Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ. в какой оно становилось уже не искусством, а частью жизни




в какой оно становилось уже не искусством, а частью
жизни. Вспомним, что во все времена, когда суще-
ствовали два различных типа искусства, одно для ме-
ньшинства, другое для большинства *, последнее все-
гда было реалистическим.

Не будем спорить сейчас, возможно ли чистое ис-
кусство. Очень вероятно, что и нет; но ход мысли,
который приведет нас к подобному отрицанию, будет
весьма длинным и сложным. Поэтому лучше оставим
эту тему в покое, тем более что, по существу, она не
относится к тому, о чем мы сейчас говорим. Даже если
чистое искусство и невозможно, нет сомнения в том,
что возможна естественная тенденция к его очищению.
Тенденция эта приведет к прогрессивному вытеснению
элементов «человеческого, слишком человеческого»,
которые преобладали в романтической и натуралисти-
ческой художественной продукции. И в ходе этого
процесса наступает такой момент, когда «человечес-
кое» содержание произведения станет настолько скуд-
ным, что сделается почти незаметным. Тогда перед
нами будет предмет, который может быть воспринят
только теми, кто обладает особым даром художест-
венной восприимчивости. Это будет искусство для ху-
дожников, а не для масс; это будет искусство касты,
а не демоса.

Вот почему новое искусство разделяет публику на
два класса—тех, кто понимает, и тех, кто не понимает
его, то есть на художников и тех, которые худож-
никами не являются. Новое искусство—это чисто ху-
дожественное искусство.

Я не собираюсь сейчас превозносить эту новую
установку и тем более—поносить приемы, которыми
пользовался прошлый век. Я ограничусь тем, что от-
мечу их особенности, как это делает зоолог с двумя
отдаленными друг от друга, видами фауны. Новое
искусство—это универсальный фактор. Вот уже два-
дцать лет из двух сменяющихся поколений наиболее

 

* Например, в Средние века. В соответствии с бинарной структурой
общества, разделенного на два социальных слоя—знатных и плебеев,— суще-
ствовало благородное искусство, которое было «условным», «идеалистичес-
ким», то есть художественным, и народное—реалистическое и сатирическое
искусство.


ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА

чуткие молодые люди в Париже, в Берлине, в Лондоне,
в Нью-Йорке, Риме, Мадриде неожиданно для себя
открыли, что традиционное искусство их совсем не
интересует, более того, оно с неизбежностью их оттал-
кивает С этими молодыми людьми можно сделать
одно из двух: расстрелять их или попробовать понять.
Я решительным образом предпочел вторую возмож-
ность. И вскоре я заметил, что в них зарождается
новое восприятие искусства, новое художественное чу-
вство, характеризующееся совершенной чистотой,
строгостью и рациональностью. Далекое от того, что-
бы быть причудой, это чувство являет собой неизбеж-
ный и плодотворный результат всего предыдущего
художественного развития. Нечто капризное, необос-
нованное и в конечном счете бессмысленное заключа-
ется, напротив, именно в попытках сопротивляться
новому стилю и упорно цепляться за формы уже арха-
ические,- бессильные и бесплодные. В искусстве, как
и в морали, должное не зависит от нашего произвола;
остается подчиниться тому императиву, который дик-
тует нам эпоха. В покорности такому велению време-
ни— единственная для индивида возможность усто-
ять; он потерпит поражение, если будет упрямо изго-
товлять еще одну оперу в вагнеровском стиле или
натуралистический роман.

В искусстве любое повторение бессмысленно. Каж-
дый исторически возникающий стиль может породить
определенное число различных форм в пределах одно-
го общего типа. Но проходит время, и некогда велико-
лепный родник иссякает. Это произошло, например.
с романтически-натуралистическим романом и дра-
мой. Наивное заблуждение полагать, что бесплодность
обоих жанров в наши дни проистекает от отсутствия
талантов. Просто наступила такая ситуация, что все
возможные комбинации внутри этих жанров исчерпа-
ны. Поэтому можно считать удачей, что одновременно
с подобным оскудением нарождается новое воспри-
ятие, способствующее расцвету новых талантов.

Анализируя новый стиль, можно заметить в нем
определенные взаимосвязанные тенденции, а именно:
1) тенденцию к дегуманизации искусства; 2) тенден-
цию избегать живых форм; 3) стремление к тому, что-
бы произведение искусства было лишь произведением

 

8* 227


ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ

искусства; 4) стремление понимать искусство как игру,
и только; 5) тяготение к глубокой иронии; 6) тенден-
цию избегать всякой фальши и в этой связи тщатель-
ное исполнительское мастерство, наконец; 7) искус-
ство, согласно мнению молодых художников, безус-
ловно чуждо какой-либо трансценденции.

Обрисуем кратко каждую из этих черт нового ис-
кусства.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 105; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты