Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Странная история доктора Уоллеса и мистера Лафламма




В журнале «Ровесник» №3 за 2008 год со ссылкой на «Арт Мозаику» от 14-20 апреля 2008 года в заметке «Deep Purple, Child In Time и плагиат?» читаем следующее:

«Один из самых жестоких медляков в рок-музыке – это «Child In Time» из альбома-прорыва «Dеер Purple In Rock» 1970 года. Музыканты никогда не делали секрета из того, что аккорды и тема навеяны композицией «Bombay Calling» из дебютного альбома американских психоделистов «It's A Beautiful Day» 1969 года.

Может, и навеяны, да и аккорды, которым вот уже почти 40 лет рвет сердце Блэкмор, американцы играли на скрипках, да и темп в оригинале иной, но это классический случай плагиата: почему среди авторов песни не указан тот, кто ее написал?

Так в конце концов рассудил создатель «Bombay Calling» скрипач Дэвид Лафламм и в прошлом году подал в суд на Deep Purple. Если его дело выгорит, коллективу не поздоровится: страшно даже подумать, о какой сумме компенсации идет речь, учитывая, что «Child In Time» – обязательный компонент любого сборника «перплов», а их с 1970 года издано бессчетное количество!»

На первый взгляд, все вроде бы верно и возразить нечего. Но это только на первый взгляд. Во-первых, НАВЕЯНО ничего не было, во-вторых, аккорды эти играет не Блэкмор, а Лорд… В общем, дело было так. На одной из репетиций Deep Purple кто-то из музыкантов спросил: кто помнит песню «Bombay Calling» It's A Beautiful Day? Джон Лорд стал наигрывать эту тему на органе. Остальные подхватили ее, Гиллан стал придумывать вокальную партию, – и в целом это зазвучало весьма интересно. По свидетельству Гиллана: «Тема звучала хорошо, и мы решили немного поиграть с ней, изменить кое-что и на этой основе сделать что-нибудь новое. Однако с другой стороны, я никогда не слышал оригинальной «Bombay Calling», и создавал эту песню, используя в качестве лирической темы холодную войну: «Милое дитя во времени, ты увидишь линию, прочерченную между хорошим и плохим, увидишь слепца, стреляющего в мир…» Затем Джон подготовил органную партию, а Ричи – гитарную. Песня в основном отразила настроение момента, и вот почему она стала столь популярной».

Работая над этой вещью, никто из группы и не догадывался, что она станет одной из самых великих в истории рок-музыки. А что касается заимствований, то в этом плане они – как и практически все музыканты – действовали по принципу, который удачно сформулировал Борис Гребенщиков: «Я возьму свое – там, где я увижу свое». Другой вопрос, что представляет собой это СВОЕ – какую-то деталь или же нечто большее? Насколько предмет заимствования самоценен?

На мой взгляд, настоящий плагиат – это когда воруется цельное законченное произведение или же часть, сама по себе представляющая значительную мысль. Например, мелодия. Но ситуация осложняется тем, что в рок-музыке функцию мелодии часто выполняет рифф. С другой стороны, сам по себе рифф гораздо примитивнее, чем мелодия, а потому в музыке, где рифф в основе, заимствование их друг у друга – явление вполне закономерное. А вот что получилось в итоге – это и должно быть определителем плагиата. Если заимствованный рифф так и остался главным содержанием, это одно, если же он является всего лишь строительной деталью – совсем другое.

(Характерной иллюстрацией к размышлениям о самоценности риффа может служить реплика Ника Симпера по поводу песни Лорда на стихи Эванса «One More Rainy Day», размещенной на первом сингле DP: «Ричи был особенно раздражен тем фактом, что Эванс и Лорд на би-сайд поместили свою вещь и кое-что заработали на продаже сингла. Ричи жаловался мне: Род Эванс всего лишь написал слова песни! На что я отвечал ему: Любой идиот может сочинить гитарный рифф, а ты попробуй напиши осмысленный текст!.. Ему это совсем не понравилось…»)

И потому логичным в этом деле будет вопрос: является ли инструментальная пьеса «Bombay Calling» музыкальным произведением, равнозначным «папловской» «Child In Time»? При все уважении к скрипичным пассажам и фолк-импровизациям, вещи эти несопоставимы. И то, что в основу одной вещи лег рифф из другой, еще отнюдь не основание считать Дэвида Лафламма соавтором «Child In Time». Особенно учитывая тот факт, что ОН НЕ ЯВЛЯЕТСЯ АВТОРОМ «BOMBAY CALLING»!!!

Элементарное исследование данного вопроса привело к неожиданному открытию. На дебютной пластинке It's A Beautiful Day напротив «Bombay Calling» значатся два автора – Vince Wallace, David Laflamme. Кто такой этот Уоллес, указанный первым? Член It's A Beautiful Day? Никак нет – среди участников этой группы такового не обнаружено. Так кто же это?

Воспользовавшись помощью интернет-поисковика Google, я вышел на чертовски интересный сайт (www.bluoz.com), из которого узнал, что Винс Уоллес – это джазовый музыкант-саксофонист, сочинивший «Bombay Calling» в 1962 году. В 1966 году на фестивале камерных оркестров в Сан-Франциско он продемонстрировал песню Дэвиду Лафламму. Тому захотелось ее записать совместно с джазменом. Однако Винса эта идея не заинтересовала, тогда Лафламм записал ее самостоятельно и на свое имя зарегистрировал ее в US Copyright Office. Никаких авторских отчислений, как утверждает автор сайта www.bluoz.com, Винс Уоллес от Лафламма не получил.

На сайте размещена фотография обложки альбома It's A Beautiful Day, на которой имя Дэвида Лафламма как соавтора «Bombay Calling», обведено черным фломастером, а рядом рукой Винса Уоллеса написано: «Plagiarist Scoundrel good singer wonderful Violinist needs work on character» (Плагиатор, негодяй, хороший певец и чудесный скрипач, не заботящийся о репутации).


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты