Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Американский эксперимент




Говоря о музыкантах, повлиявших на Deep Purple, в первую очередь обычно называют американскую группу Vanilla Fudge, которая в то время гастролировала по Британии. Подтверждают это и сами музыканты DP. Но в чем это влияние состояло?

На первом альбоме Vanilla Fudge, вышедшем в 1967 г., записана медленная тягучая музыка с довольно неуклюжими аранжировками, с выдвинутым на передний план органом «Хэммонд» и вокальным многоголосьем в качестве фирменного знака группы. В таком духе записаны два кавера The Beatles («Ticket To Ride» и «Eleanor Rigby») и даже поп-песенка «Bang Bang». Альбом 1968 г. – философски-монументальный «Renaissance» – оказался гораздо более содержательным, но в той же тягучей стилистике. С Deep Purple – как Mark I, так и Mark II – это имеет очень мало общего. Все сходство заключается в интенсивном использовании «Хэммонд»-органа – вот и все «влияние». (Гораздо большее сходство – вокальное многоголосие и тот же орган – у Vanilla Fudge с концепцией стартовавших в 1970 г. Uriah Heep). Да и то: Джон Лорд активно использовал клавишные еще будучи участником The Artwoods, так что по звучанию ранние DP гораздо ближе к этой команде, чем к Vanilla Fudge. И не из-за одного только Лорда: к примеру, гитара Дерека Гриффитса в «артвудовской» интерпретации песни «Brother, Can You Spare A Dime» весьма напоминает раннего Блэкмора.

Тем не менее, надо бы внимательнее присмотреться к американской рок-сцене середины 60-х, потому как именно здесь зародился тот – настоящий – хард-рок, легший в основу «диппапловского» взрыва. Кто же первым начал играть хард-рок в Штатах?

Различные рок-справочники, как правило, останавливаются на трех составах. Это – Iron Butterfly, Blue Cheer и Jimi Hendrix Experience, свои первые альбомы выпустившие в 1967 году.

«Железная бабочка» отметилась альбомом «Heavy», само название которого, по мнению некоторых обозревателей, свидетельствует о хард-роковом приоритете именно этой группы (тем более, что на Западе для обозначения этого стиля музыки прижился термин «хэви метал», а не хард-рок, как у нас). Однако против Iron Butterfly свидетельствует более основательный аргумент: несмотря на название первого альбома, их музыка вовсе не отличается какой-то особой тяжестью. Это мелодичная, с претензией на монументализм (что особенно проявилось в таких вещах как «In-A-Gadda-Da-Vida» 1968 г. и «Butterfly Bleu» 1970 г.), местами откровенно легковесная продукция, в плане тяжести мало выделяющаяся в окружающей рок-среде.

Другое дело Blue Cheer с первым их альбомом «Vincebus Eruptum». Барабаны, бьющие прямо по голове слушателя, бас подобный гулу подстанции, рваные ритмы и завывания гитары, визгливый вокал, – и насчет тяжести, и насчет жесткости здесь полный порядок. Рок-энциклопедия Кастальского свидетельствует, что пластинка эта по сей день является «эталоном хард-рока». Но есть в этом одно маленькое но. Дело в том, что эта «музыка» напрочь лишена мелодической составляющей. Она не стремится к гармонии и, следовательно, не приносит эстетического удовольствия. Это некий экспериментальный замес в своей антиэстетике близкий последующим панкам, «индустриальщикам» и брутальным металлистам. Продолжать этот эксперимент Blue Cheer не стали, и следующие их альбомы уже гораздо более традиционны и представляют собой утяжеленный вариант Rolling Stones.

Зато эксперимент Джими Хендрикса сыграл в нашей истории роль решающую, ибо произвел неотразимое впечатление на Ричи Блэкмора и зарядил его энергией на создание рафинированного хард-рока. Той разновидности хард-рока, что зародилась в творческой лаборатории Хендрикса и представляла собой нечто весьма отличное от традиционного блюза. В отличие от последнего «тяжесть» здесь стала достигаться посредством не блюзовой тягучести, но жесткости и интенсивности гитарных риффов. В дальнейшем это привело к рождению стиля хэви-метал (в нашем, а не западном понимании), полностью выходящего за рамки блюза, и появлению целой плеяды супер-гитаристов. У истоков же этого направления стоял Джими Хендрикс. Здесь особенно важно подчеркнуть, что это был не блюзовый гитарист, а скорее антиблюзовый. Недаром, многие черные блюзмены неприязненно относились к экспериментам Хендрикса, считая, что он извращает их музыку. Воспитанный на блюзе, он норовил выйти за его пределы. В зрелом возрасте он не играл традиционных блюзов – он создавал новую музыку. Это был гитарный экспериментатор, что само по себе противно блюзу как наиболее консервативному стилю.

Хендрикс был полукровкой – смесь негритянской и индейской крови – то есть по своей природе он представлял «сплав», наиболее склонный к мутации, а потому и не удовлетворился следованием в фарватере блюзовой школы, а стал ее осознанно ломать. Таким образом, посредством новых гитарных риффов произошла мутация блюза в хард-рок. Наглядным тому подтверждением являются записи Хендрикса, как то запись одного из концертов 1970 г., где он переломал рок-н-рольный хребет известной песенке Карла Перкинса «Blue Suede Shoes», заменив его хард-роковым риффом.

Преемственность DP от Хендрикса легко прослеживается при прослушивании первого альбома Jimi Hendrix Experience «Are You Experienced?» (1967). Звучание гитары в «Purple Haze», «Manic Depression», «Hey Joe» и т. д. напрямую отсылает к хард-року, явленному в «Deep Purple In Rock», а в том, как поет Джими в «Love Or Confusion» одновременно слышится и Гиллан, и Эванс. Одним словом, влияние неоспоримо.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты