КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Апрельский финалНо название второго альбома было выбрано не напрасно, и не случайно твердил Род Эванс: «Слушай, учись, читай дальше». Не иначе как великий бард вдохнул в них дух на создание настоящего шедевра – третьего альбома, записанного в апреле 1969-го и названного просто «Deep Purple». Альбом включает удивительной красоты творения, развившие намеченное на втором альбоме «ренессансное» начинание, – такие как лордовская «Blind», особый колорит которой помимо прекрасной мелодии придает звучание клавесина; как трехчастная сюита «April», в честь которой поклонники называют и весь альбом; как «Lalena» авторства Донована – единственный кавер, который на этот раз прекрасно вписался в общий рисунок альбома, заняв свою позицию в чередовании быстрого, среднего и медленного темпа. Но при всех этих мелодических красотах и полном изгнании блюза, отнюдь не пропала и жесткая составляющая – «Chasing Shadows», «Fault Line» / «The Painter», «Why Didn’t Rosemary?», «Bird Has Flown» (с гитарным риффом школы Хендрикса), третья часть «April» придают альбому ярко выраженный роковый дух. И что удивительно: на этот раз вовсе не возникает досадного чувства противоречивости, эклектичности, разношерстности – огромное множество тем работает на единую идею, создавая единое целое. Таким образом, с третьего раза удалось достигнуть полноценного синтеза разнообразных компонентов, их органичного соединения. Это – венец стиля, который я бы назвал барокко-рок. И первый великий альбом Deep Purple! Но великое видится издалека, потому неудивительно, что по своему выходу шедевральное творение молодой группы было проигнорировано. В американских списках популярности альбом «Deep Purple» в июле 1969 г. достиг всего лишь 162-го места. Это означало коммерческий крах, и в этом свете последующие изменения, как в плане музыкальной стилистики, так и наличного состава музыкантов, выглядят вполне закономерными. Вопрос «Куда двигаться дальше?» – чем не повод для конфликта? В результате оного группу покинули бас-гитарист Ник Симпер и вокалист Род Эванс, продолжившие свою карьеру в различных малоизвестных группах (таких же, как Deep Purple на тот момент), но в истории рока оставшиеся именно как участники оригинального состава (Mark I) великих Deep Purple. А на их место из поп-группы Episode Six были приглашены певец Йэн Гиллан и басист Роджер Гловер. В истории группы началась «золотая» эпоха Mark II. DEEP PURPLE Пурпурное измерение рок-пространства ВОПЛОЩЕННЫЕ В РОКЕ Окончание
Foto 3
Для уяснения реальной ситуации, связанной с развитием группы, необходимо учитывать два момента. Во-первых, ценность созданного музыкантами материала, определяемую постфактум, то есть по прошествии времени. Во-вторых, коммерческий успех того же материала непосредственно после его реализации. Часто-густо два эти момента совсем не совпадают, и то, что сегодня воспринимается как несомненный шедевр, в силу различных причин по выходу остается незамеченным и не оцененным по достоинству. Или наоборот, большого успеха достигает то, что впоследствии кроме недоумения ничего больше не вызывает. Наглядным тому примером может служить ситуация, связанная с первым изменением состава Deep Purple. После шедеврального третьего альбома в результате конфликта из группы были уволены Ник Симпер и Род Эванс. С учетом вышеуказанных моментов причина такого развития событий очевидна. Слушая «April» сегодня, восхищаешься совершенством альбома и потому вправе предположить, что, развиваясь в этом направлении, Deep Purple могли создать множество гениальных творений и стать самой великой командой в арт- и симфо-роке (все данные для этого налицо). Но этому помешал именно второй момент – отсутствие коммерческого успеха, в результате чего перед группой встал вопрос: в каком направлении двигаться дальше? И здесь катализатором выступил Ричи Блэкмор, предложивший концепцию жесткого гитарного хард-рока. Жертвами этого решения стали прежние вокалист и басист, которые, по мнению остальных участников группы, не справились бы с новой задачей. Как бы то ни было, а это уже давно свершившийся факт, и нет смысла спорить о том справились бы Симпер и Эванс или нет. А вот проследить дальнейший творческий путь этих музыкантов очень даже полезно. Для того, хотя бы, чтобы узнать чего они стоят сами по себе. А потому прежде чем перейти к Deep Purple Mark II, уделим внимание таким группам как Warhorse и Captain Beyond.
Прогрессивный «Боевой конь» Foto 4 Доказывать свою творческую состоятельность Ник Симпер принялся сразу же после оскорбительного для него увольнения. Он вошел в состав группы чернокожей певицы Марши Хант, бывшей подруги Мика Джеггера. Помимо него здесь играли гитарист Джед Пек, барабанщик Мак Пул, вокалист Эшли Холт и клавишник Рик Уэйкман. Все они и вошли в первоначальный состав группы Warhorse, однако Уэйкман – по свидетельству Ника Симпера – в силу своего индивидуализма вскоре покинул коллектив. На его место пришел Фрэнк Уилсон, и уже с ним был записан первый альбом, вышедший в 1970 году и названный – как и группа – «Warhorse» («Боевой конь»). Мощный и одновременно красивый хард-рок, представленный на альбоме, местами напоминает Deep Purple Mark I – гитарный рифф в «Burning» вообще один в один совпадает с «Bird Has Flown» из третьего альбома DP. Что, в принципе, – учитывая присутствие в обоих случаях Ника Симпера, – вполне естественно. А вот если ненароком я услышал бы такие вещи из дебютного альбома Warhorse как «No Chance» или «Solitude», то без сомнений решил бы, что слышу не что иное как Vanilla Fudge. Настроение и темп, музыкальная стилистика и даже тембр голоса Эшли Холта в этих вещах – те же, что и в прогрессивном хард-роке от Vanilla Fudge. При этом, я отнюдь не обвиняю Симпера и Ко в подражательстве, просто вышеупомянутая американская группа действительно заложила основы весьма продуктивного направления, которое и стали разрабатывать ее последователи. Не подражатели, а именно последователи. В этой связи попробуем разобраться в таком понятии как «прогрессивный рок» (прог-рок). Поддается ли оно мало-мальски вразумительному определению? На наш взгляд, очень даже поддается. Прог-рок – это характерное для рок-музыки первой половины 70-х направление, смыслом и содержанием которого является синтез музыкальных стилей, проявляющийся в первую очередь в нестандартности композиции и аранжировки. По сути, это развитие именно музыкальной составляющей рока, а не социальной, не подростково-энергетической и не развлекательной. В отличие от рафинированных, то есть стилистически четко выраженных стилей – таких как хард-рок, арт-рок, симфо-рок, джаз-рок, фолк-рок, блюз-рок, софт-рок – прогрессивный рок являет собой пограничные состояния всех этих стилей, а потому не поддается четкой классификации. Тем не менее, прог-рок в большинстве случаев все же тяготеет к какому-то определенному стилю, а потому и прог-команды относятся одновременно и к этому стилю, и к прог-року. Так, например, Atomic Rooster – это прогрессивный хард-рок, Colosseum и Lucifer’s Friend – «прогрессивщики» с явным уклоном в джаз-рок, в то время как Argent и Gryphon – в арт-рок. Кроме того, среди самой что ни есть хардовой классики значительную долю занимает опять-таки прог-рок: это и ранний Deep Purple, и весь «золотой период» Uriah Heep, и даже некоторые альбомы Black Sabbath («Sabbath Bloody Sabbath», «Sabotage», «Never Say Die»). Ярким представителем прогрессивного хард-рока является и Warhorse Ника Симпера. И если первый альбом – весомая заявка на то, что команда эта вполне достойна внимания, то вышедший в 1972 году второй альбом «Red Sea» – несомненный шедевр стиля. Здесь просто великолепен вокалист Эшли Холт, способный петь во всех стилях и манерах: в «Back in Time» он монументален в лучших традициях Iron Butterfly, в «I (who have nothing)» – лиричен как Хенсли с Байроном вместе взятые, в «Confident but wrong» экспрессивное пение заставляет вспомнить луженую глотку Джона Фогерти, а в таких вещах как «Feeling better», «Sybilla» и заглавной «Red sea» – вдобавок еще и голосину Брайана Джонсона из Geordie. Ну чем не вокалист экстра-класса? Под стать ему и другие музыканты: сменивший Пека гитарист Питер Паркс, Уилсон-клавишник, Пул-барабанщик (в развернутом соло из «Mouthpiece»), и – что особенно важно для нашей истории, – великолепен и безукоризнен наш герой Ник Симпер. А в общем и целом – это продукт для рок-гурманов, ничем не уступающий наиболее успешным творениям самых прославленных хард-групп. Так что возьмем на себя смелость классифицировать Warhorse как группу не второго, третьего или десятого рок-эшелона, едва достойную на упоминание в книге о Deep Purple, а как самую настоящую супер-группу. Однако утвердиться в этом статусе «Боевому коню» не удалось. Еще перед выходом «Red Sea» группу покинул Пул, на короткое время присоединившийся к знаменитой психоделической интер-команде Gong. Место за барабанной установкой занял Барни Джеймс, с которым группа отправилась в европейское турне. А во время работы над третьим альбомом Эшли Холт и Барни Джеймс позарились на предложение уже прославившегося в Yes Уэйкмана и присоединились к его проекту The English Rock Ensemble. (Кстати, именно голос Холта и барабаны Джеймса мы слышим на ставшем классикой альбоме «Мифы и легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола»). Таким образом, мелькнув в Warhorse при основании группы, Рик Уэйкман стал главным виновником ее распада, уничтожив на корню многообещающее начинание. Выиграл ли от этого Эшли Холт? Думается, что напротив. В сольном проекте звезды-клавишника он оказался всего лишь вспомогательным звеном, в то время как в «Боевом коне» сам мог стать звездой хард-рокового вокала. После распада Warhorse Ник Симпер на четыре года покинул рок-сцену. Но в 1978 г. он вновь взялся за дело, организовав группу Dynamite, переросшую вскоре в Fandango, где вместе с ним играли его соратники по Warhorse: Питер Паркс, Барни Джеймс, Мак Пул. Однако ни этот, ни последующие его проекты – Flying Fox, The Good Old Boys (здесь он играет поныне), Quatermass II – Нику Симперу сотоварищи раскрутить не удалось. Интересно, что согласно англо-русскому словарю simper это: 1. глупая или самодовольная улыбка; ухмылка; 2. глупо или самодовольно улыбаться; ухмыляться. Так что Ник Симпер соответствует нашему Коле Ухмылкину. Но в данном случае вышло, что именно ему не улыбнулась, а как-то криво ухмыльнулась Фортуна. Волею провидения неугомонный басист оказался несовместим с таким понятием как коммерческий успех. Но для истинных рок-меломанов сей факт, конечно же, ничего не значит. Личность Ника Симпера, равно как и его творческое наследие не могут вызывать у них ничего другого, кроме большого уважения.
|