КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА XV О МЕРЕ СТОИМОСТИ§ 1. Между политэкономами существуют большие разногласия по вопросу о мере стоимости. Этому вопросу придается большее значение, чем он заслуживает, и упреками в пустословии, несколько преувеличенными, но вместе с тем имеющими известное основание, политэкономические построения в немалой степени обязаны всему тому, что написано о мере стоимости. Этого предмета необходимо, однако, коснуться хотя бы для того, чтобы показать, как мало можно сказать о нем. Мера стоимости в обычном смысле слова «мера» означает некую вещь, сравнением с которой мы можем определить, какова стоимость любой другой вещи. Если мы примем во внимание, далее, что сама стоимость относительна и что для ее определения необходимо наличие двух вещей — независимо от существования третьей, измеряющей стоимость, — мы сможем определить меру стоимости как нечто, сравнение с чем двух других вещей позволяет нам сделать заключение о стоимости последних относительно друг друга. В этом смысле любой товар будет служить мерой стоимости в данное время и в данном месте, поскольку мы всегда можем вывести пропорцию, в которой вещи обмениваются друг на друга, если знаем, в какой пропорции они обмениваются на третью вещь. Служить в качестве З^добной меры стоимости — одна из функций товара, избранного средством обмена. Стоимость остальных товаров обычно оценивается именно в этом товаре. Мы говорим, что одна вещь стоит 2 ф. ст., вторая — 3 ф. ст., и нам без специального определения ясно, что первая стоит 2/з второй, т. е. что эти вещи обмениваются друг на друга в пропорции 2 : 3. Деньги — точный измеритель их стоимости. Однако предмет поиска политэкономов не мера стоимости вещей в данное время и в данном месте, но мера стоимости данной вещи в разное время и в разных местах; предмет, сравнение с которым позволит нам узнать, больше или меньше стоимость данной вещи сейчас или 100 лет назад в Англии, в Америке или в Китае. И для этого деньги или любые другие товары будут служить так же хорошо, как и для измерений в одном месте в одно и то же время, если предоставят нам точно такие же данные и позволят сравнивать с мерой не только один товар, но два или больше товаров, как вытекает из самого понятия стоимости. Если сейчас [1852 г.] пшеница стоит 40 шилл. за квартер и столько же стоит упитанная овца и если во времена Генриха II пшеница стоила 20, а овца — 10 шилл., мы узнаем, что пшеница стоила тогда две овцы, а сейчас — только одну и что поэтому стоимость овцы, оцененная в пшенице, стала в два раза больше, чем была, — совершенно независимо от стоимости денег в эти два периода как по отношению к этим двум (мы предположили, что она упала по отношению к обоим), так и по отношению к любым другим товарам, о которых нам нет необходимости делать какие-либо предположения. Авторам, занимавшимся исследованием этого предмета, представлялось, однако, желательным, чтобы существовали средства определения стоимости товара путем простого сравнения его с мерой, без соотнесения его специально с каким-либо другим конкретным товаром. Они хотели бы, чтобы из самого факта, что пшеница стоит сейчас 40 шилл. за квартер, а раньше стоила 20 шилл., можно было установить, изменилась ли стоимость пшеницы и если изменилась, то в какой степени, и чтобы- для этого не нужно было выбирать другой товар, например овец, для сравнения. Они хотели бы знать не то, насколько изменилась стоимость пшеницы по отношению к овце, а насколько она изменилась относительно всех вещей вообще. Первая трудность обусловлена неизбежной неопределенностью понятия общей меновой стоимости — стоимости, соотносимой не с каким-то одним товаром, а с товарной массой в целом. Даже если бы мы точно знали, каким количеством каждого другого товара нужно было платить за квартер пшеницы в прошлый период и насколько увеличились или уменьшились количества тех или иных из этих товаров сейчас, мы не смогли бы сказать, увеличилась или уменьшилась стоимость пшеницы по отношению к товарам в целом. Когда же нам известно только изме-.ение стоимости по отношению к ее мере, это тем более евозможно. Чтобы денежная цена вещи за два разных периода могла измерять количество товаров вообще, на которое она обменивается, цены двух периодов должны соотноситься между собой так же, как соотносятся количества товаров вообще, т. е. меновая стоимость денег, их общая покупательная сила должна быть всегда одинакова. Однако это требование не только не выполняется деньгами или любыми другими товарами, но мы не можем даже предположить существование таких условий, в которых оно было бы выполнимо. § 2. Поскольку мера меновой стоимости поэтому невозможна, экономисты сформировали понятие, определяемое как мера стоимости, которое следовало бы определить точнее как меру издержек производства. Они представили себе товар, на производство которого постоянно затрачивается одинаковое количество труда; к этому необходимо добавить предположение, что часть примененного в производстве постоянного капитала, переносимая [на продукт. — Пер.], всегда пропорциональна непосредственно затрачиваемому труду, выраженному в заработной плате, а время, в течение которого эта часть переносится на продукт, всегда одинаково; короче говоря, в течение одного промежутка времени авансируется всегда одинаковый капитал, в силу чего элементы стоимости — как составляемый прибылью, так и тот, который состоит из заработной платы, — могут считаться неизменными. Тогда мы имеем товар, всегда производимый при одном и том же сочетании всех условий, определяющих его постоянную стоимость. Меновая стоимость такого товара никоим образом не может быть постоянной, поскольку (даже без учета временных колебаний, вызываемых спросом на этот товар и его предложением) его меновая стоимость будет изменяться под влиянием всех изменений в условиях производства тех вещей, на которые он обменивается. Однако, если бы такой товар существовал, мы бы использовали предоставляемую им выгоду и при всех продолжительных колебаниях стоимости какого-либо другого товара по отношению к нему мы знали бы, что причина этих колебаний заключается не в нем, а в другом товаре. Таким образом, он подошел бы нам в качестве меры — однако в действительности меры издержек производства других вещей, а не их стоимости. Если какой-либо товар приобретает большую постоянную покупательную силу по отношению к этому неизменному товару, это означает, что издержки его производства возросли, а в противоположном случае — снизились. Под мерой стоимости политэкономы чаще всего подразумевают именно такую меру издержек. Однако мера издержек, хотя и хорошо задумана, настолько же неосуществима на деле, как и мера меновой стоимости. Нет товара, издержки производства которого были бы неизменны. Меньше других подвержены изменениям золото и серебро, однако и их издержки производства могут изменяться по мере того, как истощаются старые месторождения, открываются новые или улучшаются способы добычи. Если мы попытаемся определить изменение издержек производства того или иного товара через изменение его денежной цены, полученный результат необходимо будет скорректировать на величину наиболее вероятных изменений издержек производства самих денег. Адам Смит считал, что для меры стоимости особенно подходят два товара: зерно и труд. О зерне он говорил, что, хотя его стоимость сильно колеблется от года к году, в целом от столетия к столетию она изменяется незначительно. Как мы теперь знаем, это неверно: издержки производства зерна имеют тенденцию увеличиваться с ростом численности населения и уменьшаться с каждым усовершенствованием в земледелии как внутри страны, так и в тех странах, откуда поступает часть этого товара. Предполагаемое Адамом Смитом постоянство издержек производства зерна возможно только при полном равновесии противодействующих сил, которое если и устанавливается, то лишь случайно. Что же касается труда как меры стоимости, то о нем он говорит неоднозначно. В одних случаях он говорит о нем как о хорошей мере только для коротких промежутков времени, отмечая, что стоимость труда (т. е. заработная плата) незначительно изменяется от года к году и сильно — от поколения к поколению. В других -i утверждает, что труд — внутренне наиболее подходя-Чая мера стоимости, так как обычное мускульное напря-•ение одного человека за один день всегда составляет одинаковую сумму усилий или затрат. Однако это предположение, допустимо оно само по себе или нет, полночью отбрасывает понятие меновой стоимости и формирует вершенно иное представление, более близкое к понятию этребительной стоимости. Если на однодневный труд можно купить в Америке в два раза большее количество чных потребительских товаров, чем в Англии, то гово- рить о том, что стоимость труда одинакова в обеих странах, а различаются стоимости всех других вещей. — это пустая уловка. Правильнее будет сказать, что в этом случае стоимость труда как на рынке, так и для самого работника в Америке в два раза выше, чем в Англии. Если бы задача состояла в том, чтобы получить приближенную меру оценки потребительной стоимости, возможно, не было бы ничего лучшего, как остановиться на дневном содержании среднего человека, рассчитанном в обычных продовольственных продуктах, потребляемых неквалифицированными работниками. Если бы в какой-то стране фунт кукурузной муки мог поддерживать силы работника в течение одного дня, то стоимость любой вещи можно было бы определить по количеству фунтов кукурузной муки, которое дают за нее при обмене. Если одна вещь — как таковая или будучи обменена на другие вещи — может поддерживать силы работника в течение одного дня, а другая — в течение недели, это даст нам основания утверждать, что первая (при использовании по обычному назначению) стоит в семь раз больше второй. Однако это не было бы мерой той ценности, какую имеет вещь для ее владельца; для него эта ценность может быть гораздо больше, но только не меньше, чем ценность пищи, которую она может оплатить. Понятие меры стоимости не следует смешивать с понятием регулятора, или определяющего принципа стоимости. Когда Рикардо и другие говорили, что стоимость вещи регулируется количеством труда, они имели в виду не то количество труда, на которое будет обменена эта вещь, а количество труда, необходимое для ее производства. Этим, утверждали они, определяется ее стоимость, по этой — и никакой другой — причине она наделяется стоимостью. В отличие от этого Адам Смит и Мальтус, когда они говорят, что труд есть мера стоимости, подразумевают не труд, которым она производится или может быть произведена, а количество труда, которое она может оплатить, на которое она будет обменена, — другими словами, стоимость вещи, выраженную в затратах труда. И они не имеют в виду, что эта стоимость регулирует общую меновую стоимость вещи или оказывает влияние на ее величину, а определяют лишь, что она такое, где и насколько она изменяется. Смешивать эти два понятия все равно что упустить различие между термометром и температурой.
|