КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ. что происходит, дух не занят событием, находится вне его; он не живет происходящем, но созерцает его
что происходит, дух не занят событием, находится вне его; он не живет происходящем, но созерцает его. Однако созерцает, озабоченный тем, как рассказать обо всем этом читателям. Он хотел бы заинтересовать, взволновать их и по возможности добиться того, что- бы подписчики зарыдали, как бы на минуту став род- ственниками умирающего. Еще в школе он узнал ре- цепт Горация: «Si vis me flere, dolendum est primum ipsi tibi» 6.
Послушный Горацию, газетчик пытается вызвать в своей душе сообразную случаю скорбь, чтобы потом пропитать ею свое сочинение. Таким образом, хотя он и не «живет» сценой, но «прикидывается» живущим ею.
Наконец, у художника, безучастного ко всему, одна забота—заглядывать «за кулисы». То, что здесь про- исходит, не затрагивает его; он, как говорится, где-то за сотни миль. Его позиция чисто созерцательная, и мало того, можно сказать, что происходящего он не созерцает во всей полноте; печальный внутренний смысл события остается за пределами его восприятия. Он уделяет внимание только внешнему—свету и тени, хроматическим нюансам. В лице художника мы имеем максимальную удаленность от события и минималь- ное участие в нем чувств.
Неизбежная пространность данного анализа опра- вданна, если в результате нам удается с определенной ясностью установить шкалу духовных дистанций меж- ду реальностью и нами. В этой шкале степень близости к нам того или иного события соответствует степени затронутости наших чувств этим событием, степень же отдаленности от него, напротив, указывает на степень нашей независимости от реального события; утверж- дая эту свободу, мы объективируем реальность, пре- вращая ее в предмет чистого созерцания. Находясь в одной из крайних точек этой шкалы, мы имеем дало с определенными явлениями действительного мира—с людьми, вещами, ситуациями,— они суть «живая» ре- альность; наоборот, находясь в другой, мы. получаем возможность воспринимать все как «созерцаемую» ре- альность.
Дойдя до этого момента, мы должны сделать одно важное для эстетики замечание, без которого нелегко
ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА
/
проникнуть в суть искусства—как нового, так и старо- го. Среди разнообразных аспектов реальности, соот- ветствующих различным точкам зрения, существует один, из которого проистекают все остальные и кото- рый во всех остальных предполагается. Это аспект «живой» реальностью. Если бы не было никого, кто по-настоящему, обезумев от горя, переживал агонию умирающего, если, на худой конец, ею бы не был озабочен даже врач, читатели не восприняли бы пате- гических жестов газетчика, описавшего событие, или картины, на которой художник изобразил лежащего в постели человека, окруженного скорбными фигура- ми,—событие это осталось бы им непонятно.
То же самое можно сказать о любом другом объекте, будь то человек или вещь. Изначальная форма яблока—та, которой яблоко обладает в мо- мент, когда мы намереваемся его съесть. Во всех оста- льных формах, которые оно может принять,—напри- мер, в той, какую ему придал художник 1600 года, скомбинировавший его с орнаментом в стиле барокко: либо в той, какую мы видим в натюрморте Сезанна; или в простой метафоре, где оно сравнивается с деви- чьей щечкой,—везде сохраняется в большей или мень- шей степени этот первоначальный образ. Живопись, поэзия, лишенные «живых» форм, были бы невразуми- тельны, то есть обратились бы в ничто, как ничего не могла бы передать речь, где каждое слово было бы лишено своего обычного значения.
Это означает, что в шкале реальностей своеобраз- ное первенство отводится «живой» реальности, кото- рая обязывает нас оценить ее как «ту самую» реаль- ность по преимуществу. Вместо «живой» реальности можно говорить о человеческой реальности. Худож- ник, который бесстрастно наблюдает сцену смерти, выглядит «бесчеловечным»7. Поэтому скажем, что «че- ловеческая» точка зрения—это та, стоя на которой мы «переживаем» ситуации, людей или предметы. И об- ратно, «человеческими», гуманизированными окажут- ся любые реальности—женщина, пейзаж, судьба,— когда они предстанут в перспективе, в которой они обыкновенно «переживаются».
Вот пример, все значение которого читатель уяснит позже. Помимо вещей мир состоит еще из наших идей.
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
Мы употребляем их «по-человечески», когда при их посредстве мыслим о предметах; скажем, думая о На- полеоне, мы, само собой, имеем в виду великого чело- века, носящего это имя, и только. Напротив, психолог- теоретик, становясь на точку зрения неестественную, «без-человечную», мысленно отвлекается, отворачива- ется от Наполеона и, вглядываясь в свой внутренний мир, стремится проанализировать имеющуюся у него идею Наполеона как таковую. Речь идет, стало быть, о направлении зрения, противоположном тому, кото- рому мы стихийно следуем в повседневной жизни. Идея здесь, вместо того чтобы быть инструментом, с помощью которого мы мыслим вещи, сама превра- щается в предмет и цель нашего мышления. Позднее мы увидим, какое неожиданное употребление делает из этого поворота к «без-человечному» новое искусство.
|