КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Продажа Аляски: явный и скрытый механизм сделки.В 1857 г. Великий Князь Константин в письме Горчакову из Ниццы впервые поднял вопрос об уступке Аляски США. В качестве доводов он указывал на (1) потенциальную внешнюю угрозу Русской Америки со стороны США, (1.2) что при возникновении агрессии Россия не сможет защитить Аляску; (2) трудное финансовое положение России после Крымской войны; (3) и на убыточность РАК. Константин также выступал за сближение с США и говорил о том, что Россия должна укреплять центральные регионы страны, развивая их с тем, чтобы сохранить приносящие пользу оконечности. Горчаков предлагал не торопиться, а выяснить реальное положение дел, разузнать позицию американской стороны и отложить вопрос продажи до истечения срока привилегий РАК, считая, что инициатива должна исходить от США. В 1866 г., получив записки Крабе, Горчаков пришел в выводу, что необходимо принять окончательное решение, для чего предложил провести особое совещание с личным участием императора Александра II. Совещание состоялось 16 декабря 1866 г., (участники - Александр II, Горчаков, князь Константин, и.о. морского министра Н.К. Краббе, мин. фин. Рейтерн и посланник в Вашингтоне Стекль) протокольные записи на нем не велись. Документальная база этих событий отсутствует: события ноября-декабря 1897 года вырваны из личного дневника Великого Князя Константина, а в договоре о продаже отдельным пунктом оговорено условие передачи всего архива РАК. За продажу Аляски выступали Констанстин, Рейтерн, Стекль и Крабе однозначно поддерживали инициативу о продаже. Аргументы приводились те же, что и 10 лет назад Великим Князем Константином в его письме из Ниццы. Единственным документом, возражавшим против продажи, была записка сотрудника МИД России Остен-Сакена. В ней говорилось о том, что (1) бесполезна была не земля Аляски, а РАК, к тому же Россия на тот момент не располагала достаточными сведениями об этой территории; (2) геополитическое положение Русской Америки таково, что Англия и США не могут захватить ее из-за противоречий между собой (3) ожидаемая от продажи сумма ничтожна, по сравнению с государственным долгом. По итогам совещания было принято решение о продаже Аляски. Вести переговоры о продаже было поручено Стеклю со стороны России и госсекретарем США Стюардом. Договор был подписан 30 марта 1867 г. При внимательном анализе этих доводов, можно выдвинуть ряд контраргументов: (1) США не представляло собой серьезную угрозу, т.к. только недавно там закончилась гражданская война, кроме того до этого не было никаких попыток американцев напасть на эти земли. (В 1854 г. Завойко отбил совместное нападение 2х французских и английских эскадр). Кроме того, Аляска – прекрасная арена для игры на британо-французо-американских противоречиях. (2) сумма продажи составляла лишь 1% от размера долгов России, поэтому практически ничего не решала (долг России на тот момент составлял 1,5 млрд.долл). (3) РАК не была убыточна, т.к. акционеры компании получали дивиденды в течение 21 года после продажи. Однако очень много обстоятельств этой сделки вызывает сомнения. Во первых, уровень подписантов не соответствовал уровню договора, к тому же Стекль выступал и как политический, и как финансовый агент. Настораживает и то, что со стороны России договор о продаже был оформлен как международный договор, а со стороны США – нет. В договоре не прописана процедура разрыва соглашения. Кроме того, по договору американцы вступают в право собственности после ратификации, а не после оплаты. Кроме того, выплатить деньги предполагалось золотом в Вашингтоне, а на самом деле США расплатились чеком в Нью-Йорке. К тому же деньги должны были заплатить в течение 10 месяцев. А поступили они только спустя 13 месяцев. По возвращении в Петербург, Стекль получил орден Белого орла. Тут же написал заявление на отпуск на 2 года и исчез с территории России. Кроме того, существует ряд подозрительных обстоятельств, предшествовавших сделке. В 1822 г. Россия получила частный кредит на 43 млн долл. в банке Ротшильда. Активное участие в сделке принимал некий Аугуст Бульмонт – помощник банковского дома Ротшильдов. Накануне продажи Аляски он основал Банк Риггса, который должен был перевести деньги от продажи в Лондон в банк «Братья Барринг и Ко». В этом же банке, как ни странно, хранились личные средства семьи Романовых После этой сделки Бельмонт становится личным советником президента США по экономическим вопросам, оставаясь при этом правой рукой Ротшильдов. Кроме того, в 863 г. Россия и США подписывают соглашение о Телеграфной экспедиции для строительства телеграфного сообщения через Тихий океан. В ходе этой экспедиции американцы занимаются сбором информации об этих территориях, а после продажи о строительстве телеграфа даже не вспоминают. Все эти обстоятельства приводят нас к выводу о том, что в продаже Аляски была личная заинтересованность членов семьи Романовых, а сам факт продажи – можно назвать актом национального предательства Романовых. 56. Формирование национальной доктрины СССР в годы войны: новые подходы и ориентиры. Формирование национальной доктрины в годы ВОВ требовало новых подходов и ориентиров с трех позиций (с учетом социально-классового, полиэтнического, поликонфессиональнного состава советского общества). Коммунистической идеи мало для консолидации всего советского общества. 3 июля он говорит братья и сестры, т.е. православное обращение. И до 45 года он использует именно это обращение. Религиозное обращение определяло задачу сближения позиций светской власти и РПЦ. Сергий 22 июня выступает с призывом защиты отечества, закрываются все атеистические союзы и журналы, разрешили христианские праздники. В нач. 42 г. на пост начальника генштаба выдвигается Василевский, отец которого священник, да и сам Василевский закончил дух. училище и семинарию. РПЦ внесла большой вклад в определение роли и места Сталина в ВОВ. Митрополит Сергий в обращении 42 г. по случаю 25 годовщины октября называет Сталина богоизбранным вождем, т.е потихоньку Сталин становится общенациональным лидером. Задача консолидации соц-классовой структуры: из-за новых перемен в полит. структуре. Авг-сент 41г.: создаются антифашистские комитеты. Встал вопрос о создании также еврейской антифашистской организации. С его созданием мобилизуем представителей мирового еврейства в свою пользу, но за рубежом проживают не только евреи, и что теперь должны создаваться отдельные национальные комитеты? В 43 г. новая задача, т.к. победа не за горами, необходимо проведение освободительной миссии. В мае 43 г. Сталин приглашает Кинга, корреспондента Британии. Объясняет причины роспуска коминтерна (состоится в июне 43г.). Национально-державная политика Сталина.1 янв. 44г. новый гимн – музыка Александрова, слова С. Михалкова и Регистана. В редакции Сталина - союз нерушимый республик свободных. С учетом полиэтнического, поликонфессионального, соц-классовой структуры общества была сформирована нац-гос. доктрина, которая определила основные источники победы: · руководящая и организующая роль партии (величайшая заслуга партии – высокая степень политизации общества и армии. 75% состава армии- коммунисты и комсомольцы) · феномен массового героизма (истекает из предыдущего), во всех национальностях. Панкратов в 41г. А.М.Матросов-закрыл вражеский пулемет своим телом. · духовное единство совет.народа · роль русского этноса – 66% русского этноса погибло · нац-я доктрина СССР способствовала социальным переменам в структуре общества. Именно в ходе войны сформировалась новая общность людей. 57. Открытие русской Америки。 Политика русских переселенцев по отношению к местному населению
В 1692 году Атласов, на Чукотке услышал от местных чукчей рассказ о земле на востоке. Впервые Аляска появилась на русских картах в 1700 году, в виде большого острова напротив Чукотки (Траурнихтовый чертеж). В 1711 году из Анадырского острога на восток Чукотки отправился казак П. Попов в надежде дойти до островов Берингова пролива. До островов он не добрался, однако составил первый чертеж Чукотского полуострова - Аляски, что переводится с местного наречия как «Большая Земля». 1725-30 - первая камчатская экспедиция В. Беринга и А.Чирикова, которую Петр 1 снарядил с заданием выяснить, соединяется ли Азия с Америкой. Экспедиция Гвоздева в 1732 году достигла Аляски в районе северо-восточней мыса принца Уэльского. Вторая камчатская экспедиция Беринга – Чирикова: весной 1732 г. Она не имела себе равных в 18 веке. Цели: открыть новые земли, сделать карты. Разведать, какие народы населяют Америку, по возможности сделать их своими подданными Российской империи. Найти новые источники пушнины. Грандиозность поставленных задач дала основание назвать экспедицию Беринга «Великой Сибирской». Экспедиция проводилась при поддержке правительства. 10 лет продолжалась подготовка к ней. Около 600 русских моряков участвовали в работе различных отрядов экспедиции, а 5000 человек обеспечивали доставку грузов. Экспедиция проводилась при активном участии Императорской Академии наук. В 1741 Россия объявила территории Северной Америки с 55 северной широты, включая Алеутские острова (1766) своей собственностью. Со времени второй камчатской экспедиции начинается история взаимоотношений русских переселенцев и туземцев (русским для освоения земель нужны были рабочие руки). Основные этносы, составляющие местное туземное население Русской Америки: алеуты, эскимосы, индейцы, тлинкиты, атапаски, унимакцы, ительмены (на Камчатке) и айны (на Курильских островах), коняги (Аляска). 1764-1771 - экспедиция Криницына и Левашова, 1783-1784 - плавание Г.И. Шелихова. Оказались пригодными для жизни и были заселены острова в Тихом океане: Кадьяк, Уналашка, Ситха. 1775 г. на острове Уналашка впервые было создано постоянное поселение в Русской Америке, основанное вскоре на острове Кадьяк поселение стало ее «столицей». Шелиховы, Барановы, совершившие плаванья между Курилами и Алеутскими островами - "настоящие строители империи на Тихоокеанском Севере". Почти сразу после высадки компании Г. Шелихова местные племена вели себя весьма враждебно. В частности, часто происходили вооруженные столкновения. Нередко различные купеческие компании натравляли друг на друга туземцев. После вооруженного подавления волнений, обычно брали заложников – аманатовкак гарантию от будущих выступлений. Аманаты не являлись надежной гарантией безопасности для небольшой группы русских, а потому проводились мероприятия и по задабриванию населения подарками. . Предпринималась отправка представителей местного населения в Россию, в том числе и для обучения. В 1805 году на Кадьяке было открыта двухклассная школа для креолов и туземцев. Уже середине 1790-х годов система эксплуатации коренного населения приобрела законченный вид. Она основывалась на сочетании методов экономического и внеэкономического принуждения. Труд аборигенов на пушных промыслах был фундаментом существования российских колоний в Америке. Экономические отношения со временем приобрели оттенок принуждения: туземцам выдавался минимум товаров местного производства (товаров из метрополии хронически не хватало), участие в промысловых партиях превратилось в обязанность. Расценки за пушнину были заниженными. Численность аборигенного населения падала: гибель на опасных промыслах, болезни -> дефицит рабочей силы. В 1799 была создана РАК, которая стала проводить целенаправленную политику по отношению к туземцам. В соответствии с классификацией РАК, коренное население делилось на 3 группы: 1-«действительно зависимые» (алеуты, эскимосы + «сословие» каюров) 2-«полузависимые» (индейцы внутренней Аляски и эскимосы южного и северного ее побережья – атапаски и др.) 3-«совершенно независимые»(тлинкиты). Непокорные тлинкиты были главными противниками русской колонизации ("колоши" — называли их русские). Они нападали на отряды, промышлявшие зверя, сжигали остроги, истребляя их обитателей. К этому их поощряли капитаны иностранных судов. Туземцы обязаны были платить ясак. 10% туземного населения входили в сословие каюров, основную массу составляли вольные алеуты (при этом определение «алеут» утратило этническую окраску и превратилось в обозначение наемного работника купеческой компании). Закабалялись все гендерные и возрастные группы аборигенов. В этом пришельцам должна была помогать местная верхушка – тойоны. С приходом русских на Кадьяк, там стало формироваться зависимое от них сословие каюров. Сначала это были бывшие невольники островитян (калги), которые доставались конягам (основная этническая группа на острове Кадьяк) в результате мены или в качестве военнопленных. В надежде получить свободукалги переходили на сторону русских, но оказались порабощены, хотя их одевали и кормили. Позднее в разряд каюров за различные проступки стали попадать свободные кадьякцы, кроме детей тойонов. В большой зависимости оказывались креолы, происходившие от смешанных браков между русскими и аборигенками (их использовали на низких административных должностях в качестве связующего звена с туземцами). В самом низу социальной лестницы находились каюры. Данная группа считалась находящейся в собственности компании и бесплатно эксплуатировалась на самых тяжелых работах, обеспечивавших существование население в колонии и бесперебойное функционирование промысловых партий. Основная же прибыль поступала от добычи калана «вольными туземцами». Развилась система принудительного долгового найма, при этом долги могли передаваться по наследству. Компания, которой фактические рабы доставались бесплатно, совершенно не заботилась об их благосостоянии или жизни. РАК, стремясь заручиться поддержкой части зависимых туземцев и облегчить управление ими, делала ставку на их вождей, через которых администрация доводила свои распоряжения до сведения населения того или иного селения.. Особую роль сыграла православная церковь. Изначально православие распространялось среди аборигенов посредством усилий промышленников. Насильно никого не крестили: с православных не могли брать ясак. В 1794- на Аляску прибыла первая русская православная миссия, в которой участвовал впоследствии канонизированный Герман Аляскинский. Проводились мероприятия по распространению христианства, в частности, часто крестили детей-аманатов. В Священнослужители не только обращали местных жителей в христианство, но и занимались их обучением русскому языку. Духовная миссия стремилась защитить туземцев от притеснений со стороны администрации. Православная миссия занималась изучением местных языков, переводились и печатались на местных языках религиозные книги, так в 1829 году на алеутский язык был переведен Катехизис, что способствовало христианизации туземцев. Священнослужители не только участвовали в распространении местной культуры, но и помогали улучшению здравоохранения среди туземцев, в частности, прививали жителей дальних селений. На периодически возникавшие восстания русскиеотвечали карательными операциями. Так, в 1802 году тлинкиты взяли штурмом крепость Михайловскую, в ответ в 1804 РАК организовала карательную экспедицию. В 1805 году тлинкиты взяли крепость Якутат. Одновременно со взятием крепостей уничтожались партии промышленников в окрестностях. Постепенно (1820-30) совершенствуется управление туземцами на Аляске. В 1820-е годы вводятся специальные должности для контроля над междоусобными спорами. Вводится институт обязательной службы креолов компании в течение определенного срока, который определялся в зависимости от грамотности. Вводился своеобразный институт прописки креолов. К концу 1820-х годов отношения стабилизируются – начинает развиваться торговля. За убитых русскими тлинкитов семьи последних получали компенсации. В начале 1830-х годов происходит списание долгов туземцев перед компанией. Проявляется некоторая забота о здоровье – увеличивается количество коек в лечебницах, проводятся медицинские осмотры. Во время эпидемии оспы 1835 – 1840 годов осуществляется массовая вакцинация туземцев. Избираемые кадьякцами тойоны стали утверждаться русской администрацией и получать регулярное жалование. НО. 1840-е. Сеть школ постепенно свертывается, образование алеутов признается ненужным. В начале 1850-х годов возобновились столкновения с тлинкитами. Русские были также втянуты в межплеменные конфликты. Для урегулирования конфликта с тлинкитами РАК добилась переброски на Аляску сотни солдат, а также расширила торговлю с индейцами. Таким образом, отношения русских переселенцев с местным населением нельзя назвать безоблачными, хотя и о целенаправленном истреблении не может быть и речи. Характер взаимодействия с туземцами определялся главной задачей РАК – получением прибыли. 58. Русский этнос в оценках руководства большевицкой партии на этапе переходного периода от капитализма к социализму в 1917-39 годы. 1. Женский епископат 2. Разрешен повторный брак для священников 3. Все службы только на русском языке. Заменить старую триаду на новую сразу не удалось, поэтому развернулась атеистическая пропаганда. 1924 год – образована лига безбожников, 1925 год – союз безбожников СССР. Первая пятилетка официально объявляется «безбожной пятилеткой». Считалось, что за нее о боге в СССР вообще забудут. 2. Свердлов издал декрет о расказачивании. По нему казаки оказались вне закона. Первый народ, который был подвернут депортации – русские казаки. Почему: 1. привлекали нерусское население на свою сторону 2. изменялся таким образом этнический состав 3. способствовали коллективизации 4. а также освоению Сибири и ДВ 5. зачистка границ 6. Принимаются меры по сокращению численности русского этноса и ареола его расселения. Появляется теория трех братских народов: русского, украинского и белорусского. А в России всегда существовал только один этнос. Тут же пошли отдавать истинно российские земли Украине и Белоруссии. Особенно это было заметно на Украине, где шла политика украинизации. 7.Следующим шагом в борьбе против русского этноса стало создание национальных районов и сельсоветов в ареале расселения русского этноса, где проживали малочисленные другие народы. Но в конституции 1936 года эти районы не были закреплены и они исчезли. 8. Еще одно направление – борьба против русской элиты. Русская и национальная элита большевикам не была нужна. Ленин говорил, что партия – это ум, честь и совесть эпохи. Интеллигенция им была нужна только для обслуживания политического режима. Она становится тонкой прослойкой. Большая роль в деле избавления от интеллигенции принадлежит карательным органам (ВЧК и НКВД). Было создано много специальных декретов и указов. После 1922 года из России поплыли философские пароходы - Сталин насильно отправил цвет интеллигенции в эмиграцию. Остальные были участниками или свидетелями различных судебных процессов. Борьба против великодержавного шовинизма больше была физическим и духовным истреблением российской элиты. В национальных районах проводилась политика коренизации. Её цели: 1. Поставить во главе союзных республик не русских, а представителей коренных народов 2. Ликвидация экономической и культурной отсталости районов 3. Все делопроизводство должно вестись на местном языке 4. Создание проверенных кадров для партии. Основная проблема этой политики была отсутствие кадров. Из Москвы посылали, поэтому, специальных людей, но кандидатов отбирали по 2 условиям: 1. Не связан прошлым и происхождением с этим районом 2. Революционная деятельность не связана с этим районом Результат борьбы против великодержавного шовинизма: все народы СССР превратились в крестьянские нации. Монополия на власть и на истину в последней инстанции принадлежит партии, которая опирается на свою интернациональную элиту, получившую название сов парт номенклатура. СССР – союз крестьянских народов. На 18 съезде партии говорилось о том, что социализм в основном построен, теперь можно приступать к строительству коммунизма. Теперь нужды были новые задачи и программа. Прежде всего, надо было бороться против русофобии. Даже в 1936 году Бухарин говорил о том, что русский этнос – нация Обломова,русский этнос находится в неоплатном долгу перед другими этносами, о том, что русский этнос должен стоять ниже других. Нарком просвещения говорил о том, что надо запретить патриотическое воспитание, у рабочих нет родины, Луначарский предлагал вообще перейти на латиницу. Крупская вообще запретила печатать русские народные сказки. Троцкий заявляет, что Россия – дыра мировой цивилизации. История – это политика, опрокинутая в прошлое. В России Покровским издается история России в самом сжатом виде и малая советская энциклопедия. Это очень идеологизированные книги, тотально извратившие историю. Сталин первым выступил против очернения русской истории. Он заявил, что раньше у русских рабочих и крестьян отечества не было, но теперь власть рабоче-крестьянская и них отечество появилось, его надо оберегать и защищать. Теперь в газете «Правда» было написано, что русский народ – первый среди равных. Русский – старший брат всех народов. В 1938 году Сталин называет русский народ великим. Начинается реабилитация русского народа. Наконец-то реабилитировали всех русских классиков. Задача – пропагандировать историю России, выходят фильмы, присуждаются Сталинские премии. Роль и место русского этноса в прошлом и настоящим восстанавливаются. Русский этнос должен был стать основой и цементом его режима. Ленин был лидером партийным, пролетарским вождем, а Сталин был еще и общенациональным лидером. Был создан социалистический патриотизм: идеологическая преданность, но и уважение исторических традиций. Задачи: 1. Интернационализация всех сторон жизни советского общества 2. Формирование социалистических наций 3. Единение социалистической наций для формирования новых общностей «советский народ» План 3 «Д» Сталина. Декоренизация (вводится должность второго секретаря партии и первого заместителя правительства – направленных Москвой, но все первые лица – должны быть национальными представителями. Исключение – Украина и Белоруссия) Деполитизация. Культура национальна по форме, но социалистическая по содержанию. Молодое поколение отсекалось от своего культурного наследия. Денационализация. Языковая консолидация народов СССР. Изучение собственного языка, но с обязательным изучением русского языка. Ликвидация национальных частей в Красной Армии. Уроки национальной политики периода строительства социализма: 1. Национальная политика не представляет собой свод деклараций и заявлений 2. Это не застывшая догма, она требует развития 3. Национальная политика – инструмент общественного развития, который мобилизует народ на решение задач и целей.
|