раздражителей и принцип удовольствия-неудовольствия // Г.Нюнберг. Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов. Пер. с англ. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. С. 202—239.

Мамардашвили М. Лекции о Прусте. М.: Ad Marginem, 1995.

Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. М.: Либрис, 1996.

Фрейд А. Эго и механизмы защиты // А.Фрейд. Теория и практика детского психоанализа / Пер. с англ. и нем. М.: Апрель Пресс; Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. С. 115—244.

Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.

Freud S. New Introductory Lectures on Psycho­analysis / J.Strachey (Ed.). The standard edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud (Vol.22). London: Hogarth, 1933/1964.

 

 

Таблица 10.3

Примеры слов и выражений, относящихся
к различным модальностям

 

Зрительная Слуховая Кинесте-тическая Обоня-тельная/ вкусовая Неопреде- ленная
Туманный Неясный Размытый Дымка Картина Точка зрения Взгляд Рассматривать Освещать Иллюстративный Воспринимать Наблюдать Осматривать Обозревать Видимый Мелькание Проблеск Уставиться Ослепительный Яркий Сверкать Таращить Пялить Показывать Красивый Сиять, сияние Фильм Представлять (наглядно) Бросать взгляд Слышать Говорить Шумный Звонить Звать Громкий Кричать Сказано Диссонанс Звучный Послушать Усиливать (звук) Модуляция Ритм Болтовня Выть Стонать Шипеть Голос Акустика Это звучит как Плакать Тишина Тон Мелодия Вопль Орать Выслушивать Гармония Чувствовать Тепло Прикасаться Держать в руках Схватывать Мягкий Твердый Плотный Гладкий Жесткий Грубый Давление Натянутый Конкретный Ранить Причинять боль Грубо Неуклюжий Неловко(сть) Расслабленный Надутый Дрожать/дрожь Трястись Проникать Поглощать Нащупывать Мешать Взволнованный Режущий «Ползанье мурашек» Вкус Запах Аромат Привкус Пикантность Острый (на вкус) Вкусный Оскомина Вонючий Душистый Благовонный Надушиться Пахнуть Оставить плохой привкус Хороший нюх Пряный Терпкий Слащавый Вонь   Обдумывать Проявлять Продемонст­рировать Отсутствовать Обычный Привычный Заметный Привлекающий внимание Игнорировать Сделать заметным Воспроизвести Повторить Изложить Придумать Напомнить Обдумать Замечать

 

1По существу, автор описывает здесь не собственно механизмы психологической защиты, а особенности их проявления при расстройствах типа тяжелых неврозов — нажитых психопатий — ядерных психопатий. Отсюда и смешение психологических и психопатических критериев и интерпретаций, которое объединяет столь несходные психопатологические расстройства, как соматизация и ипохондрия.

2Для волонтера-непрофессионала это вполне «работающие» ориентиры. Но психолога, и тем более — психиатра, вряд ли удовлетворит объединение «под одной крышей» бреда, анозогнозии, конверсионной симптоматики и «нормальных» реак­тивных образований.

3Представляется уместным и необходимым подчеркнуть, что этот заключающий главу абзац содержит вполне правомерные интерпретации внутренних механизмов работы с психологической защитой в ходе телефонного консультирования, но не описание самой ткани телефонного консультирования как помогающего диалога и, тем более, не его рабочие приемы.

 

 

III. ЧАСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕЛЕФОННОЙ ПОМОЩИ

 

 

Глава 17.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Когда находят мысль,

О словах забывают,

Где бы найти второго,

Забывшего о словах,

И поговорить с ним.

Лао Цзы «Книга пути»

 

«В чем смысл жизни?», «Как жить дальше?», «Зачем живем?». С этими вопросами часто обращаются в службу неотложной телефонной помощи люди, для которых драматические коллизии жизни сделали актуальными экзистенциальные проблемы бытия. Часто беседа начинается с обычных конфликтных ситуаций, за фасадом которых скрываются более глубокие проблемы ценностей и смысла жизни.

