КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Симфоническое преддверие хард-роковой эпохиЧто следует считать началом «золотой эпохи» Mark II? Этот, казалось бы, простой до предела вопрос на поверку оказывается вовсе не однозначным. Потому как есть два таких начала – формальное и фактическое. Формально все это началось с того момента, когда двое участников группы Episode Six – вокалист и басист – были приглашены в Deep Purple. А 25 июля 1969 года фирмой Harvest был выпущен сингл с песней Гринвея и Кука «Hallelujah» – первой записью Deep Purple с Йэном Гилланом и Роджером Гловером. Фактически же начало «золотой эпохи» – это выход в июне 1970 года альбома «Deep Purple In Rock». Однако год, разделяющий эти два момента, сам по себе представляется чем-то из ряда вон. Как ни странно, а это вовсе не линейная прелюдия к «Ин року» и последующим альбомам, но выход в параллельные им музыкальные пространства. Речь идет о произведениях, написанных Джоном Лордом для рок-группы и симфонического оркестра. Это – знаменитый «Concerto For Group And Orchestra», впервые исполненный группой Deep Purple и Королевским филармоническим оркестром под управлением Малькольма Арнольда в сентябре 69-го и вышедший на виниле в январе 70-го, и гораздо менее известная «Gemini Suite Live», исполненная в сентябре 70-го и выпущенная на CD аж в 1993-м. Сегодня, когда оркестр в своих выступлениях используют многие рок-музыканты, часто приходится слышать, что «Концерт для группы с оркестром» DP сохраняет за собой лишь историческую ценность. Но обычно такие вещи говорят те, кто совершенно не понимает синтетического смысла этого произведения. И тут очень важно отметить, что по сути это произведение не Deep Purple, а именно Джона Лорда. В отличие от современных оркестрово-симфонических заигрываний а ля Scorpions, Metallica etc, «Concerto For Group And Orchestra» – это не сборник рок-номеров в сопровождении оркестра, а единое музыкальное полотно. Полотно Лорда-композитора, в котором ноги его в роке, а голова – в классике. Роковые нити искусно переплетаются с классическими: в оркестровое звучание органично вплетены и гитарное соло, и вокальная партия, и даже соло на барабанах. Происходит взаимопроникновение двух различных музыкальных пространств: на оркестровую партитуру накладывается рок-импровизация. Здесь интересен следующий момент: музыканты группы, помещенные в пространство, созданное демиургом-композитором, сами начинают творить, то есть импровизировать, чем достигается эффект двойного творчества. Здесь, конечно, очень многое зависит от вкуса и музыкальных пристрастий конкретного слушателя, но лично мой слух и мое музыкальное сознание воспринимают лордовский синтез очень органично. Поэтому на вопрос «насколько синтез удался?» я отвечу однозначно-неоднозначно: он удался для тех, кто любит и рок, и академическую музыку, и не удался для тех, кто любит одно из двух. Продолжение симфо-рокового синтеза последовало в «Gemini Suite Live», исполненной группой Deep Purple и симфоническим оркестром под управлением все того же Малькольма Арнольда в лондонском Royal Festival Hall 17 сентября 1970 года. Новое произведение Джона Лорда является прямым продолжением направления, основы которого положены в «Концерте для группы с оркестром». На хорошо подготовленной почве происходит здесь всестороннее развитие возможностей синтеза: композитор чувствует себя более свободным, смелее использует разнообразные ходы, к наиболее заметным продвижениям относятся мощнейшие духовые в третьей части, а также прекрасная вокальная партия Гиллана, гораздо более развитая по сравнению с прошлогодним «Concerto». Однако, несмотря на все достоинства, на пластинке данный концерт в свое время не вышел: он увидел свет лишь спустя 23 года! (Правда, в 1971 году в виде сольного альбома Джона Лорда вышла другая версия «Gemini Suite», в корне отличная от «Gemini Suite Live»). Но такое развитие событий было вполне закономерным: к тому времени уже вышел революционный «In Rock» и Deep Purple стали общепризнанными вождями рафинированного хард-рока. Симфо-роковая же ветвь музыкального древа Deep Purple получила свое дальнейшее естественное развитие в сольном творчестве Джона Лорда.
|