У философов есть понятие «плохо сформулированная проблема». К ним относятся те, над которыми человечество бьется сотни и тысячи лет, например, смысл жизни1 . Он является такой же данностью, как и сама жизнь: жить, в той или иной мере, означает переживать осмысленность без доказательств и обсуждения. Блаженный Августин как-то воскликнул: «Господи! Когда я не задумываюсь о том, чту есть время, я прекрасно понимаю, чту оно такое, но стоит мне войти в рассуждение о времени, и это понимание моментально ускользает от меня». Если заменить слово «время» на слово «смысл жизни», получится именно то, чему мы являемся свидетелями: большинство людей живут так, как если бы знали тайну смысла своего существования, правда, до тех пор, пока не окажутся на «экзистенциальном кресте», образованном горизонтальностью обыденного хода жизни и вертикалью мучительногопрорыва к абсолютному смыслу бытия (Трубецкой, 1994). Но стоит даже мудрейшим из мудрейших начать рассуждать о смысле жизни, как он ускользает. С философской точки зрения, смысл жизни неизбежно должен располагаться за пределами этой жизни; в психологической плоскости он находится вне человека, в особом ноэтическом измерении, как писал В.Франкл, где находятся смыслы, неподвластные наследственности или внешней среде. Он считает стремление к поиску и реализации смысла жизни основным мотивом и двигателем поведения человека. Чтобы жить, человек должен найти смысл своих поступков. Один из основных тезисов В.Франкла состоит в том, что человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию, если не может его реализовать. Утрата смысла жизни ведет к возникновению экзистенциального вакуума, рождающего «ноогенные» неврозы. Осознание смысла доступно любому человеку, однако его нельзя создать, изобрести или сделать своей собственностью. Его можно только искать и находить в призвании или объективной реальности (Франкл, 1990).

Смысл жизни каждой личности уникален и неповторим. Более двух тысяч лет назад еврейский мудрец Гиллель говорил: «Если я не сделаю этого — кто сделает? И если я не сделаю этого прямо сейчас — то когда же мне это сделать? Но если я сделаю это только для себя самого — то кто же я?» Жизнь человека делают осмысленной ценности творчества (то, что мы даем жизни), переживания (то, что мы берем от мира) и отношения (позиция, занимаемая нами по отношению к судьбе, которую нельзя изменить). Ценности творчества реализуются в труде, в который вносится личностная неповторимость. Ценность переживания, прежде всего, заключается в любви к другому человеку, означающей проникновение в глубины его сущности. Человек свободен занять осмысленную позицию по отношению к обстоятельствам, над которыми не властен, и придать смысл даже страданиям — в этом состоят ценности отношения. Они имеют особое значение в телефонном консультировании людей в кризисном состоянии.

Консультант имеет дело не со смыслом жизни вообще, но всегда — с конкретным смыслом жизни этого человека вэтот момент. Он меняется от человека к человеку, от ситуации к ситуации. Отыскать его помогает такая интуитивная способность как совесть. Она приводит к возникновению новых ценностей. Человек должен не только найти, но и реализовать смысл своей жизни. Он ответственен за его осуществление в условиях конечности и необратимости жизни, неповторимости предоставленных ему возможностей. Принимая решение, человек одновременно проявляет свободу и ответственность, свою неповторимую уникальность. Для еврейского мудреца — рабби Зуси из Ганиполя — перед смертью самым трудным был вопрос: «Если меня спросят, почему я не был Моисеем, — я знаю, что отве­тить. Но если меня спросят, почему я не был Зусей, — я ничего не смогу сказать».

В консультативных беседах о смысле жизни следует учитывать по меньшей мере три обстоятельства: (а) позицию абонента, (б) позицию консультанта и (в) возрастные особенности собеседников.

Беседуя о смысле жизни, абонент может использовать три подхода, определяющих тактику консультирования: (а) креативный, (б) маргинальный и (в) манипулятивный. При креативной позиции человека действительно волнует поиск истины и смысла жизни, он заинтересован в созидательной беседе и искренне желает услышать, что думает другой, хочет понять и принять его взгляды, а также определиться в своем отношении к экзистенциальным сущностям. Маргинальный абонент по-своему занят поисками смысла, но обычно на запутанных путях. Это, как правило, акцентуированные личности с особыми чертами характера и своеобразным отношением к взглядам других людей (часто не приемлющие их). Быть в диалоге с такими людьми сложно. Они с глубоким сомнением относятся к тому, что для других является само собой разумеющимися истинами, и высказывают противоречивые мнения по поводу соображений консультанта. Их отношение похоже на поведение пробуждающегося человека, который понимает, что следует проснуться, но из-за боязни, что свет ослепит его и разрушит утреннюю негу, сопротивляется тому, чтобы открыли ставни. От не­же­лания самораскрытия, разрушения «оболочки» (Роджерс, 1994) до проявления спонтанных чувств и измене­ний они часто проходят длинный путь, не всегда прео­до­­лимый за одну беседу. Самой сложной бывает манипуля­тивная позиция абонента с жесткой внутренней установкой на то, что проблемы смысла жизни решены быть не могут, а мнения других по этому поводу мало что значат. При этом часто переоцениваются собственные способности и возможности. Эти абоненты не скрывают желания конфликтовать, а иногда кажется, что они стремятся «извести» или «помучить» собеседника. В разговоре быстро становится ясно, что у абонента нет желания сотрудничать для достижения хотя бы незначительных результатов. Они противятся переменам и нередко виртуозно манипулируют консультантом. При неплохом интеллектуальном уровне их изощренность становится почти фантастической.

Второе обстоятельство заключается в позиции консультанта. Трудно представить существование консультантов-манипуляторов2 , но маргинальная позиция не является казуистикой. Раздосадованный своими проблемами, недовольный препирающимся собеседником, сам с трудом ищущий истину маргинальный консультант, естественно, окажется плохим собеседником. Креативный абонент быстро почувствует наложение своих сложностей и проблем консультанта, а результатом, скорее всего, будет нарастающая неудовлетворенность и обоюдное разочарование. Если на обоих концах провода окажутся «маргиналы», то итоги беседы будут еще более печальными. В последнем случае очень трудно исключить возникновение конфликта в виде незавершенного диалога с его последующим распадом.

Беседуя о смысле жизни, следует считаться с возрастными особенностями абонентов. Как правило, эти вопросы становятся актуальными не только в силу конкретных проблемных ситуаций, но и в определенные периоды возрастных кризисов (пубертатного, кризиса тридцатилетних, сорокалетних или пожилых людей). Подростковый кризис прежде всего связан с осознанием своей идентичности и уникальности. Он отражает вхождение человека в мир взрослых и является кризисом желаний — в основном стремления считаться независимым и самостоятельным. Тактика консультирования заключается в том, чтобы «открыть» вместе с подростком то, что остается для него «закрытым», поддержать установку на взрослую жизнь, укрепить самоуважение и толерантность к окружающим. При этом важно принять его максималистскую позицию, показать ее правомерность в контексте ответственности, мягко и ненавязчиво отметить, что и другие точки зрения взрослых имеют право на существование без ущерба для его самоуважения и независимости.

Кризис сорокалетних имеет иные психологические особенности. Он возникает, когда, «земную жизнь пройдя до половины», собеседник оказывается в «сумеречном лесу» сомнений по поводу того, что не смог самореализоваться, достичь желаемых результатов, стать в жизни тем, кем намеревался. В этом возрасте наиболее острым является экзистенциальное чувство конечности жизни, понимание, что она заключена между рождением и смертью. В это время жизнь человека как бы заключена в пространстве между первым и последним ударом часов, бьющих двенадцать. Чувствуя эти ограничения, он мечется по времени своей жизни. Каждый из бросков, вперед или назад, является по-своему му­читель­ным и вызывает страдание. Если он стремится вперед, его неминуемо охватывают мысли о смерти, если назад — он сокрушается неудачами прошлой жизни. Так­ти­ка консультирования состоит не в «открытии» того, что и так ясно, а в рассмотрении жизни как Дара, даю­ще­гося один раз. Поэтому следует показать собеседнику, что многие его возможности еще можно реализовать, что осознание конечности жизни является важным открыти­ем, позволяющим вступить в ее вторую половину, многое переосмыслив и обогатившись прошлым опытом. В ходе беседы необходимо суммировать все, даже самые незаметные достижения собеседника и экстраполировать их в будущее, где они станут конструк­тивными деталями, позволяющими создать модель дальнейшей жизни. В оказании этой поддержки и состоят задачи консультанта, требующие внимания, наблюдательности и настойчивости3.

Психологический кризис пожилых возникает на фоне утрат родных, друзей, здоровья, профессии и т.д. При сохранной критичности наибольшую остроту приобретают переживания одиночества, а также психической или физической неполноценности и беспомощности. Задачей консультирования является уменьшение психической боли от перенесенных потерь. При появлении позитивных перемен следует обсудить с собеседником благоприятные итоги жизни, то положительное, что было в прошлом и имеет смысл в настоящем. Сложности могут возникнуть из-за разницы в возрасте и объеме жизненного опыта собеседников. Поэтому в беседах с пожилыми абонентами основное внимание следует сосредоточить на коррекции эмоциональных пере­живаний — различие в годах не властно над утешением4 . Затем, следуя желаниям абонента, можно обратится к проблемам смысла жизни, стремясь адекватно оценить уникальность жизненного опыта собеседника, показав его необходимость для окружающих.

Важным в беседе о смысле жизни является не только форма, но и содержание. Философы полагают, что существует более десятка экзистенциальных ценностей или благ, данных человеку: Жизнь, Любовь, Надежда, Удача, Дети, Творчество, Работа, Свобода, Милосердие, Уединение, Воспоминания, Сны и Отдых. Следует обсудить те из них, которые находят отклик у собеседника. Если не выделить темы, например, из числа приведенных, беседа станет недостаточно конструктивной.

Жизнь — основная ценность, которая дана человеку. Одна­ко важен не сам по себе факт жизни, а то, каким образом он обходится, что делает с ней, как радость жизни превращает в бремя или страдание. Основатель гештальт-терапии Фриц Перлз утверждал: «Современный человек живет на низком уровне жизненности. Хотя в общем он не слишком глубоко страдает, но при этом столь же мало знает об истинно творческой жизни. Он превратился в тревожащийся автомат. Мир предлагает ему много возможностей для более богатой и счастливой жизни, он же бесцельно бродит, плохо понимая, чего он хочет, и еще хуже — как этого достичь. Он не чувствует возбуждения и пыла, отправляясь в приключение жизни» (Перлз, 1996. С. 10).

Любовь в качестве ценности является основным стимулом и движущей силой в жизни человека. Она представляет собой способность устанавливать и сохранять открытые, поддерживающие, нежные и заботливые отно­шения с другим человеком или миром без страха утра­ты своего Я, собственной идентичности или независимости. С собеседником стоит обсудить вопросы о том, каково место любви в его жизни, как он осуществляет ее, каковы результаты, что можно сделать для приведения в соответствие идеалов любви с ее реальными ликами.

Надежда состоит в прочной и длительной уверенности в позитивном характере течения жизни, например, в том, что от другого можно добиться глубоких и искренних чувств или найти свое место в жизни и реализовать себя. Как полагал Эрик Эриксон, она является эго-качеством, появляющимся у человека после успешного разрешения кризиса младенчества и обретения базисного доверия к миру. С собеседником важно определить значение надежды в его жизни, то, как она помогает ему преодолевать трудности, обозначить сферы деятельности, в которых она достаточно сильна или, наоборот, отмечается ее дефицит.

Дети как экзистенциальная ценность свидетельствуют о творческих возможностях человека в смысле порождения, сохранения и развития новой жизни. Ценностью является не только их появление на свет (мы до сих пор говорим о «чуде рождения», то есть уникальности и непостижимости этого феномена), но и их воспитание в семье. Благодаря детям у человека, как говорил Э.Эриксон, появляется осознание психоисторической перспективы, своего уникального и законного места в череде сменяющихся поколений.

Творчество является способностью человека к созданию нового в широком смысле этого слова: новых людей, оригинальных вещей, уникальных связей, неор­динарных идей или чего-то нового в себе самом. Оно связа­но с вдохновением, страстностью, экстазом. Творческими могут быть чувства, намерения, действия или обязательства. Важной темой в этом смысле является творчество как элемент повседневной жизни, например в работе, воспитании детей или ведении домашнего хозяйства.

Свобода представляет собой фундаментальную способность человека быть свободным всегда, везде и во всех своих проявлениях (чувствах, желаниях, выборах, действиях и формировании жизненного пути), если для этого нет объективных и абсолютно непреодолимых препятствий. Можно обсудить, чем она является для собеседника, как он переживает и относится к состояниям, в которых свободен, что они дают ему как личности, как соотносится свобода в его жизни с разумом, потребностями, доброжелательностью, милосердием, риском, стабильностью и ответственностью. Важно помнить, что у некоторых собеседников может вообще не оказаться опыта свободы или она, наконец обретенная, становится непосильной ношей или даже настоящим бедствием.

Милосердие представляет собой ценность вынесения в окружающую реальность таких свойств человеческой личности, как чуткость, отзывчивость, жалость, сострадание, сочувствие и сопереживание. В этом смысле оно является экзистенциальной заботой о другом человеке. Не лишне поговорить о том, позволяет ли себе собеседник быть в отношениях бескорыстным, стремится ли он узнать и понять другого, как заботится о нем, насколько активен в проявлениях заботы, что получает от этого.

Уединение является правом человека находиться в состоянии принадлежности самому себе, отделенности и отстраненности, состоянии, которое никем и ничем не нарушается. Это особая область сосредоточенности и покоя, в которой человек глубже, полнее узнает себя и раскрывает свои творческие возможности. В отечественном менталитете уединение в качестве ценности известно и принимается далеко не всеми из-за последствий тоталитарного прошлого, подчинявшего все сферы жизни диктату коллективистских ценностей. Формой уединения является отдых, ценность которого состоит в возможности восстановления жизненных сил человека. Важно обсудить, разрешает ли себе собеседник уединение, что происходит с ним наедине с самим собой и т.д.

Воспоминания являются ценностью, если носят интегративный характер. Будучи мостом между прошлым и будущим, они служат ступенчатому осмыслению жизненных событий и оценке их значения для формирования своей личности и использованию прошлого опыта в актуальном настоящем.

Сны. Сон является естественной ценностью, благодаря которой восстанавливаются физические, психические силы и здоровье человека. Сновидения представляют собой экзистенциальные послания, составленные особым символическим языком, с которыми человек обращается к самому себе, своему настоящему или совершенно определенному адресату. В них отражаются важные для потенциальных изменений в жизни человека чувства, персонажи или фабулы.

Каждая из этих экзистенциальных тем имеет свою значимость в определенном возрасте. Подростки могут искать смысл жизни в Любви, Милосердии, Уединении или Удаче. Для тридцати-сорокалетних уникальными открытиями становятся Надежда, Жизнь, Работа, Творчество, Свобода или Удача. Воспоминания, Надежда, Отдых или Дети составляют важные ценности пожилых. Естественно, следует эмпатически обсуждать и другие значимые личностные смыслы. Аналитический подход к консультированию важно сохранять до конца беседы. В завершение можно позволить на основе обсуждения и прояснения ценностных приоритетов восхождение к конкретному смыслу жизни абонента в данный момент, памятуя, что смысл жизни не слагается из смысла поступков. Общее же правило этих бесед формулируется следующим образом: спускаться в долину, идти вместе с собеседником по тропинке твердыми шагами, не оборачиваясь без необходимости назад, замечать все, что встречается на пути, и твердо видеть впереди вершину5 .

 

Рекомендуемая литература

 

Ассаджоли Р. Психосинтез. М; К.: Рефл-бук—Ваклер, 1997.

Белорусов С.А. Религиозно-ориентированное консультирование // Моск. психотерапевтич. журнал. 1999. № 1(21). С. 155—172.

Бьюдженталь Д. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии / Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

Карандашев В.Н. Жить без страха смерти. М.: Смысл; Академический проект, 1999.

Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Пер. с лит. М.: Академический проект, 1999.

Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). СПб.; М.: Алетейя; Логос, 1998.

Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой деятельности. М.: Смысл, 1999.

Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1994.

Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии / Пер. с англ. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001.

Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление челове­ка / Пер. с англ. М.: Изд. группа «Прогресс—Универс», 1994.

Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994.

Фенько А.Б. Психология ностальгии // Моск. психотерапевтич. журнал. 1993. № 3. С. 93—116.

Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.

Хрестоматия по гуманистической психотерапии / Сост. М.Папуш. Пер. с англ. М.: Ин-т Общегуманитарных Исследований, 1995.

Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1998.

 

 

1Есть, по крайней мере, еще два понятия, как представ­ляется, не менее, если не более, продуктивные в этом обсуждении: 1) «размытые проблемы», смысл которых не удается формализовать, но он всем интуитивно понятен и 2) «рамочные понятия», не только не формализуемые в конкретных вещах, но и теряющие свой смысл при попытке такой конкретизации.

2Это, действительно, идет вразрез с основными канонами консультирования. Однако, как показывает супервизорский опыт, за хорошо освоенными «ритуалами консультирования» нередко скрывается манипулятивная установка.

3Кризисы тридцати- и сорокалетних имеют отчетливую гендерную окраску, протекая при всей их общности у мужчин и женщин очень по-разному, что в неотложных ситуациях консультирования обретает особо важное значение.

4Одна из трудностей состоит в том, что для многих «проблемных» пожилых людей сама их проблемность становится способом компенсации. От консультанта требуются известные осторожность и осмотрительность, умение различать компенсирующие и декомпенсирующие состояние абонента проблемы, чтобы работать со вторыми, опираясь на первые.

5В группу экзистенциальных проблем можно отнести и те, которые в DSM-IV кодируются как 313.82 — Проблемы идентичности, V. 62.89 — Религиозные или духовные проблемы, V. 62.4 — Проблемы аккультурации. Они могут возникать у мигрантов, бе­жен­цев, вынужденных переселенцев, покидающих либо покинувших ту или иную группу (религиозную, дружескую, клубную и пр.), имевшую для них особое значение. Сами эти проблемы порой маскируются стрессовыми проявлениями, нередко «сбивающими» консультанта на путь поиска проблемы во внешних по отношению к клиенту обстоятельствах (см. главу 22.5 «Религиозные и духовные проблемы»).

 

 

Глава 18.

Основы возрастной психологии
и телефонная помощь

В этой жизни нет прямого необратимого развития: мы движемся не по твердым ступеням, чтобы оста­новиться у последней, — от младенческой бессознательности, через бездумную веру детства, через сомнение подростка (всеобщий жребий), скептицизм, а затем и неверие к задумчивому отдохновению зрелости, которое знаменуется словами «если б». Нет, пройдя одну ступень, мы описываем круг еще и еще раз и всегда остаемся одновременно и младенцами, и детьми, и подростками, и мужчинами с вечным «если б».

Герман Мелвилл «Моби Дик»

 

Только змеи сбрасывают кожи,

Чтоб душа старела и росла.

Мы, увы, со змеями не схожи,

Мы меняем души, не тела.

Память, ты рукою великанши

Жизнь ведешь, как под уздцы коня,

Ты расскажешь мне о тех, что раньше

В этом теле жили до меня.

Николай Гумилев «Память»

 

Телефонное консультирование ориентировано на психологическую помощь людям любого возраста1. Каждый из периодов жизни человека имеет неповторимые особенности, накладывающие свой отпечаток на переживаемые психологические проблемы. Поэтому в телефонной беседе важно не только эмпатически вникнуть в проблемную ситуацию, но и непременно увидеть за ней этап жизни, переживаемый абонентом.

Как полагал Э.Эриксон, становление Я представляет собой длительный процесс, результатом чего является обретение эго-идентичности — переживание своего Я как действительно уникального Я, отличного от столь же неповторимых других (Эриксон, 1996).

Эго-идентичность формируется как результат сложного полифонического взаимодействия индивида со средой и культурой. Процесс идентификации никогда не достигает окончательной завершенности, ибо нельзя остановить или ограничить расширение представлений человека о себе, самопознания. При формировании эго-идентичности важное значение имеет осознание человеком того, как на него реагируют окружающие: они моделируют этот процесс, помогая Я осознавать существующую идентичность. Еще Уильям Джемс (1911/1990) пола­гал, что Я состоит из двух родов отношений: отношения Я к себе и отношения других к этому Я. Если эти отношения соответствуют друг другу, человек находится в состоянии психического благополучия. При их несоответствии возникают замешательство или внутренний конфликт, стимулирующие последующее исследование и поиск новых возможностей. Эго-идентичность включает в себя внутреннюю уверенность в направлении своего жизненного пути и способность к восприятию конкретных ситуаций как отдельных звеньев единого непрерывного процесса. Ее нельзя обрести раз и навсегда, сложные жизненные коллизии могут не раз приводить к ее утрате и возникновению ситуации Гамлета («Распалась связь времен»). Она является инструментом, с помощью которого человек организует внешнюю информацию, проверяет восприятие окружающего и себя самого, выбирает воспоминания, управляет адаптивностью и целесообразностью действий, интегрирует способность к ориентации и планированию поведения. Эго-идентичность дает чувство «непрерывной самотождественности» и благополучия: человек чувствует себя тем, кем хотел бы быть, а то, что он делает, соответствует его желаниям и потребностям.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 76; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты